Афиша Петрозаводска, Культура

Урок по композиции длиною в жизнь

Владимир Угрюмов. Фото Сергей Веселов
Владимир Угрюмов. Фото: Сергей Веселов

                               

Об авторском концерте Владимира Угрюмова

В Малом зале Петрозаводской консерватории состоялся авторский концерт Владимира Угрюмова, одного из первых выпускников композиторского отделения. Выбор Малого зала alma mater не был для него случайным. В годы учебы этот зал имел статус той аудитории, замечательные концерты которой во многом формировали его профессиональный  вкус.

Ровно два года назад, в декабре 2016 года, авторский концерт композитора проходил в зале Музыкально-хоровой школы под девизом «Навстречу 50-летию Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова». В нем звучала только вокальная музыка. Теперь же концерт стал частью консерваторского фестиваля «Территория звука». Программа концерта представила творчество композитора более разнообразно в жанровом плане – кроме вокальных, она включала и инструментальные сочинения.

В Петрозаводском филиале Ленинградской консерватории Владимир Угрюмов оказался после окончания дирижерско-хорового отделения Калининского музыкально-педагогического училища в 1971 году, но этот путь не был прямым, а начался с посещения Московской консерватории, куда намеревался поступить будущий композитор. Здесь он встретился с известным советским композитором Николаем Пейко, музыка которого вызывала интерес юноши. Но тот, зная об огромном наплыве абитуриентов в главный музыкальный вуз страны, посоветовал ему поехать в Ленинградскую консерваторию, где в композиторский класс Петрозаводского филиала ЛОЛГК набирал студентов народный артист РСФСР Альберт Семенович Леман.

Встреча с ним оказалась судьбоносной. Пообщавшись с Угрюмовым на коллоквиуме, Леман пообещал ему в случае успешной сдачи других экзаменов взять Владимира в свой класс. Это настолько вдохновило будущего студента, что он с легкостью прошел через все прочие экзамены. Так счастливо реализовалась мечта.

Рассказывая о своем первом уроке с профессором, Угрюмов с юмором вспоминает, как он хотел сразу же раскрыть  все свои умения и замыслы. Мудрый Учитель порекомендовал ученику не торопиться и вначале побродить по городу и его окрестностям, побывать на набережной Онего, съездить на Бараний берег, познакомиться с природой неведомой доселе Карелии, где ему теперь предстояло жить по крайней мере ближайшие пять лет. Обескураженный новоиспеченный студент только с годами понял правоту человека, прожившего жизнь. Природу родного края Владимир любил с детства, а здесь эта любовь пополнилась новыми  впечатлениями, которые осознавались постепенно, обогащая жизненный и творческий опыт. Но этот урок стал для него девизом на всю последующую жизнь.

Консерваторский курс композиции (вкупе со всеми изучаемыми музыкальными дисциплинами) закладывает фундаментальные основы будущего самостоятельного творчества, дает понять  и освоить законы музыкального мышления и драматургии применительно ко всем основным исторически сложившимся музыкальным жанрам. Это не означает последующей работы во всех жанрах, каждый автор в итоге склоняется к тому, что заложено в нем природой, к чему его влечет. Уже в консерваторские годы Угрюмов опробовал многие жанры, в том числе и крупные. Однако в дальнейшем сосредоточился на создании преимущественно камерных сочинений.

После окончания консерватории многие годы композитор (и музыковед по образованию) отдал лекторской работе в Карельской филармонии. По линии филармонии и Союза композиторов с отдельными исполнителями или небольшими бригадами он ездил по республике с рассказами о музыке, выполняя просветительскую миссию. Со многими музыкантами сотрудничал он в этих поездках, в частности, с певицей Галиной Яниной, баянистом Владимиром Соловьевым, пианистом Виктором Абрамовым. Возможно, именно эта выездная практика в районы республики с концертами-беседами многое дала композитору и, в частности, подсказала в качестве главного направления творчества камерную музыку. Симфонию в живом звучании в сельской местности не показать, и камерные произведения в этом плане незаменимы.

Одно за другим в творческом списке Угрюмова стали появляться струнные и духовые ансамбли, фортепианные миниатюры (нередко в виде сюит), вариационные циклы, песни. Периодически создавались и крупные опусы: симфонии (их  четыре), Концерты для скрипки и виолончели, хоровые и вокально-симфонические композиции. В 1983 году он стал членом Союза композиторов России.

Прошедший 12 декабря вечер был сугубо камерным, причем с преобладанием вокальной музыки, точнее – исполнялись песни. Песенные циклы оттенили три инструментальных сочинения, два из которых созданы для фортепиано и одно для кларнета.

Фортепианную сюиту под названием «Старинная» исполнил Александр Соловьев. В ней, как и полагается в сюите, но несколько неожиданно  соединены три контрастные пьесы: «Перепевы», «Пассакалья» и «Наигрыш». Все они корнями уходят в историю музыкальной культуры, но различной по национально-географическому происхождению. Пассакалья рождалась в средневековой испанской религиозной традиции и поначалу представляла собой шествие, классическое же оформление получила в эпоху барокко, а Перепевы и Наигрыш – это наше, родное. Соответственно различны и сам выбор пьес, и принципы формообразовании, и стилевые особенности, в этом и заключается оригинальность замысла.

Приметы фольклора отличают многие произведения Угрюмова. Есть у него и творения, основанные на конкретном фольклорном источнике, но в основном эта связь более опосредована и тонка, хотя чувствуется в музыкальной ткани очень ясно.

Второе фортепианное сочинение, написанное для двух роялей и названное «По прочтении…», исполнили Елена Кузина и Петр Богомолов. Интригующий и даже не намекающий на то, что прочитано – книга или, может быть, жизнь, — вуалирует фантазийные черты произведения, но не мешает ее эмоциональному восприятию.

Подобные композиционные особенности  довольно характерны для произведений Угрюмова. Наглядно они проявляются в сонатах для кларнета-соло, которых у автора пока четыре,  и более точно он определяет их как сонаты-фантазии. В данном концерте прозвучала соната под №3, а исполнил ее и сделал это очень хорошо Андрей Шибанов. Сравнительно недавний выпускник Петрозаводской консерватории, Андрей как исполнитель развивается очень успешно, и не исключено, что в его интерпретации зазвучат и остальные сонаты-фантазии композитора.

Андрей Шибанов. Фото Сергей Веселов
Андрей Шибанов. Фото: Сергей Веселов

На протяжении всего творческого пути Угрюмов обращается к жанру песни, которая, как представляется, привлекает его своей исконной первозданностью. И думаю, не ошибусь, если скажу, что песенность, причем не в духе советской эстрадной песни 70-80-х годов, а как стилевое качество, идущее от национальной природы, и определяет его индивидуальное мышление.  

Песни первых десятилетий жизни в Карелии Угрюмов создавал на стихи разных и в основном не первого ряда поэтов: Э. Ахуновой, И. Светличного, А. Дементьева и других.  И при этом довольно быстро по приезде в Карелию композитор познакомился и по-человечески сошелся с поэтом Виктором Сергиным.

Но вот как случается в жизни – поэта Сергина, одного из лучших карельских лириков, певца карельской природы, по словам Армаса Мишина «поэта неординарного, яркого, совестливого», он разглядел не сразу. Правда, Сергин не был человеком, активно продвигающим свое творчество, печатать его начали довольно поздно. Композитор искренне признался: «Наверное, не дорос». Возможно, неожиданная смерть поэта в 1998 году стала тем «ударом тока», с которого для композитора начался период творческого альянса с ушедшим поэтом. За последние годы на стихи Сергина им создано 32 песни, рассредоточенные в пяти вокальных циклах. В достаточно представительном виде  они были показаны в авторском концерте 2016 года. Все предназначены для певиц сопрано, их исполняли Елизавета Черемная, Майя Рийвес, Елена Окатьева и солистка Музыкального театра Анастасия Аверина. В нынешнем концерте опять участвовала Елена Окатьева и новый голос – Ольга Грудинина, которая исполнила цикл, прозвучавший впервые.

О многом писал стихи Виктор Сергин, если выделить главное – о жизни, человеке в  непростой житейской ситуации и о природе. Жизнь богата превратностями, порой трагическими, но человек всегда может найти «светлую просеку», которая поможет ему выйти на  потерянную дорогу. Природа одаривает человека красотой и теплом, дает ему силы. Все это оказывается максимально созвучным мироощущению Владимира Угрюмова, что и помогает ему создавать музыкальную ткань, органически срастающуюся с  поэтическим словом, художественно яркую, эмоционально достоверную, ибо в текстах поэта есть та мелодика стиха, которая естественно порождает красоту музыкальной стихии.

Голосу певицы в песнях почти всегда помогает фортепианное сопровождение. Но некоторые песни автор оставляет без него, доверяя голосу исполнительницы творческую свободу и даже возможность импровизации, что очень ценно в трактовке  заложенного в стихе смысла. Ведь в народе песня рождается тогда, когда человека переполняют радостные или печальные чувства, требующие эмоционального выплеска. Все исполнительницы в целом достойно раскрылись в трактовке песен. Но наибольший  успех выпал на долю Ольги Грудининой. Певица естественно передавала авторские эмоции, вложив в них и свои чувства. Потому реакция слушателей на исполнение ею цикла «Пылающей рябины гроздья» была искренней мгновенной вспышкой.

Со всеми вокалистками не только выступила, но  нашла их, подготовила к выходу на сцену, проведя огромную репетиционную работу, концертмейстер Светлана Синцова. Она большой энтузиаст, зачастую первооткрыватель произведений наших композиторов. Делает это уже несколько десятилетий, выступая на различных площадках города и республики. Честь и хвала всем музыкантам, не боящимся донести до слушателей новые творения композиторов.

После концерта. Фото Сергей Веселов
После концерта. Фото: Сергей Веселов

Творческий путь Владимира Угрюмова продолжается. Он свято чтит  полученное на первом уроке напутствие Учителя. Значит будут и новые сочинения, и новые авторские концерты!