Дом актёра, Культура

Антон Верещагин: «Всё приходит тогда, когда нужно»

Антон Верещагин в спектакле "Стойкий оловянный солдатик". Фото: Юлия Утышева
Антон Верещагин в спектакле «Стойкий оловянный солдатик». Фото: Юлия Утышева

 #МолодойТеатрКарелии

В нашем проекте мы представляем молодых актеров пяти профессиональных театров республики.

«Мне очень везет в Театре кукол. Я работаю с хорошими режиссерами и художниками. Каждый раз новая постановка для меня открытие». 

 

Мы сидим в Зеленом фойе Театра кукол Карелии среди множества растений и нескольких больших картонных коробок, на которых написано «Петрозаводск, Карелия». Актеры собираются на очередные гастроли.

 

Когда любую сказку начинаем репетировать, сразу возникают ассоциации с детством, когда мама мне книжки читала.

 

– Машинист мостовых козловых кранов, стропальщик, газовщик и ремонтник грузоподъемных механизмов: кто бы мог подумать, что всё это про артиста Театра кукол Карелии Антона Верещагина! А твои самые первые специальности – слесарь-ремонтник производственного оборудования и техник-механик по ремонту производственного оборудования предприятий машиностроения… Видимо, актерская жилка оказалась крепче?

– В Павлодаре у нас есть народный молодежный театр «Промень». Он базируется в городском Доме культуры. Главный инженер за меня поручился, потому что ребят набрали, и они месяц уже занимались. Руководитель этого молодежного театра Денис Владимирович Аверьянов взял меня на обучение, и уже через месяц я был у них старостой. Однажды мы сидели с ребятами, и кто-то предложил поступать в театральный институт. Мы все загорелись, но встал вопрос: куда? Либо в Новосибирский государственный театральный институт, либо в Екатеринбургский. И я спросил у ребят: «А что дальше находится?», они в ответ: «Екатеринбург!».

– Антон, почему из множества профессий ты выбрал именно эту – артиста-кукловода?

– Что уж греха таить, меня не взяли на специальность «актёр театра драмы». Я очень расстроился, хотел уехать домой, но ребята уговорили меня сходить на консультацию для актёров-кукольников, и заслуженная артистка России, актриса Театра кукол Екатеринбурга Наталия Войттовна Гаранина сказала: «Я беру тебя на бюджет». Вот так я и стал  артистом-кукловодом.

Я не из богатой семьи, работал на заводе, сам себе оплачивал учебу. Мама всю жизнь работала уборщицей, мы вместе с ней ходили по очереди убирать. А после зачисления в институт на бюджетное отделение я сел в поезд, еду и думаю: «Как же теперь, я поступить-то поступил, сейчас домой приеду, а где я возьму денег, чтобы уехать обратно?» Приехал домой, мне открывают дверь и говорят: «Мы в «Орифлейме» выиграли ноутбук». Я его продал и на эти деньги уехал учиться в Екатеринбург. И тогда я понял, что все в этой жизни приходит тогда, когда нужно. Но приходит только тогда, когда ты что-то делаешь для этого.

– Если бы ты поступил на драму, кого бы хотел сыграть?

– Каждый мечтает сыграть Гамлета. Если честно, я даже не думал об этом, потому что когда учился в институте, каждый год летом приезжал домой, и мы с ребятами из молодежного театра устраивали режиссерские лабораториумы. Собирались с теми, кто учится в театральных институтах, брали 10-15 дней, и за эти дни ставили 3-4 пьесы театра абсурда в основном. Так что в драматическом плане я там наигрался.

– Что дала учеба помимо знаний? Она как-то изменила тебя?

– Да, уже в процессе обучения становишься терпеливее, развиваются волевые качества, пунктуальность. Как нам говорили в институте: «Единственная причина, по которой вы не пришли на спектакль – это если вас переехал трамвай». Я невольно вспоминаю свою учительницу по МХК, с которой мы ходили в театр всем классом. И задаюсь вопросом: неужели в 10 классе нас больше не считают детьми, раз мы ни разу не ходили в кукольный театр?

– Сейчас, когда репетируете, вспоминается детство?

– Когда любую сказку начинаем репетировать, сразу возникают ассоциации с детством, когда мама мне книжки читала. Это представление не всегда сходится с тем, что нужно делать на сцене. Как, например, в «Кошкином доме», где мы играем пожарных. В детстве я бы ни за что не догадался, что там есть пожарные. Когда смотрю наши спектакли, я сам всегда как ребенок сижу. Иногда меня даже ребята ругают, потому что есть моменты, где мне становится смешно, и я не могу сдержать свой смех, а смеюсь я очень громко, и поэтому меня даже иногда выгоняют.

– Как изменилось твое восприятие кукол по сравнению с тем, что было в детстве? У тебя же в семье были какие-то куклы. Может, затаенная любовь к ним осталась с детства?

– Когда я поступил в вуз, у нас в Павлодаре не было театра кукол, изначально я даже не имел представления, что это такое, я не видел спектаклей, где работают куклы. Во время учебы в институте мы очень много ходили и смотрели – в Екатеринбурге раз в два года проходит международный фестиваль «Петрушка Великий», куда со всего мира приезжают кукольники. Мне довелось дважды побывать на этом фестивале. Нас, студентов, освобождали, от занятий, мы ходили и смотрели. И отношение к куклам стало более трепетным. Они же все живые, и мы тоже помогаем им оживать. Для меня сейчас театр кукол намного интереснее, чем драматический.

 

Мне очень нравится Карелия, Петрозаводск. И коллектив здесь хороший, дружный, ребята приняли меня здорово. И работы у меня хватает.

 

– Антон, каким всё-таки попутным ветром тебя, жителя казахских степей, занесло в карельскую тайгу?

– На самом деле это всё наш мастер — заслуженная артистка России Наталья Войттовна Гаранина. Она очень хорошо знакома с директором Театра кукол Карелии Любовью Николаевной Васильевой и с Любовью Алексеевной Бирюковой, заведующей труппой. Театру нужен был мальчик для постановки «Стойкого оловянного солдатика». И где-то курса с третьего Наталия Войттовна начала меня готовить к тому, что я поеду сюда, потому что здесь срочно нужен был мальчик. И я доверился: ну ладно, давайте, поеду туда, что поделать? Так я и оказался здесь.

– Доверился и не пожалел?

– Да нет, мне очень нравится Карелия, Петрозаводск. И коллектив здесь хороший, дружный, ребята приняли меня здорово. И работы у меня хватает. Сейчас каждый новый режиссер, который приезжает, включает меня в постановки, и я почти везде занят. Ну и поездили мы на гастроли, и еще поездим!

– За «Стойкого оловянного солдатика» ты получил «Онежскую маску». Что почувствовал?

– Мне дали эту награду в номинации «Дебют», то был мой первый спектакль здесь, и я очень благодарен Олегу Олеговичу Жюгжде, что он взял меня, не побоялся работать со вчерашним студентом.

Антон Верещагин в спектакле "Железо". Фото: Юлия Утышева
Антон Верещагин в спектакле «Железо». Фото: Юлия Утышева

– Спектакль «Железо», в котором ты играешь, необычный и интересный. Как и твоя роль…

– Основная моя роль – это левая рука Вени. А так мы все ангелы в «железном раю», я Пятый Ангел. Самый молодой и придурковатый.

– Ты сам попросил роль или она тебе досталась по решению режиссера?

– Да просто в спектакле всегда есть такой персонаж. «Антон, это будешь ты!». «Ну, ладно». Мне очень везет в этом театре. Я работаю с хорошими режиссерами и художниками. Каждый раз новая постановка для меня открытие.

Например, Виктор Антонов, который получил «Золотую маску» как художник за спектакль. Он привозил к нам сюда постановку «Цирк на нитях». У него трюковые марионетки, на каждой марионетке по 30-40 нитей. Это просто что-то волшебное. Я, взрослый человек, сидел и как ребенок открывал рот: «Как так?! У него куколки-марионетки перекидывают шпаги с руки на руку, потом закидывают их на нос, открывают рот, глотают их, потом эти шпаги вылетают обратно». Это чудо какое-то! Наверное, отсюда и появляется любовь к куклам.

 

Яша не совсем плохой. Он таким стал, его избаловали. Мне его очень жаль на самом деле, в нем умирает все человеческое.

 

– В спектакле «Сад» по пьесе Чехова ты играешь роль Яши. Как дается перевоплощение из белого и пушистого ангела в такого мерзавца?

– Неприятно, конечно, говорить такие слова, которые я произношу в этой роли. Но это роль. Да и Яша же не совсем плохой. Он таким стал, его избаловали. Мне его очень жаль на самом деле, в нем умирает все человеческое. В таких случаях надо находиться немного над персонажем. Представляя, что ты отстранен от персонажа, ты должен как артист контролировать себя и свое тело, и своего персонажа. Бывает, что сны снятся, где я в образе Яши, и нехорошие сны снятся… Каждая премьера – это стресс для организма.

Антон Верещагин в спектакле "Сад". Фото: Михаил Никитин
Антон Верещагин в спектакле «Сад». Фото: Михаил Никитин

– Какой твой самый большой страх?

– Наверное, забыть текст. Не очень часто, но бывает, что может забить что угодно. Раз – и чистый лист в голове. В таких случаях выручают партнеры, спасибо им за это. Наше спасение на сцене – наши партнеры. Партнера надо любить и уважать.

– В «Колобке» ты играешь почти всех. Это же большое напряжение: нужно переключаться с образа на образ, менять движения…

– Для этого и существуют репетиции. Сначала я не знал, как это все успеть. Потом, по ходу репетиции, я понял, что можно успеть все. На самом деле меня очень волновало: почему я играю Бабушку, а Катя играет Дедушку? Я спрашивал Петра Владимировича: «Почему я играю Бабушку?!». Он говорил: «Очень классно, очень хорошо, не заморачивайся, делай». У меня там пять ролей! «Колобок» – замечательный спектакль, очень познавательный. Детям объясняют, что такое «коло» (круг), и что «колобок» – это круглый бок. Или, например, что такое «пряженцы»? «В масле пряжен» – значит, жарился в масле. И чувствуешь себя повелителем, потому что ты раскрываешь детям что-то новое.

Мне очень нравится работать для детей. Их не обманешь. Если взрослый человек пришел на спектакль, он может из вежливости посидеть, досмотреть до конца. А ребенок, если ему стало скучно, неинтересно, то все: туши свет. Поэтому у нас ограничения по времени – 40-45 минут.

– Говорил ли тебе кто-то из твоих маленьких поклонников что-то запоминающееся?

– У нас есть «Книга отзывов». После спектакля, если кто хочет, оставляет отзыв. В спектакле «Царевна-лягушка» я играю небольшую проходящую роль – Сокола. У меня красивая кукла – Сокол на длинной трости. Иван-царевич хочет выстрелить в меня, я сажаю куклу на руку и говорю: «Не стреляй, Иван-царевич! Пожалей, не меня пожалей, деток моих пожалей малых. Меня убьешь – пятеро погибнут!». Просто душу наизнанку… А после спектакля какой-то мальчик написал в книге «Спасибо тому, кто был Соколом!». И я подумал, что эта роль удалась. Она маленькая, но мне очень нравится.

– Я посмотрела твой репертуарный план, у тебя много спектаклей, много ролей. Когда ты все успеваешь? Остается ли время на что-либо еще? Например, на чтение? Кроме чтения сценариев, конечно…

– Наверно, в институте научили успевать все. Я сейчас здесь на двух ставках: актер и машинист сцены. Тут все зависит от желания. Хочешь успеть – успеешь. Последние два  года я все время провожу в театре. Заканчивается спектакль, ребята уходят, а я остаюсь с монтировщиками, и мы начинаем это все разбирать.

Бывало, участвовал у Олега Михайловича Липовецкого в читках: хочется чаще быть занятым в проектах. В детстве футболом занимался, а сейчас, к сожалению, не играю, хотя давно уже предлагал нашим ребятам создать команду. Начал читать «Калевалу», потому что приедет Олег Олегович Жюгжда ставить её. Недавно мне подарили очень интересную книжку «Шантарам». В институте читали очень много, с первого курса проходили всю зарубежную и русскую литературу.

В детстве я очень часто болел, лежал в больницах, а там единственное, что остается делать, читать книги. И мама мне приносила книги Жюля Верна, Фенимора Купера… И я представлял себя то капитаном Немо, то Следопытом.

 

За окном уже совсем стемнело, пора было уходить. Но не хотелось. Сидя в Зеленом фойе и слушая Антона, я снова ощущала себя маленькой девочкой, которая пришла с мамой в Театр кукол и с нетерпением ждет начало спектакля. Ждет, когда же на сцене появятся куклы, которые по велению волшебника будут рассказывать ей сказки.  Только на этот раз волшебник сидит прямо передо мной, и сам рассказывает мне удивительные истории.

Беседовала Анастасия Денисова,

студия журналистики «Дебют» МОУ «Петровский дворец»