Культура

Динамичное в статичном

IV фестиваль современного искусства «Выходка-2008» прошел в Петрозаводске в декабре
Спектакль Baralgin - визуальная рефлексияВсе знают, что такое выходка. Неожиданный, необычный, дерзкий поступок, противоречащий общепринятым правилам поведения, ведь так? Зачастую выходки совершают дети. И еще художники. Кстати, выходка – также русский музыкальный термин, обозначающий пение одного голоса или игру одного инструмента при совокупном исполнении. В партитурах этот термин чаще заменяется словом solo. Фестиваль «Выходка» – это соло современных карельских медиа-художников.
 
Его открытие состоялось в зале Благородного собрания краеведческого музея. На большом экране кадры предыдущих фестивалей. Символ фестиваля – балерина, правда, без гантели, но зато с громкоговорителем – мелькает в зале. Публика разношерстная. Хотя фестиваль адресован молодым, среди присутствующих много людей среднего возраста. После вступительного слова ведущих и торжественного разрезания ленточки – фестиваль открыт! – «экскурсоводы» Сергей Терентьев, арт-директор медиа-центра «Vыход», и Денис Кузнецов, замдиректора краведческого музея, делят публику пополам и с громкоговорителями вместо микрофонов приглашают на экскурсию по музейному «зазеркалью». Лица у людей немного обескураженные. 
Тема фестиваля – «Время». Не случайно открытие состоялось в музее, ведь он в какой-то мере консервирует время. В этом году организаторы не навязывали собственную программу, а устроили конкурс проектов. Победил проект Дениса Кузнецова, идея которого – создание собственного художественного медиа-высказывания в рамках постоянной экспозиции краеведческого музея.
Один из проектов фестиваля– Для нас это своего рода эксперимент, – рассказал на пресс-конференции Денис Кузнецов. – Музейное время статичное. Устали от этого! Решили попробовать в этом статичном разместить динамичное – видеоинсталляции, на время сделать музей живой коммуникационной площадкой.
И правда, музей у большинства из нас ассоциируется с застекольем: витрины с экспонатами, подписи, заученные фразы экскурсовода… И вдруг инсталляция «Стеллаж». Хорошо известные предметы быта: баночки из-под шампуня, кондиционера для белья… Шум супермаркета, голоса покупателей. И прямо на банках – маленькие тени бегающих фигурок покупателей. У любого это вызовет сбой в системе. Ведь это две вещи несовместные – исторический музей и супермаркет с шампунями! Но авторы инсталляции Владлена Громова и Артем Параманов настаивают: поиграйте, представьте, каким будет музей будущего, что из предметов XXI века может оказаться в его экспозициях и будет ли вообще существовать музей таким, каким мы его знаем сегодня?
Созвучна этой инсталляции и небольшая персональная выставка французской художницы Мюриель Руссо «Истории в коробках», тоже рассматривающей предметы современного быта как потенциальные экспонаты музея будущего.
Инсталляция Владлены Громовой «Подарок» затерялась в проеме лестницы. Название символичное. Звук часов. На стене черное полотно, в центре белый овал. Как своеобразный экран. Безликость. Но вот на «экране» проявляется чье-то лицо, еще одно и еще. Эмоции, переживания сменяются одно за другим. Образ внутренней жизни человека. Если бы можно было установить камеру внутри нашего сознания! Возникает ассоциация со старостью. Люди умирают и рождаются, но на чьем-то экране запечатлеваются их лица…
Экспозиции «На пороге древнего мироздания» предшествует конструкция их трех телевизоров – инсталляция Сергея Терентьева «Сейды». На экранах неолетические сооружения, в гранитные глыбы которых вписаны телевизоры, демонстрирующие уникальное место: гору Воттоваара – древнейший геологический и историко-культурный памятник, по мнению исследователей, место поклонения языческим богам и камням, которые наделялись сверхъестественными магическими свойствами и силой. Телевизор чем не машина времени?
Группа YARGA sound systemПосле демонстрации инсталляций зрителей ждало еще одно путешествие в прошлое. Премьера фильма «Дорога в Арктику» с участием шведского музыканта Гирилала Барса (терменвокс) и петрозаводской группы YARGA sound system. За основу взят немой документальный фильм 1925 года о строительстве Мурманской железной дороги, который музыканты одушевляли звуком в течение полутора часов. Дойка коров, строительство железной дороги, сплав леса по реке – все это, получая музыкальную поддержку, становилось выпуклым, сюжетным и даже интересным. А сцена с ловлей рыбы! Море. Рыбаки вытаскивают сети, полные рыбы. Полкорабля начинает шевелиться, заполняясь рыбным мессивом, рыбаки подпрыгивают, пытаясь удержаться на ногах. Рыба живая, дышит. Но вот показано, как ее разделывают: один накалывает рыбные тушки на вилы, подает другому, ее потрошат и скидывают в общий котел. А потом снова море. Тяжелое, злое, мстящее. Ну чем не настоящая трагедия?
Зрители не могут оторвать взгляд от музыкантов. Электронная обработка, народные инструменты, голос. И хотя музыканты не двигаются, играя на своих инструментах, кажется, что здесь и сейчас происходит какой-то шаманский обряд…
Гирилал Барс играет на терменвоксе, инструменте с необычным космическим звучанием. Единственный музыкальный инструмент, на котором исполнитель играет при помощи взмахов рук, не прикасаясь к чему-либо. Руки музыканта, кажется, высекают звук из воздуха, движения плавные, колдующие.
Нет возможности описать все события и открытия фестиваля. Это и совместный проект Веры Никифоровой и Юлии Утышевой «PRОДВИЖЕНИЕ», и традиционный конек фестиваля – проект «Видеоночь» в VIP-зале кинотеатра «Калевала». Это и мастер-классы медиа-художников Ирины Яшковой, Владимира Селезнева и Дмитрия Лесникова; и музыкантов группы YARGA sound system и Гирилал Барса.
Финальным аккордом фестиваля прозвучал спектакль «Baralgin» петербургского визуального театра Романа Габриа Gabria Visual Theatre. Его невозможно пересказать. В нем нет сюжета. Визуальная рефлексия. Язык тела. Возникающие ассоциации… Пока смотрю, рождается зарисовка:

Боль. Страх. Одиночество. Выпить таблетку… и забыться.
Страх. Одиночество. Боль. Раствориться в себе, как в стакане с водой.
Одиночество. Боль. Страх. Уместиться в циферблате часов и стрелками, как барабанными палочками, отбивать минуты. Щелкать секунды как семечки. Балансировать тактом.
Время играть рок. Время вывернуть гитару наизнанку. Время телефонных тире.
– Ты спишь?
– Я сплю.
– Ты дышишь?
– Я дышу.
– Ты умер?
– Я умер?
На матрасе не спит человек. Он спит только телом. Сознание же ловит в сачок долетающие жалящие звуки.
Шаги. Удар по затылку!
Падающий предмет. Дырка в правом полушарии!
Дрель. И сверлом прямо в мозжечок!
Звонок. И дротик в левое полушарие!
Господи, какой же шумный Ты создал мир!
Ты глушишь людей, как браконьер рыбу. Сделай тише.
Я сплю. Сон – пауза на жизнефоне…


Главный герой все время на сцене. Двое других приходящие. Один с забинтованным лицом, то являющийся в образе пеликана, то залезающий в циферблат, то поедающий праздничный торт, безобразный, беснующийся. Другой деловитый, все время что-то делает, что-то приносит: вкручивает лампочку, дарит торт и плюшевого мишку и, как ритуал, всегда звонит в дверь. Кто же главный герой? Может, наркоман? А «забинтованный» – его белая горячка, галлюцинация? То ли просто человек, у которого что-то болит, и он принимает баралгин. И тогда «забинтованный» и есть таблетка, символ лекарства, попадающего в кровь и творящего всякие штуки с нашим сознанием. Или «забинтованный» и есть боль? Белая боль. Наверное, каждый человек, посмотревший этот спектакль, поймет в нем что-то свое.

Фестиваль завершен. Думаю, организаторы достигли своей цели: через новые формы современные художники заставляют задуматься о времени и о человеке в нем.

 
Фото Юлии Утышевой 
 
 "Лицей" № 1 2009