Культура, Новости, Русский Север, Хроника

В музее-заповеднике «Кижи» открылась выставка икон

Экспозиция «Писана икона сия при державе царя Алексея Михайловича» – результат редкого партнерства двух музеев столицы Карелии. 

Большой, глубокой мистической тайной назвал Русский Север митрополит Петрозаводский и Карельский  Константин — он был почетным гостем вернисажа выставки в музее-заповеднике «Кижи». Работа над выставкой шла несколько лет. Музей изобразительных искусств Карелии обладает одной из уникальных коллекций иконописи, неслучайно сюда приезжают учиться у старых мастеров будущие иконописцы — слушатели Духовной академии. Уникальные иконы хранятся и в музее-заповеднике «Кижи», часть из них мы увидим в Преображенском храме, реставрация которого должна завершиться в 2020 году.

Часть экспозиции
Часть экспозиции

Чем же привлекает новая выставка? Вернисаж был более чем многолюден. И почему именно XVII век? Авторы  экспозиции – хранитель коллекции древнерусской живописи Музея изобразительных искусств РК Владимир Платонов и научный сотрудник музея «Кижи» Борис Москин – обосновали выбор времени тем, что XVII век – особый период в истории России, предшествовавший глобальным реформам Петровского времени. А ведь икона является еще и документом, свидетельством эпохи. По иконам можно изучать историю, этнографию, культуру. 

Авторы выставки - хранитель коллекции древнерусской живописи Музея изобразительных искусств РК Владимир Платонов (справа) и научный сотрудник музея «Кижи» Борис Москин
Авторы выставки — хранитель коллекции древнерусской живописи Музея изобразительных искусств РК Владимир Платонов (справа) и научный сотрудник музея «Кижи» Борис Москин

Иконы, представленные на выставке, созданы во времена правления второго царя из династии Романовых – Алексея Михайловича, которого, кстати, особо почитал последний русский император Николай II, даже наследника своего назвал Алексеем. По свидетельству современников, царь Алексей Михайлович был образован, даже писал стихи, интеллигентен, при нем провели целый ряд реформ, которые должны были способствовать процветанию государства.

В истории второй царь из династии Романовых остался как Тишайший. Но тишайшему царю, глубоко религиозному, с мягким характером, «достался бунташный век». То в одной, то в другой части государства возникали хлебные, соляные, медные бунты, спровоцированные проводимыми реформами, с их участниками расправлялись  жестоко. Самым известным, еще по учебникам истории советского времени, стало выступление казаков под предводительством Степана Разина. Церковные реформы, проводимые патриархом Никоном, привели к расколу Русской православной церкви. Раскольники подвергались преследованиям, вплоть до сожжения на кострах. Впрочем, пострадал и сам инициатор реформ – патриарх Никон:  был осужден на Большом Московском Соборе и сослан в монастырь.

А еще это было время расцвета творчества знаменитого русского иконописца Симона Ушакова, который от создания икон перешел уже к созданию парсун – портретов исторических личностей своего времени.

На выставке в «Кижах» представлены иконы двух иконописных мастерских середины – второй половины XVII века, «при державе царя Алексея Михайловича», работавших в Пудожском крае и в Заонежье. Они были хорошо известны исследователям, но долгое время их творчество изучалось порознь. И вот впервые на  новой выставке  «рассматриваются вопросы творческой преемственности мастеров этих двух районов Обонежья и  при этом выявляется своеобразие искусства обеих мастерских», считают создатели  экспозиции.

Икона «Огненное восхождение пророка Ильи с житием. 1647 год. Игнатий Пантелеев. Тубозерская мастерская. Из церкви Успения и Пророка Ильи Водлозерского погоста. Музей изобразительных искусств РК
Икона «Огненное восхождение пророка Ильи с житием. 1647 год. Игнатий Пантелеев. Тубозерская мастерская. Из церкви Успения и Пророка Ильи Водлозерского погоста. Музей изобразительных искусств РК

— Нашли ли отражение непростые  события русского XVII века в творчестве наших иконописцев, или они были далеки от Москвы и ее событий? – поинтересовалась я у Владимира Георгиевича Платонова.

— Напрямую, конечно, нет, — считает он. Но при этом Владимир Георгиевич убежден, что косвенно они нашли отражение, подтверждение тому можно найти в клеймах житийных икон. Чаще, чем раньше, в них можно найти сюжеты наказания еретиков, вероотступников. А это значит, что Русский Север не был «оторван»  от жизни государства, не  был глухой отсталой окраиной.

Иконописная мастерская Пудожского края находилась в селе Тубозеро на берегу одноименного озера, в 1640-1670 годы. Здесь жил изограф Игнатий Пантелеев, один из немногих, кто подписывал созданные им иконы и  указывал дату написания иконы. Иконопись, как правило, «безымянное» искусство. Позднее здесь же работал брат Игнатия Мокей. Оба иконописца был сыновьями местного священника и исполняли обязанности дьячков в тубозерской церкви. Так что иконопись была для них как бы второй специальностью.

Иконописцы заонежской мастерской переняли от тубозерцев не только некоторые иконографические образцы, но и обычай сопровождать созданные ими иконы летописными надписями. Правда, своих имен заонежане не указывали, что было в традициях русской иконописи. Специалисты считают, что «произведения  заонежских иконописцев  ближе к народному, почвенному слою северной иконописи. Заонежские мастера предпочитают «сюжеты о помощи святых простым людям…».

Но эти особенности и различия двух мастерских Русского Севера доступны специалистам. Для обычных посетителей интересно другое: как заонежские иконописцы, мастера если не гениальные, то, безусловно, талантливые, которые при  написании икон не имели права ни на йоту отступать от строгих, выработанных веками правил и канонов, тем не менее сумели передать дух своей эпохи.

На вернисаже состоялась презентация книги «Святой преподобный Диодор Юрьегорский и созданный им монастырь», которую провел автор - старший научный сотрудник Водлозерского парка Александр Пигин
На вернисаже состоялась презентация книги «Святой преподобный Диодор Юрьегорский и созданный им монастырь», которую провел автор — старший научный сотрудник Водлозерского парка Александр Пигин

В последнее время, говоря о Русском Севере,  мы делаем акцент на использовании этого региона как объекта туризма, говорим и пишем о нем как о турпродукте, который можно успешно реализовать на туристическом рынке. И как бы на второй план уходит неповторимость и уникальность Русского Севера  как  заповедника памятников деревянного зодчества, иконописного творчества, необыкновенного языка, песен, былин, сказаний.  Замечательный ученый и подлинный гуманист ХХ века Дмитрий Сергеевич Лихачев, впервые побывавший  на Русском Севере в 13 лет, писал спустя 60 лет «…Готов поклясться, что лучшего края не видел. Я зачарован им до конца своих дней». Вот такого отношения, бережного, трепетного,  к этому удивительному краю, который достался нам в наследство, пожалуй, сегодня и не хватает.

Выставка в музее-заповеднике «Кижи», несмотря на свою компактность, очень не простая: сюда не забежишь на 15-20 минут, чтобы сделать пару-тройку селфи – бесполезная трата времени. Но нельзя не согласиться с мнением митрополита  Карельского и Петрозаводского Константина, почетного гостя выставки, с выступления которого я начала отчет о вернисаже: «Мы можем по этим иконам в значительной степени судить и о культуре Русского Севера. Русский север – это тайна, и я думаю, что эта выставка будет способствовать для человека неспешного, умного, трудолюбивого, прилежного одним из средств постижения этой тайны».

Вторая выставка, которая открылась в этот день в здании музея-заповедника на пл. Кирова, —  «Святки и фольклорный театр: игры, обряды, представления». Особое внимание было уделено вертепным представлениям. Это удивительное кукольное действо, которое бытует в России более 200 лет.

Выставка «Святки и фольклорный театр: игры, обряды, представления»

 

Фото автора и пресс-службы музея-заповедника «Кижи»