Дом актёра, Культура

Евгений Князев: «Мы должны заниматься воспитанием зрителя»

Евгений Князев. Фото Юлии Тапио
Евгений Князев. Фото Юлии Тапио

В Карельской филармонии моноспектаклем «Пиковая дама» народного артиста России Евгения Князева открылся VII  Международный фестиваль искусств «Онего-классик». Известный артист театра и кино дал пресс-конференцию прямо на сцене филармонии.

Сразу прозвучал вопрос, что будет в моноспектакле «Пиковая дама», который должен был начаться через пару часов. Артист лишь улыбнулся:

— Что такое “Пиковая дама”? Это уникальная повесть Пушкина и это начало моей филармонической деятельности. Когда-то в театре Вахтангова был спектакль «Пиковая дама», поставленный Петром Фоменко. Было очень жалко, что он ушёл из репертуара. Фоменко я называю своим учителем, несмотря на то, что он меня никогда не учил, но я играл во многих его спектаклях. И я решил сделать «Пиковую даму» в его память. Когда я выхожу на сцену и читаю, говорю словами всех персонажей, я всегда думаю про этого замечательного режиссёра. «Пиковая дама» бессмертна. Уместить на пятнадцати страницах жизнь человека и рассказать про всех персонажей так, что все они понятны, завершить жизнь этим коротким произведением может только гений. Почему нужно ставить спектакль? Чтобы мы не забывали своих корней. У меня есть ряд писателей, о которых нужно напоминать. Что такое культура? Это способ развития нации, человека. Пушкин нас развивает.

Сразу прозвучал вопрос, а есть ли современные писатели, о которых нужно говорить.

— Конечно! Я очень люблю Алексея Иванова, Водолазкина. Сейчас читаю «Лестница Якова» Улицкой. Петрушевская тоже выпустила новую книгу. Я захожу в магазин и выбираю современную литературу. В газете объявление: лауреатами премии “Большая книга” стали такие-то и такие-то авторы. Я их выписываю. Всё подряд не читаю.

— Перед какой публикой выступать сложнее?

По словам Евгения Князева, ни перед какой:

— Если тебя услышат, будешь выходить и работать для публики, тебе прилетит отклик, который ты хочешь. Однажды я читал “Пиковую даму” на сцене театра Вахтангова в момент замены спектакля, его поставили в репертуар. Однажды в спектакле мой партнёр не смог играть, потому что потерял голос. Тогда попросили выручить и сыграть “Пиковую даму”. Публика была недовольна заменой, я чувствовал это. Но минут через 15-20 все умолкают, и дальше я могу работать. Как-то мне написала женщина, которая была на спектакле с сыном. Он ей сказал: «Мама, а Пушкин, оказывается, крутой автор!».

Известность Князеву принесла роль знаменитого ясновидящего  в сериале «Вольф Мессинг: Видевший сквозь время».

— У Мессинга и Германна есть общие черты, помимо мистики, которая их окружает?

— У Мессинга дар предчувствовать. Я не вижу в этом ничего мистического. Это просто возможность видеть немножко больше. А в “Пиковой даме” вообще ничего мистического нет. Пушкин написал произведение о том, как маленький человек решился вступить в спор с судьбой и сказал: «Я сейчас буду судьбу побеждать». А она говорит: “Нет, ты обдёрнешься, потому что жизнь надо проживать, а не побеждать”. То, что во сне ему предвиделась графиня… Мы же видим иногда во сне покойников. А в гадательной книге говорят, что это к перемене погоды. Человек так рвался… Его жалко. Что изменилось после того, как он проиграл? Он оказался в сумасшедшем доме.

Актер с горящими глазами продекламировал:

«Тройка, семёрка, туз – преследовали его во сне, принимая все возможные виды: тройка цвела перед ним в образе пышного грандифлора, семёрка представлялась готическими воротами, туз огромным пауком. Все мысли его слились в одну, – воспользоваться тайной, которая дорого ему стоила. Он стал думать об отставке и о путешествии. Он хотел в открытых игрецких домах Парижа вынудить клад у очарованной фортуны. Случай избавил его от хлопот».

Евгений Князев. Фото Юлии Тапио

— Нужно ли классическую драматургию адаптировать под современность?

— Всё новое — это замечательно. Мы не можем оставаться в стороне, жизнь движется. Переодеваться в сегодняшний день и делать так называемые ремейки можно. Вы знаете современные произведения, созданные современным языком? Верно, фильм Павла Лунгина “Дама пик”. Мне было интересно смотреть на актёрские работы и на на то, как развивается ситуация на сегодняшний день. Но разговаривая с молодыми людьми, которые видели этот фильм, увидел — они совершенно не поняли, что это снято по «Пиковой даме». Они её просто не читали. К нам в институт приходят молодые люди, и в ответ на вопрос “Какие произведения Пушкина ты читал?”, они начинают мямлить. Наша миссия — сказать, что Пушкин не отстойный автор, который уже надоел, а тот, который современен. Знания нужно насаждать. В том числе и в зрителей, которые меньше читают и меньше знают, чем хотелось бы. Например, все говорят, что Каренин — мерзавец, погубивший жизнь Анны. Он же создал ей все условия жизни, он любил её! Но люди этого не знали. А потом говорят: давайте перечитаем “Анну Каренину”…  У нас в театре есть “Евгений Онегин”, есть “Маскарад” по Лермонтову. Люди ходят на них и не понимают, что всё, что там произносится, это так же современно, как было тогда. Вся русская культура была создана для 5 процентов населения. Мы должны заниматься воспитанием зрителя. Чтобы ему потом захотелось прийти в театр. И в филармонию тоже.

Евгений Князев и директор Карельской филармонии Ирина Устинова
Евгений Князев и директор Карельской филармонии Ирина Устинова

Фото Юлии Тапио