Культура

На одной волне

Женский хор "Академия". Фото: Алиса Смирнова
Женский хор «Академия». Фото: Алиса Смирнова

Концерт современной музыки Fratres публика приняла с воодушевлением, зал был полон.  Это было настоящее музыкальное братство слушателей и исполнителей.

В первый день ноября в Большом зале Детской музыкальной школы имени Г. Синисало состоялся концерт, организованный в рамках международной научно-практической конференции «Традиционная музыкальная культура и композиторское творчество финно-угорского мира. К 50-летию Петрозаводской  государственной консерватории имени А. К. Глазунова»

Концерт был подготовлен силами студентов и преподавателей консерватории под руководством декана исполнительского факультета Андрея Дикоева, известного в Петрозаводске любовью к современной музыке. Амбициозный музыкант и педагог, он не раз удивлял слушателей выбором концертной программы. Под его руководством на разных концертных площадках Петрозаводска звучала музыка Терри Райли, Арво Пярта, Филипа Гласса, Арнольда Шёнберга, Софьи Губайдулиной, Джона Кейджа и многих других композиторов.

Fratres (лат.  «братья») – такое название получил концерт, и неслучайно. Прозвучали произведения композиторов финно-угорского мира, или, как можно выразиться иначе, – Братства. В программе была  современная музыка представителей Коми, Перми, Карелии, Удмуртии, Эстонии, Финляндии и Венгрии. А перед началом концертной программы прозвучали импровизации в исполнении преподавателя Петрозаводской консерватории Ирины Смирновой.

Первым номером представили произведение Татьяны Харитоновой. Кантата «Поле» для женского хора, фортепиано, флейты и ударных (на слова М. Яснова). Исполнили: женский хор «Академия», руководитель и дирижер Евгения Дыга, концертмейстер Анна Ралдугина-Материнская. Солистами выступили Александра Забайкина (флейта), Ангелина Ротобельская (флейта), Роман Домецкий (ударные).

Как пояснила ведущая концерта Мария Капушинская, произведения Татьяны Харитоновой в большинстве своем имеют камерный характер, композитор пишет много музыки для детей.

Меня как слушателя привлекло сочетание ярко выраженной аллитерации текста в хоре в сочетании с мягким, меланхоличным звучанием солирующих флейт. Создалась неповторимая атмосфера русского бескрайнего поля. Монотонно вторит тоскливым флейтам фортепиано. И вдруг, словно отголоски своеобразного ритуального танца, в общий звуковой поток врывается партия ударных. И  подобно ласковой материнской руке, звуковая волна хора приглушает этот всплеск, перекликаясь с флейтовым звучанием, как будто где-то вдалеке звенит треугольник, как тёплое прощание. Музыка закончилась, но в каждом слушателе, вероятно, еще звучали её трогательные отголоски.

Вторым номером  контрастно прозвучали две концертные пьесы Г. Синисало для гобоя и фортепиано (Юмореска и Пейзаж) в исполнении Валерия Дзюбука (фагот) и Татьяны Будановой (фортепьяно). Лёгкая, оптимистичная музыка явилась своеобразной сменой настроения.

Произведения, представленные в концерте, обладают чрезвычайно широким диапазоном в образном смысле и выстроены контрастно. Слушатель то погружался в оживленный музыкальный диалог Сонаты для виолончели и фортепиано З. Кодаи (солисты Нина Феофанова и Елизавета Фалинова), то окунался в ностальгические воспоминания в «Трёх пьесах для баяна» Н. Шабалина (Напев – Деревенский гармонист – Регтайм и Вальс-воспоминание, солист Михаил Трофимов), то заряжался энергией, наслаждаясь виртуозным исполнением Сюиты №1 для двух скрипок Х. Вессмана в четырех частях (Preludium, Zorzico,Tango, Un poco burlesco) в составе харизматичного дуэта Прасковьи Таниковой и Владислава Дёмина.

Особым вниманием отметили слушатели произведение Игоря Машукова «В Пермском зверином стиле» для фортепиано в шесть рук в исполнении Светланы Синцовой,  Марии Ерёменко и Анастасии Агабаевой. Музыканты представили публике своеобразный перформанс: перед началом исполнения Светлана Синцова прочитала небольшое стихотворное вступление: «Тут птицы-звери странные резцом наведены, там надписи чеканные в узоры сплетены». В это время к уже сидящей за инструментом солистке подошла еще одна, и уже во время исполнения к ним присоединилась сама Светлана Синцова. Исполняемая музыка держала слушателей в напряжении: звучание то угасало, то снова набирало силу, заполняя зал сочным звучанием кластеров. Помимо интересных музыкальных средств исполнители удивили публику хлопаньем в ладоши и импровизацией, напоминающей хаотичные бряканья животного по клавишам инструмента. Во всём этом действе была такая свобода и страсть, что зал был в восторге!

Конечно, гвоздем программы вечера была Cимфоническая поэма для 100 метрономов композитора-авангардиста Д. Лигети. Правда, организаторам мероприятия удалось достать не все сто штук, поэтому в концерте прозвучала версия для шестидесяти метрономов.

Метрономы для Д Лигети. Фото: Федор Гаранжа
Метрономы для Д Лигети. Фото: Федор Гаранжа

Ведущая рассказала слушателям о композиторе, его технике и о самой симфонической поэме. Партитура произведения представляет собой инструкцию. Метрономы заводятся на различную скорость и вступают одновременно. Постепенно гул «инструментов» спадает и можно наблюдать, как  каждый из них по очереди останавливается и остается «звучать» лишь один. В день похорон композитора именно этой поэмой завершили поминальный концерт как символом трагизма угасающей жизни.

Однако на концерте слушателей, да и самих организаторов ждал сюрприз. Организаторы выставили и завели метрономы. Зал с азартом и интересом наблюдал за происходящим на сцене. Забавно было наблюдать, как некоторые слушатели высматривали свой метроном, который пожертвовали для проведения мероприятия. Все ждали и вслушивались: когда же останется последний «герой». И вот, гул рассеялся, и в тишине мерно работал последний метроном. Зрители взволнованно перешептывались. Но  метроном и не думал останавливаться. В зале шутили: «Ну что, видимо, будем ждать до утра». Тогда было принято решение остановить «инструмент». Перформанс оказался с неожиданной и символичной развязкой. Публика ликовала, звучали радостные возгласы, люди  были в восторге от такого неожиданного поворота событий: жизнь продолжается!

Метрономы для Симфонической поэмы Д. Лигети. Фото: Алиса Смирнова
Метрономы для Симфонической поэмы Д. Лигети. Фото: Алиса Смирнова

Пока зрительный зал переживал бурные эмоции, на сцене вовсю шли приготовления к следующему, не менее волнующему номеру программы: известному  произведению Арво Пярта – Cantus памяти Бенджамина Бриттена для струнного оркестра и колокола в исполнении Молодёжного камерного оркестра Республики Карелии. Дирижировал Андрей Дикоев.

И вот дирижер встал на подиум. Замер оркестр, и вместе с ним замер зрительный зал. Началась музыка. Cantus памяти Бриттена – произведение, требующее огромной концентрации внимания музыкантов, оно требует от исполнителей чуткого слуха, и, конечно, умения проживать музыку, пропускать её через себя. С этим исполнители, несмотря на молодой возраст, справились великолепно: слушатели целиком погрузились в музыку, прочувствовали каждый нюанс этой звуковой лавины, захватывающей и уносящей в неизвестность.

Завершился концерт музыкой Белы Бартока – «Трансильванские танцы» (транскрипция фортепианной сонатины для фортепиано, переложение для струнного оркестра Дарваша Габора). Его три части  – Волынки, Медвежий танец, Финал – прозвучали в исполнении всё того же Молодежного камерного оркестра. Мелодичные напевы волынки, забавная музыкальная карикатура на неповоротливого, забавного зверя, и радостный, торжественный финал – всё это явилось отличным завершением концерта.

Молодежный камерный оркестр Карелии. Фото: Федор Гаранжа
Молодежный камерный оркестр Карелии. Фото: Федор Гаранжа

Концерт однозначно удался. Зал был полон. Причем публика была разношерстная: концерт посетили как студенты и преподаватели колледжа и консерватории, так и непрофессионалы. Люди хорошо приняли современную музыку, царила дружественная атмосфера. Можно даже отметить, что слушатели и музыканты в этот вечер оказались на одной волне, и это было настоящее музыкальное братство.

Лидия Екимова,

студентка Петрозаводской консерватории им. А.К. Глазунова