Афиша Петрозаводска, Культура

«Белые ночи Карелии» продолжаются

Фото: Михаил Горин
Фото: Михаил Горин

Возвратившиеся вопреки законам природы «Белые ночи» можно только приветствовать. Первые несколько концертов Четырнадцатого фестиваля искусств по традиции состоялись в апреле-июне, оставшиеся по техническим причинам вынужденно перенеслись на осень. И вот вновь после реконструкции здания Петрозаводской консерватории распахнул свои гостеприимные двери Большой  зал, сняв тем самым многие фестивальные проблемы.

24 октября в нем с большим успехом прошла программа «Вокальная музыка барокко». Условно она вернула весенний концерт, но лишь наполовину. Совершенно новым оказалось первое отделение, в котором исполнялась органная и сольная вокальная музыка XVII – первой половины XVIII веков. Во втором отделении академический хор консерватории повторил звучавший весной шедевр Антонио Вивальди «Глория».

Кстати, такие повторы в нашей практике случаются весьма редко, о чем можно только пожалеть. Никто кроме профессионалов не знает сколько времени, труда и нервных затрат вкладывается в каждое подобное произведение и, как правило, в наших условиях ради однократного исполнения. Нынешний повтор стал безусловной радостью и большой удачей для исполнителей: студенческих хора во главе с художественным руководителем и дирижером Евгенией Дыга  и камерного оркестра Nord-West Studium под руководством Евгения Терехова. Частично обновился и дуэт солистов – партию сопрано исполнила заслуженная артистка РК Эльвина Муллина. «Глория» прозвучала вдохновенно и ярко, обретя в продолжившейся работе новые  исполнительские штрихи и краски.

Первое отделение концерта изменилось радикально. Эпоха барокко наполнила музыкальный мир теми мелодико-гармоническими красотами, которые были неведомы предыдущей эпохе, но  щедрыми россыпями расцвели в творчестве классиков и романтиков. Один за другим в Италии, Германии, Франции и даже скупой впоследствии на музыкальные откровения Англии в вокальной и инструментальной сферах рождались опусы, которым художественный мир уготовил судьбу шлягеров. Именно такие произведения и зазвучали на сей раз.

Избранные раритеты эпохи оживили для слушателей солистки Музыкального театра Карелии Эльвина Муллина, Евгения Гудкова и органист Александр Новосёлов. Именно в сопровождении органа звучали вокальные сочинения, что достаточно естественно для исполнительской практики эпохи, ведь он был главной инструментальной «фигурой» этого времени. Другие участники музыкального пира второй половины восемнадцатого и первой века девятнадцатого пока еще готовились к своим исполнительским триумфам.

Александр Новосёлов, солист Карельской филармонии, – выпускник Нижегородской консерватории с последующим продолжением образования в аспирантуре Санкт-Петербургской консерватории, лауреат Всероссийского и международных конкурсов, концертирует в России и за рубежом. Он  не только аккомпанировал вокалисткам, но выступил и как солист, предложив слушателям несколько произведений: Первую часть Концерта  А. Вивальди — И.С. Баха ля минор, “Хоральную прелюдию BWV 684” и “Токкату и фугу ре минор” Баха. Любители органа несомненно порадовались услышанному, особенно ставшему самым популярным творением великого германца – двухчастному циклу «Токката и фуга», одному из ярчайших произведений Иоганна Себастьяна с убедительно выраженными чертами концертности.

Четыре очень разнящихся произведения исполнила Эльвина Муллина. Ее светлое прозрачное сопрано максимально мягко прозвучало в Ave Maria Джулио Каччини. Близко по средствам, но с большей глубиной – Ave Maria  Баха-Гуно. Напротив, масштабность и виртуозность голоса обозначились в сложнейшей «Арии Израильтянки» Георга-Фридриха Генделя из opaтории «Самсон».

Замечательно исполнила свою часть программы Евгения Гудкова (меццо-сопрано). В каждом из номеров  — Amarilli Д. Каччини, Le violette и Sento nel core Д. Скарлатти, Caro mio ben  Д. Джордани – выразительные средства ее красивого  голоса легко подчинялись образному содержанию текста, точно передавая настроение исполняемого сочинения.

Фестиваль «Белые ночи Карелии» неизменно открывает нам новые имена. В ноябре должно состояться  очередное  открытие – знакомство с израильским композитором Барухом Берлинером.  Надеемся, что это будет интересно, тем более, что одним из исполнителей в этом концерте будет виолончелист Сергей Антонов.