Дом актёра, Культура

Не пей с призраками

Сцена из спектакля "Слуги Фемиды". Фото Юлии Тапио
Сцена из спектакля «Слуги Фемиды»

Театр драмы «Творческая мастерская» представил новый спектакль «Слуги Фемиды» в постановке Андрея Тупикова, основанный на повести «Авария» швейцарского писателя Фридриха Дюрренматта.

…Машина текстильного коммивояжёра Альфредо Трапса (Георгий Николаев) ломается в сельской местности. Дело близится к ночи, и он решает переночевать в доме судьи (Александр Лисицын). К хозяину приходят гости – бывшие адвокат (Валерий Чебурканов), прокурор (Дмитрий Максимов) и палач (Юрий Максимов). Отужинав, они предлагают Альфредо поиграть в игру, напоминающую судебный процесс. Разгорячённый алкоголем Трапс с радостью соглашается на авантюру, не подозревая, чем она кончится.
После просмотра задумываешься: героя настигает его прошлое в виде посторонних людей, которые каким-то образом узнали о его скелетах в шкафу? Или же это просто совпадение, и четверо вершителей закона решили поразвлечься с «жертвой»? А может, и то, и  другое одновременно?

«Слуги Фемиды» — настоящее пособие по тому, как добиться полной покорности человека. В ход идёт все: гротескность создаваемых ситуаций, доведение до такой степени страха, когда даже материальные вещи кажутся не тем, чем должны быть, — обратите внимание на зеркало. И непрекращающееся давление на героя с первой минуты.

Сцена из спектакля "Слуги Фемиды". Фото Юлии Тапио

Казалось бы, адвокат на стороне Трапса, рьяно отстаивает его невиновность, но и он приводит главного героя к душевному расколу. Кому-то показалось, что флирт с Симоной (Виктория Фёдорова), экономкой в доме судьи, напоминает флирт Альфредо с женой начальника? Если да, то эта параллель о том, что  Трапса настигает его прошлое.

Сцена из спектакля "Слуги Фемиды". Фото Юлии Тапио

Почему герой столь уверенно соглашается на эту рискованную игру? Решил пощекотать себе нервы и в итоге наказал сам себя: от сумы и от тюрьмы не зарекайся? Альфредо лишили душевного спокойствия, не зная об инциденте в его прошлом, просто попав, как говорится, пальцем в небо? Или же он всё-таки причастен к гибели своего начальника, хотя пытается это отрицать? Соглашается на игру с целью проверить себя на прочность, не зная, что призраки прошлого сейчас пьют рядом с ним, что вскоре он увязнет в липкой сети обвинений, манипуляций и потеряет связь с реальностью.

К финалу игры Альфредо сходит с ума и признаёт свою вину. Думает, что дальше некуда деваться, что судьи знали истину и лишь ждали удобного момента.

Даже финал не расставляет всё на свои места. Почему наутро он посчитал всё случившееся накануне  дурным сном? Это предупреждение о чем-то-то бессознательном, представленном воспалённым мозгом как сон? Или это было наяву, но герой снова старается всё забыть?

А может быть, всё проще? Спектакль о человеческой беспечности, о житейской истории с плохим концом. Нельзя играть по чужим правилам, если у тебя нет своих. Нельзя пить с представителями судебной власти, пусть и бывшими, — кошмары приснятся. И уж точно нельзя забывать, что своих скелетов  лучше держать в шкафу.

В «Слугах Фемиды» даже сценография (Сергей Терентьев) в хорошем смысле угнетает: используются кроваво-красный, тёмно-синий и чёрный цвета, лишь белеют скатерть, платье Симоны и парики «судей». Обстановка в доме нарочито вычурная, веришь в пафосность и нелепость происходящего на сцене.

Следующий показ «Слуг Фемиды» состоится 28 апреля в 19 часов.