Культура

Тени у задника

Фото Юлии Утышевой
Сцена из спектакля «Баба Шанель»

Из простенькой истории при умелом подходе можно сотворить нечто интересное. О  премьерном спектакле «Баба Шанель» в театре «ТМ».

 

 

За сценой нестройный женский хор, проскакивая мимо нот,  лихо распевает «Коробейников». А прямо перед  зрителем – захламленная комната, где, как на старом чердаке, собраны всякие ненужные предметы, в том числе чей-то бюст, прикрытый тряпицей (скорее всего, ленинский), и небольшая фигурка того же вождя – конечно же, с протянутой рукой. Плакат под потолком сообщает, что ансамблю под названием «Наитие» – 10 лет.

 

Такова экспозиция. К зрителю, спотыкаясь, выходят пять пожилых артисток в русских сарафанах и кокошниках в возрасте примерно от 70 до 90. Отдышавшись, чисто по-женски вертятся перед громадным, во всю стену (воображаемым) зеркалом.

 

Становится понятно, что перед нами закулисье самодеятельного дома культуры (уцелел же где-то!) На середину выдвинут стол для заседаний, и на красную скатерть самодеятельные артистки выкладывают принесенные из дома угощения, чтобы отпраздновать юбилей коллектива.

 

Дамы бурно переживают аплодисменты и свой успех. Вспоминая, как они понравились руководству общества глухих(!) и как в их честь встал весь зал (все три ряда!),  они препираются и по-стариковски ворчат друг на друга. Но это так, разминка. На самом деле они ждут.

 

И вот оно – явление обожаемого руководителя (Юрий Николаев): баянист, в красной рубашоночке, хорошенький такой, но… не один. С ним девица в чем-то вроде набедренной повязки вместо юбки и в леопардовых лосинах на безупречных ногах (Наталья Мирошник). Она подчеркнуто скромно усаживается в сторонке, выразительно переглядываясь с баянистом…

 

Действие покатилось, вызывая смех в зале. Хотя действия-то никакого и нет – одни разговоры. Бабушки млеют от выспренних комплиментов руководителя, перебивая его панегирик своими прибаутками и замечаниями. И не подозревают, какая гроза нависла над ними. А «гроза» застыла в картинной позе – этаким ружьем, которому предстоит выстрелить…

 

Трудное это дело – найти достойную пьесу для пожилых актеров и создать спектакль, соразмерный опыту и мастерству исполнителей. Порой театрам приходится брать далеко не первосортный материал. Вызывала определенные сомнения и пьеса уральского автора Николая Коляды «Баба Шанель». Но в умелых руках и стекло засверкает не хуже брильянта. Из простенькой истории при умелом подходе можно сотворить нечто интересное. Театру «Творческая мастерская» и режиссеру Андрею Тупикову это удалось.

 

Известно: чем актер старше, тем он «дороже». Возраст, а значит и опыт для настоящего актера – не минус, а плюс, гарантия профессионализма. Поэтому, увидев в программке созвездие любимых актрис, я приготовилась получить удовольствие. И, конечно, вспомнила другой спектакль, где они играют почти в том же составе – «Марьино поле». Там эти женщины  заставили нас вспомнить о главном в жизни, душу перевернули.  А здесь?

 

 

…Какие же они разные, эти бабушки из ансамбля «Наитие»! Бывшая учительница, ныне выдающаяся склерозница, девяностолетняя Капитолина Петровна (Тамара Румянцева) с наслаждением валяет дурака, то помирая, то воскресая. Ну, бродит в ней школьница-хулиганка, «девочка-припевочка»! Не погасла радость жизни, и память прекрасная, а фразы невпопад и прочие атрибуты старости – только маска, чтобы хоть как-то соответствовать внешнему облику. Однако, когда приходит час решения  их общей судьбы, именно эта легкомысленная бабулька произносит самые мудрые слова и ведет за собой остальных. И это единственный случай, когда у говорливой компании не находится возражений.

 

Умилительна и вовсе не проста бывшая ревизорша Сара Абрамовна (Елена Бычкова), у которой «бешенство на почве стихов» Ахматовой и Цветаевой. Она – самая преданная поклонница баяниста и страшная патриотка своего народного ансамбля («мы, русские, всегда в кокошниках!»). И это тоже маска – защитная: да, я – городская сумасшедшая, и какие ко мне вопросы?! Нетрудно догадаться, что по жизни вопросы возникали самые разные, по большей части малоприятные, иначе чего бы ей дергаться, едва заслышав слово «евреи».

 

Наверно, не я одна заметила, что роли дам-полководцев поразительно удаются Людмиле Зотовой. Она и здесь, не впадая в карикатурность, уверенно держит в руках штандарт коллектива из пяти человек, по мере надобности напоминая о своем командирском положении. Ее героиня Тамара Ивановна прямолинейна, свято верит в незыблемость своего авторитета и считает, что за ней всегда должно оставаться последнее слово – не зря же назначили.  Она всегда чем-то недовольна, всем делает замечания. Ибо кто здесь самый крутой профессионал? Конечно, она, бывшая балерина музкомедии, инвалид с детства! Тамара Ивановна  храбро кидается в словесную перепалку с девицей в лосинах, приводя привычные резоны и не понимая, что здесь они не сработают…

 

Изумительное существо играет Галина Москалева. В отличие от старосты, ее героиня уклоняется от конфликтов, в открытую борьбу не вступает – где ей! Видимо, не слишком удачливая в жизни, далеко не напористая, добрая и ранимая, бывшая штамповщица секретного завода Нина Андреевна произносит коротенький монолог о похоронах кошки, по сути – исповедь одинокого человека. Главная радость для этой женщины – сесть за руль и рвануть куда-нибудь со страшной скоростью! Подальше от несовершенного мира…

 

В компанию народных и заслуженных исключительно удачно вписалась  Галина Дарешкина – актриса среднего поколения. Она точно, не без иронии, но с большим сочувствием ведет линию «женщины из народа»: не слишком образованной, не обремененной воспитанием, весьма словоохотливой – по поводу и без. Ее Ираида всю жизнь просидела в бухгалтерии, и всегда ей не хватало общения. Вот она и пришла в ансамбль общества инвалидов – выговориться! И никуда отсюда не уйдет.

 

Да они все, однажды попав  в дом культуры, ни за что с ним не расстанутся. Потому что здесь, а не дома у плиты и не на лавочке у подъезда их настоящая жизнь. Они-то знают, что, оказавшись на пенсии, человек не перестает быть самим собой и жив до тех пор, пока не позволяет считать себя существом низшего порядка. Пока живешь полной жизнью, и склероз не страшен. Пусть в зале ДК три ряда зрителей – этого вполне достаточно, чтобы чувствовать: они нужны, полезны! Старушки согласны быть даже тенями у задника, изображая эхо. Высшее счастье, по мнению одной из них, – умереть на поклоне, перед публикой.

 

И именно поэтому, каким бы ни было Время, явившееся к ним в облике девицы в лосинах, надо как-то к нему применяться.

 

Да, время грубое, а старики беззащитны, как дети. Кто заслонит их от хамской атаки самозваной примадонны? Не их же неврастеник-руководитель.

 

Единственный в спектакле мужчина выглядит откровенно  жалким. Вряд ли он может хоть кем-то руководить. Разве что «певицы», через раз попадающие в ноты и перевирающие текст, и могут выдержать такое руководство, ибо где же им взять другое?

 

Встречу с напористой Розой, которая берет целых «полторы (!)  октавы», баянист Сережа считает шансом сделать карьеру. Он вдруг вспоминает, что окончил знаменитый «чайник» (училище имени Чайковского)! Может, он и впрямь талант, может, его следует пожалеть, но сути это не меняет: тонкая натура с легкостью совершает предательство и даже не замечает этого.

 

Но зато уж характер, созданный Натальей Мирошник, хлипким не назовешь. Не характер, а символ времени – беспощадного, наглого, торгашеского. У красотки Розы цель всегда оправдывает средства. Какие там старушки с их смешными песнями! Что они вообще значат в ее жизни! Через такое она перешагивает с легкостью. 

 

С первого взгляда понятно: секретарша Розочка прошла в приемной мэра суровую школу жизни. Огонь, вода и медные трубы четко отпечатались на ее ухоженном личике. Пошел счет последним молодым годочкам, так что, шагая по головам, она свое вырвет! Пожалуй, такую Наталью Мирошник мы еще не видели. Такую – ввергающую в ступор и такую… узнаваемую. Продукт эпохи, так сказать.

 

В общем, театр поставил смешную комедию. Смешную, да не больно веселую.

Фото Юлии Утышевой