Культура

Стирая все границы?

Фото Ирины Ларионовой
«Привокзальная сказка»

В театре Ad Liberum прошла премьера социального спектакля  для семейного просмотра «Привокзальная сказка». На мой взгляд, получился он недетским.

 

…У меня дома висит фотография. На ней Серёжа, мой одноклассник, который в этом году умер от рака. Когда мои дети спросили, кто это, я им сказала: «Это мой друг. Мы вместе учились, ходили в походы, первую заметку в газету делали вместе». Малыши поняли, наверное, что это очень важный человек для меня. Я не сказала им, что очень дорожу этим снимком, потому как он сделан в последнюю нашу встречу.

 

К чему это я? К тому, что любую информацию, которую мы несём детям, нужно выверять и дозировать. Я за бережное отношение к неокрепшей душе. И для меня очень важно, насколько этот подход соблюдается в СМИ, в мультфильмах, представлениях.

 

То, что о детях с особенностями здоровья стали говорить сейчас больше, – хороший симптом. Наше общество будто выздоравливает после десятилетий молчания и осознанного игнорирования живущих рядом людей, которым нужна наша помощь. Но вижу я и другую очень опасную тенденцию: тема деток с особенностями развития сейчас на подхвате. Она интересна обществу, многие хотят сделать что-то доброе и полезное для этих ребят. Ведь это ни с чем не сравнимая радость – видеть улыбку, чувствовать счастье малыша, которому и нужны для этого машинка на пульте управления, чтобы фары горели, или телефон на батарейке с приятной мелодией. Получается, добро делать легко, а исполнить чью-то мечту – это все равно что в магазин сходить: дать денег и получить ее, заветную, в коробочке с бантиком.

Мы говорим своим малышам о хорошем и добром, наверное, это должно быть в детстве основным. Потому как детская душа и сердце – настоящее сокровище, о котором сами они и не догадываются. Улыбка, прикосновение или мысль, сказанная порой угловато и иногда с речевыми нестыковками, несет в себе крупицы истины и искренности – того, чего в нашей жизни непростительно мало. И с этим посылом социального спектакля «Привокзальная сказка» – дать возможность зазвучать со сцены детским мыслям и мечтам, я согласна полностью. Очень ценно, что детские сочинения  звучали со сцены, вошли в чудесную брошюру, их удивительно красочно и со вкусом оформили.

Уже после спектакля один из авторов сценария Лидия Побединская рассказала, что этот спектакль, по сути, создан из детских сочинений. Взрослые обыграли их, придумали сквозной сюжет.  Этому предшествовала работа в проекте «Добрый день». В 2012 году он начинался на волонтерском вдохновении при поддержке Центра культурных инициатив. Тогда и родилась идея социального спектакля, который помог бы особенным детям реализовать свой творческий потенциал. Для этого с их педагогами провели мастер-классы, а с ребятишками говорили о живописи, музыке и искусстве. Затем уже Лидия Побединская и Олег Липовецкий сложили истории детей в пьесу, композитор Ирина Смирнова написала музыку, а художник Алёна Голубева сделала видеооформление спектакля на основе детских рисунков.

 

В плане режиссерских находок все получилось удивительно органично и интересно:  зрители сидят даже на сцене, для актеров выделен узкий проход – почти как в настоящем зале ожидания любого российского вокзала. Интересен  ход, когда актеры рассказывают о детских мечтах, показывая свои фотографии. Черно-белые снимки – это как пропуск в детство, знак для пришедших детей, что взрослые тоже когда-то были маленькими.

Линия в общем-то выстроилась, детские сочинения звучали из уст актеров. Только воспринимать их было сложно, поскольку иногда ход спектакля прерывался спорами, криками (слишком часто звучало «чё»), неоправданно резкими словами. В своем слове после спектакля Лидия Побединская пояснила, что это нормальный такой, несколько жесткий подход, который закаляет ребенка.

Наверное, в чем-то автор сценария права, но тогда необходимо еще раз понять: готовы ли шестилетки (возрастная категория спектакля 6+) подвергаться такому закаливанию? Да и так ли необходимы окололитературные обороты «отвали!», «сам дурак!» и прочее-прочее-прочее?  Простите, но детская душа закаляется не грубыми словами, а настоящими поступками и выбором, который делает ребенок в совершенно конкретной ситуации, а не абстрактным рассуждением о мечтах. Я, конечно же, понимаю родителей, которые скажут, что не нужно создавать для детей специальных условий, что по телевизору еще и не то показывают. Возражу лишь тем, что не все дошколята смотрят телевизор и не для всех крики и разборки обычное дело. Или слово «социальный»  как бы оправдывает такой обывательский подход не только между собой, но и к зрителю?

На мой взгляд, спектакль получился недетским. Он подойдет для просмотра замотанным взрослым, которые хотят вспомнить свое детство. Например, чиновникам всех рангов и мастей.

 

Немного удивило меня желание актеров и Лидии Побединской обсудить увиденное сразу после спектакля. Один из актеров рассказал о Маржане Садыковой, девочке,  больной лейкемией, которая уже умерла. В зале были дети – многим из них не было и шести лет. Но как, как эту информацию донести до ребенка,  не травмируя его? И о каком добре тогда говорят взрослые, если добро само по себе человека не спасает? Ведь именно об этом могут спросить вдумчивые дети после спектакля!

 

Добро и мечта – не новая религия и не мода. Это то, что позволяет нам оставаться людьми в любых условиях, всегда. «Человеческая душа – это состояние человека, это что-то необъяснимое, яркое», – так написал 15-летний Ваня, воспитанник школы-интерната №21. Детские мысли и слова самоценны, их важно донести до зрителя. Путь от написанного к прозвучавшему мог быть намного короче, если бы свои отрывки прочли сами ребята. Эмоций у всех было бы больше. Потому как одно дело говорить о детях с особенностями и совсем другое – видеть, как искусство стирает все границы.

А спектакль смотреть нужно обязательно, он расширяет горизонт. Но этот проект нужнее взрослым. Если обращаться к детям, то лет с десяти, наверное, а то и старше.

 

Фоторепортаж Ирины Ларионовой с первого показа «Привокзальной сказки»

 

 

 

Олег Липовецкий представляет проект

 Александр — Александр Картушин, Носильщик дядя Саша — народный артист Карелии Александр Довбня

 Настя — Настя Узунова, Дима — Дмитрий Иванов

 Бомж Валера — Валерий Израэльсон

 Слева направо — Настя, Володя (Владимир Елымчев), Носильщик дядя Саша, Николай (народный артист Карелии Николай Королев) и Дима

 

Авторы сочинений

 Слева композитор Ирина Смирнова

 

Чемодан с мечтами