Культура

Центр детского чтения: обещанного ждут

Вместо Республиканской детской библиотеки имени Владимира Морозова в Карелии 1 сентября появился Центр детского чтения в составе Национальной библиотеки. Пока безымянный.

 

Поразил такой факт: несмотря на высокую для республики  среднюю зарплату в нацбиблиотеке в 43 тысячи рублей, половина сотрудников бывшей детской библиотеки перейти туда отказались. 

 

Закрытие в этом году Республиканской детской библиотеки имени Владимира Морозова вызвало огромный резонанс. Протестовали общественностьдетские писатели, специалисты по детской литературе. 

 

6 сентября, через несколько дней после открытия Центра детского чтения (ЦДЧ), там побывали члены общественного совета по наблюдению за процессом реорганизации. Это детский омбудсмен Геннадий Сараев, юрист Елена Пальцева, корреспондент «Учительской газеты» Мария Дмитриева и я, редактор интернет-журнала «Лицей». Мы осмотрели Центр детского чтения, разговаривали с его сотрудниками и директором Национальной библиотеки Мариной Никишиной.

Члены общественного совета беседуют с сотрудниками Центра детского чтения
Члены общественного совета беседуют с сотрудниками Центра детского чтения
Меня спрашивают: чего же удалось добиться протестами, что из себя представляет сегодня Центр детского чтения? Общее впечатление после знакомства с центром: здесь лучше, чем ожидалось. И это стало возможным, по моему глубокому убеждению, благодаря активной позиции людей, которые не молчали, а горой встали за детскую библиотеку.
Но многое из обещанного власть не выполнила. А главный вопрос — станет ли детям в итоге лучше? — вообще остался за кадром. В стремительных переменах было не до него.

Безопасность 

Один из основных аргументов, когда проводили реорганизацию, – безопасность детей. Библиотека имени Морозова находилась в арендованном у города помещении в жилом здании, не соответствующем требованиям СанПина. Было выдано три предписания надзорных органов по нарушениям, касающимся пожарной сигнализации, системы пожаротушения и отсутствия запасного выхода со второго этажа.
В ЦДЧ два таких отдельных входа со стороны нацархива: этот для кафедры, обслуживающей слепых, и точно такой же с другой стороны, для школьных классов. Дети со взрослыми проходят через главный вход со стороны улицы Пушкинской
В ЦДЧ два таких отдельных входа со стороны нацархива: этот для кафедры, обслуживающей слепых, и точно такой же с другой стороны, для школьных классов. Дети со взрослыми проходят через главный вход со стороны улицы Пушкинской
Национальная библиотека недавно пережила масштабную реконструкцию, здесь всё соответствует нормам безопасности.
Хотя есть другая проблема, на которую указала Марина Никишина, — протечки в помещениях: одна в помещении кафе, другая — в кабинете для обслуживания инвалидов. «Вот о чем надо писать», —  укорила она журналистов.

Финансирование только ожидается

После волны возмущения из-за ликвидации Детской библиотеки имени Морозова власть в лице главы Карелии Артура Парфенчикова пообещала выделить несколько миллионов рублей на подготовку помещений под Центр детского чтения, на дизайнерский проект, покупку специальной мебели. Пообещали, что у детей будет все самое лучшее.

Однако деньги в срок не выделили, рассказала нам Марина Никишина. Библиотеке пришлось рассчитывать на свои силы, более того, что-то пришлось оплатить из кармана директора.

Выглядит симпатично, но стеллажи и столы старые. Обещают закупить новую мебель...
Выглядит симпатично, однако стеллажи и столы старые и с острыми углами, чего не должно быть. Обещают закупить новую мебель…

Ответ Министерства культуры на запрос «Лицея» от 18 сентября с.г. подтверждает эти слова. Из него следует, что из бюджета Карелии были профинансированы только переезд и перемещение библиотечного фонда — на сумму 173,9 тысячи рублей. Еще 1 миллион 246 тысяч рублей предусмотрены соглашением от 3 сентября этого года, то есть уже после торжественного открытия ЦДЧ, но еще не перечислены.

Планируют также направить, сообщает Минкульт,  4 миллиона 580 тысяч рублей — «на закупку мебели, оборудования и адаптацию помещений» НБ РК под Центр детского чтения. Сказано, что средства «будут направляться частями в рамках проведения закупочных процедур» в соответствии с нормами федерального закона № 44-ФЗ. Видимо, надо это понимать так, что 4 миллиона 580 тысяч рублей только запланированы, но не факт, что будут реально выделены? То есть обещание выделить достаточно средств не выполнено.

 

Структура и площадь Центра детского чтения

26 марта на встрече с сотрудниками Детской библиотеки министр культуры Карелии Алексей Лесонен сказал, что библиотека сократится до одной кафедры детского чтения. Это было воспринято с возмущением — речь шла фактически о ликвидации детской библиотеки. И в тот же день на пресс-конференции Алексей Лесонен сказал уже другое: будет отдельное структурное подразделение на базе Национальной библиотеки.

«Лицей» в запросе в Министерство культуры Карелии спросил о структуре Центра детского чтения. В ответе за подписью первого замминистра культуры Сергея Соловьева, структура ЦДЧ названа в таком виде: кафедра обслуживания детей дошкольного и младшего школьного возраста, кафедра обслуживания детей среднего школьного возраста, сектор развития читательских компетенций и сектор организации культурных программ.

Кафедра обслуживания детей среднего школьного возраста
Кафедра обслуживания детей среднего школьного возраста

Центр детского чтения

 

То же нам сказала и директор НБ. По ее словам во время нашей встречи, кафедры уже работают, два сектора еще предстоит создать.

В Республиканской детской библиотеке имени Владимира Морозова площадь обслуживания читателей составляла 400 с лишним квадратных метров.  Марина Никишина несколько раз во время встречи с нами подчеркнула, что площадь Центра детского чтения 400 квадратных метров. При этом не учитываются квадратные метры, занимаемые кафедрой для обслуживания слепых — она соседствует с кафедрой обслуживания самых маленьких читателей.

В эти же 400 квадратных метров входит и площадь игровой зоны. Здесь Геннадий Сараев обратил внимание на настольную игру в хоккей: «Не шумно ли для библиотеки?»

Игровая зона Центра детского чтения
Игровая зона Центра детского чтения
Помещение для методистов еще не готово. Прежде надо решить проблему стеклянной крыши: зимой слишком холодно, летом слишком жарко
Помещение для методистов еще не готово. Прежде надо решить проблему стеклянной крыши: зимой здесь слишком холодно, летом слишком жарко

Штат недоукомлектован, руководителя нет

Все ли сотрудники, кроме бухгалтеров, сохранили работу, как обещал министр на пресс-конференции 26 марта? Звали всех, но пошли в ЦДЧ не все. И это при том, что зарплата в НБ выше, чем была в РДБ: средняя  — 43 тысячи рублей. Минимальная — 18,5 тысяч, бывает и по 60 тысяч получают, так сказала нам Марина Никишина.
Штат ЦДЧ, как следует из ответа Минкульта, составляет 18 штатных единиц, включая заместителя директора — руководителя ЦДЧ, еще не назначенного. Еще часть ставок передана в общие для НБ отделы — библиографический и т.п.
В Республиканской детской библиотеке имени Владимира Морозова работали 24 библиотекаря. Не все они перешли в Центр детского чтения. По нашей информации, согласились 10 человек, 14 человек отказались.
Почему отказались? Этот вопрос я задала Анне Терентьевой, бывшему сотруднику Республиканской детской библиотеки имени Морозова, автору интересной программы «Школа нереальных героев».
— Лично я ушла, потому что не умею прогибаться и иначе представляю себе центр детского чтения, его суть, — рассказала Анна Терентьева. — Валерия Алексеевна Сакина (бывший директор ДРБ. — Ред.) задала высокую планку, я хочу уважать своего руководителя, как было с ней. И, конечно, я не считаю возможным оказывать библиотечные услуги детям на платной основе.
Другие тоже говорили о том, что для них точка невозврата — уход Валерии Сакиной.  Валерия Алексеевна Сакина создала сильный коллектив, это профессионал высокого уровня, но ее в Центр детского чтения не позвали. Хотя она бы и не пошла, о чем сказала мне еще в апреле.
Валерия Сакина. Фото Ирины Ларионовой
Валерия Сакина. Фото Ирины Ларионовой
Руководитель ЦДЧ до сих пор не назначен. На вопрос «Лицея» Минкульт ответил: «Кандидатура руководителя Центра детского чтения будет определяться на основании конкурса». Информацию разместят на сайтах МК РК и НБ РК.

«Что в имени тебе моём?..»

«Почему Центру детского чтения не оставлено имя Владимира Морозова и кто будет решать, какое имя получит ЦДЧ?» — еще один наш вопрос Министерству культуры Карелии.
На первую часть ответа не дано. Но известно, что против был глава республики Артур Парфенчиков. «Для детей он не писал, к тому же есть и другие обстоятельства, связанные с его непростой судьбой (поэт совершил самоубийство. — Ред.). А Центр детский», — написал он в одном из комментариев на своей странице в соцсети.
На вторую часть вопроса сказано, что «организовано изучение общественного мнения о том, имя какого писателя или поэта может быть присвоено Центру детского чтения». Идею присвоить центру имя Маршака оставили. 
Говорится также, что свои предложения можно оставить до конца сентября по телефонам 78-28-76 (добавочный 159) или по электронной почте: kulikova@library.karelia.ru
Из этого обтекаемого ответа нетрудно понять: имя Морозова Центр детского чтения носить не будет ни при каком условии.
Главный вопрос, на который придется рано или поздно дать ответ: а стало ли детям лучше от всех этих перемен? Ведь самые распрекрасные условия — еще не все, чего ждут от детской библиотеки. Сильные сотрудники, те, кто замечательно работал по своим оригинальным программам в Республиканской детской библиотеке имени Морозова, в новую структуру не перешли. Значит, содержание работы во многом потеряно. Но кого это сейчас волнует…
В Центре детского чтения
В Центре детского чтения
Фото Натальи Мешковой