Дом актёра, Культура

Безликие оживают

БТК. "Мы". Фото Юлии Тапио
БТК. «Мы». Фото Юлии Тапио

В Петрозаводске прошли гастроли Большого театра кукол из Санкт-Петербурга. Открыл их спектакль «Мы» по одноимённому роману Евгения Замятина.

На пресс-конференции в Театре кукол Карелии перед началом гастролей режиссёр Руслан Кудашов рассказал о своем замысле:

— «Мы» — антиутопия, которая с каждым днём становится всё реальнее. Несмотря на то что спектакль был создан семь лет назад, он, как нам кажется, не теряет своей актуальности. Во всяком случае в Санкт-Петербурге «Мы» собирает полные залы. Спектакль создан этюдным способом. Нам нужно было осваивать гапиты (гапит — основа тростевой куклы, ее скелет. — Ред.). Мне показалось, они как нельзя лучше выражают замятинскую мысль: стертость человека в государственной машине. Государство населяют безликие куклы: люди, у которых нет имён, только номера. Роман «Мы» рассказывает о непрекращающемся конфликте между мужчиной и женщиной. Политическим роман выглядит только внешне.

День каждой из кукол расписан согласно Часовой Скрижали: все встают в одно время, работают, отходят ко сну. Алкоголь и курение табака запрещены — это считается ядом. Но главная героиня I-330 упрямо нарушает правила и впутывает в это инженера D-503. Вскоре герой понимает, что больше не может жить как раньше: у него образовалась душа.

Ситуация разворачивается накануне Дня Единогласия, когда общество должно выбрать нового Благодетеля.

БТК. "Мы". Фото Юлии Тапио

 

Все люди названы нумерами. Ими управляет Благодетель, которого сыграл Михаил Ложкин,  он знает все их болевые точки. Благодетель напоминает старшего брата, что следит за тобой, ни на шаг не отпуская. Кардинально он меняется в сцене избиения D-503. Сваренная из трубок клетка в виде трапеции, щелканье досок о пол, свернувшийся в комок герой – всё это подчеркивает беспомощность человека перед лицом государства,  что ощущается до мурашек по коже. Другие куклы спрятались в кулисах, ушли в тень.

БТК. "Мы". Фото Юлии Тапио

Сцена в Древнем Доме четко делит жизнь героя на две половины. После смешанного с ликёром поцелуя  I-330 с  D-503  внутри у него начинает расти Душа. Казалось бы, это достаточно прозаичная ситуация: хороший мальчик полюбил плохую девочку . Но всё-таки чего хочет I-330? Спасти D-503 или он просто деталь её плана – создать оружие против Единого государства? На этот вопрос предстоит ответить зрителям.

БТК. "Мы". Фото Юлии Тапио

Гапиты в руках актёров словно обретают способность мыслить и дают волю чувствам, пусть даже и запланированным. Яркие световые пятна на Часовой скрижали, выбеленное лицо Благодетеля становятся единственным в прямом смысле слова светом в окошке у кукол с затуманенными мозгами.

Однако не покидало ощущение, что даже вспыхнувшие чувства героев были частью плана Благодетеля. Опытный кукловод и тонкий психолог, он воспользовался моментом и переиграл ситуацию. I-330 и D-503  погибают оба: она физически в Газовой комнате под Колоколом, он морально — после того, как подвергся Великой операции по уничтожению фантазии.

Канва романа в спектакле Руслана Кудашова сохранена, однако некоторые сюжетные моменты изменены, усилена напряжённость. Зачем? Зрителю предоставлена свобода для интерпретации задумки режиссёра. Спектакль о природе тоталитаризма или все- таки о вечном конфликте между мужчиной и женщиной, как говорил режиссер? На мой взгляд, чувства героев органично вплетены в политическую составляющую спектакля. Показ ужасов тоталитарной системы связан с чувственной стороной жизни героев и наоборот. Это как две стороны одной медали. Спектакль не выносит приговор, а побуждает к размышлению о взаимосвязи человека и государства, причем делает это художественными средствами. Потому он и не теряет своей актуальности.

БТК. "Мы". Фото Юлии Тапио

Фото Юлии Тапио