Культура

«Сердоболь», или Борьба с Хроносом

В культурном пространстве Карелии в 2008 году произросло чудесное дитя – городской альманах «Сердоболь», уже четвертый выпуск которого готов увидеть свет. История, культура города, вчерашняя и сегодняшняя, – вот основное содержание небольших, но стильно сделанных сборников.

Главы альманаха – «Тема», «Историческая личность», «Обитатели», «Окрестности», «Архив», «Объект». Среди исторических личностей архитекторы с мировым именем Элиэль Сааринен и Уно Уллберг, писатель Майю Лассила. Все они не посторонние городу люди.
В главе «Обитатели» рубрики – «Беллетрист», «Реставратор», «Стихотворец», «Художник»… И обязательно в каждом сборнике среди обитателей города – Животное, младший брат-горожанин.

1.	Обложка первого выпуска альманахаСердоболь – дореволюционное имя города Сортавала, росшего и развивавшегося до 1940 года совершенно отдельно от остальной Карелии. Пограничное положение между Швецией и Россией, вечно воюющими соседями, переход территории первоначально Никольско-Сердовольского погоста, а затем шведского города Sordawalla из рук в руки в течение почти четырех столетий напитало эту землю богатейшей историей.
Грамота об основании шведского города датируется 1646 годом, что ставит Сортавалу в ряд старейших, ныне уже карельских, городов, среди которых Олонец, Пудож, Повенец… Сортавала растет, но Северная война опустошает ее, и в 1721 году, вернувшись в состав России по Ништадтскому договору, она превращается в маленькую деревню с русским именем Сердоболь.
 
С середины XVIII века Сердоболь в составе Выборгской губернии, а в 1760-м Екатерина II подписывает указ о возвращении Сердоболю статуса города. На 17 лет раньше Петрозаводска! Город становится центром обширного уезда, территория которого занимала почти все Северное Приладожье, – и часть Лахденпохского, современные Питкярантский, Сортавальский районы. В 1811 году Сердоболь в составе Выборгской губернии отходит к вновь образованному Великому Княжеству Финляндскому, и до 1917-го – года предоставления независимости Финляндии – носит свое русское имя. Хотя его экономическая и культурная жизнь проходит в контексте развития Финляндии.
Так в 1893 году в Сердоболь приходит железная дорога. В 1931-м строится самый длинный в Финляндии мост, соединивший две части города. Проводятся общефинские праздники песни, для чего в местном парке Ваккосалми устраивается самое большое в Финляндии певческое поле. Юбилейный праздник песни, посвященный 100-летию «Калевалы», состоявшийся в 1935 году, собрал 4500(!) певцов и музыкантов и транслировался по радио на всю Финляндию.
2.	Довоенная Сортавала. С открытки 1930-хАрхитектура Сердоболя, формируясь в общем русле финской и общемировой архитектуры, отражает стили, характерные для конца XIX – первой половины ХХ века. Все представлено здесь: эклектика, модерн, национальный романтизм, неоклассицизм, функционализм… Историю архитектуры можно читать по домам города, где работали выдающиеся финские архитекторы Элиэль Сааринен, Уно Уллберг, Юхани Вийсте, Якоб Аренберг и другие. Все они также много строили в губернском Выборге, отчего Сортавалу иногда называют «Выборгом в миниатюре».
Сортавальская архитектура – главный персонаж нового альманаха. И на обложках – замечательные памятники города в старых чертежах рубежа XIX – ХХ веков. Ядро Сортавалы, его исторический центр, выстроенный до 1940 года, представляет собой не просто собрание архитектурных памятников, – это сложившийся ансамбль, формирующий городскую среду, ту ткань, которая взращивает горожан, людей неравнодушных к своему городу.
И подтверждением тому стало рождение нового историко-краеведческого альманаха, пожалуй, единственного в своем роде в Карелии. Подобного нет даже в Петрозаводске. А в нынешней Сортавале живет всего-то чуть более 20 тысяч человек, большей частью никак не связанные с тем довоенным городом, ведь население почти полностью сменилось после Зимней войны.
Архитекторы на протяжении многих веков пытались с помощью архитектуры изменить мир. Не только тот, что окружает человека, но и само устройство общества, подвигнуть его на позитивные изменения к общей справедливости и благоденствию. И многократные эти попытки оборачивались великими и малыми утопиями. То, что в самом архитектурном городе Карелии появилась группа горожан, объединенных целью сохранить, улучшить, воссоздать городской ландшафт со всеми его деталями, будь то расстекловка окон в стиле модерн или гранитная облицовка, двери, наличники окон или мощение тротуара, дает надежду, что на этот раз архитектура что-то все-таки изменила в общности людей.
3.	В центре Сортавалы. Фото В. ЛарионоваМариэтта Шагинян, посетившая Карелию в 1948 году, побывала и в Приладожье: «Мы на улицах чистого, хорошенького городка с коробочками нарядных построек – Сортавалы, иначе Сердоболя. Пройти городок из конца в конец можно в какой-нибудь час. Поднявшись на высокую гору, окаймленную парком, видишь с каменного парапета редкой прелести панораму на все четыре стороны горизонта.. ».
Профессор истории из Йоэнсуу сортавалец Александр Изотов в одном из материалов «Сердоболя» с горечью пишет о том, что превращение «совершенного культурного ландшафта», каким являлась послевоенная Сортавала, в безобразный, потери города связаны с элементарной бесхозяйственностью и безразличием людей к месту своего обитания, о том, что «люди прекратили борьбу с Хроносом для защиты прекрасного пространства-мира, созданного предшествующими поколениями».
По мнению большинства исследователей, название Сердоболь образовалось в результате приспособления к русскому языку карельского и шведского названий города, исключительно по созвучию.
Однако название городского альманаха, главной темой и болью которого стал город, уникальный, сказочно-волшебный по архитектуре, мне думается, дано авторами и создателями не только по стародавнему имени Сортавалы. По Далю, «сердоболье» – это сердечное участие, сострадание, жалость и «старание» о помощи. Альманах буквально пронизан любовью к своему городу, его историческому наследию, приведенному большей частью в печальный вид, и опытом реставрации, новыми делами, свидетельствующими о продолжении «борьбы с Хроносом».

"Лицей" № 1 2009