Культура

У театра два пути – налево и направо…

Актера и режиссера театра «Творческая мастерская» Олега ЛИПОВЕЦКОГО можно назвать одним из неформальных лидеров театрального сообщества Петрозаводска: к его мнению прислушиваются, каждый его шаг обсуждают на интернет-форумах. Как актер и режиссер, Липовецкий всегда интересен, а его рассуждения выдают в нем одного из тех немногих, кто пытается во всем дойти «до самой сути». Кортасар таких называл преследователями.
Олег ЛиповецкийНа страницах «Лицея» публиковалась наша с Олегом беседа по следам последнего фестиваля камерных спектаклей «Ламбушка», возмутившего очевидцев высокомерным поведением членов жюри – московских и питерских театральных критиков («Лицей», № 11, 2005 год). Новая беседа состоялась накануне отъезда Олега в Уфу, где он готовится к постановке. Липовецкий оканчивает в этом году режиссерский факультет театрального института имени Щукина.
Начал беседу он – признаться, неожиданно для меня – с резких оценок в адрес СМИ.


– Все публикации поверхностны и конъюнктурны, пишут то, что интересно обывателю, или же пересказывают спектакли.

– Одна известная актриса с сожалением сказала, что из современного театра уходит душа. Может, по этой причине зрителя перестали интересовать высокие материи?
– Вина обоюдная. СМИ заваливают читателей чернухой или сладкой сладостью, главный ориентир для журналистов – животные инстинкты толпы. Так формируется вкус, после этого зритель другого смотреть уже не захочет. У театра сейчас два пути: или налево и зарабатывать всеми возможными способами деньги, или направо и заниматься искусством. Большинство идут налево – театрам надо жить. Ни в одной стране мира театр себя не окупает, если не брать те театры, в которых играют мировые звезды. А государство устранилось, хотя нельзя сказать, что оно ничего не делает – зарплата у актеров, пусть и маленькая, есть.
Критика в печати должна быть обоснованной. Сказать: «Мне скучно!» – ничего не сказать. Я хочу конкретики и профессионального разбора: если не понравилось, – говори, что именно не понравилось и почему. На аргументированную критику никто из актеров никогда не обидится, но если пишут что-то типа: «Вышел такой-то, и я стал (стала) зевать», – нет слов… И театральные критики, и журналисты обязаны профессионально писать о спектакле, режиссуре, работе актеров. Конечно, каждый имеет право писать то, что хочет, но тогда не подписывайся как профессиональный журналист или критик, а, к примеру, как бабушка Маланья – просто зрительница…
– Почему, на ваш взгляд, многие зрители не понимают, зачем нужен театр, считают его чисто развлекательным делом?
– Многие актеры тоже не понимают. Театр – уникальный способ осмысления реальности. В каждом спектакле присутствует наш сегодняшний мир независимо от того, какого времени пьеса. Актер должен относиться к своей профессии как хирург: ты уже никогда не исправишь сыгранный спектакль.
– А в следующем спектакле?
– Это будет уже другой спектакль. Но такое отношение к профессии очень редкое. Я ненавижу выражение «Публика – дура». Когда артист так говорит, получается, будто он играл замечательно, а его не поняли. Так не бывает.
– Какие спектакли вы бы посоветовали посмотреть зрителю?
– Если говорить о Петрозаводске, то это «Старосветские помещики» в Национальном театре, в моей любимой «Творческой мастерской» – «Марьино поле» и «Сцены из московской жизни». В Питере – «Дон Жуан» Мольера в театре имени Комиссаржевской, режиссер – Морфов.
– Что в современной режиссуре вам интересно?
– В данный момент вопрос взаимоотношения актера и зала, способ существования в отсутствии четвертой стены. Тем более, что этот способ существования неблизок актерам, воспитанным в духе системы Станиславского. А это огромный интереснейший пласт театра: «Кто я – актер или персонаж?», «Актер, играющий персонаж и работающий с залом?» или «Персонаж, играющий в театре и использующий зал как союзника?». Сколько спектаклей, столько и способов существования…
– Есть возможность ставить то, что хочется?
– Жаловаться не приходится, хотя возможности с желанием совпадают редко. Я человек самокритичный, многого еще не освоил в своей профессии. Но я сознательно ограничиваю свою деятельность тем, что не ставлю пьесу ради того, чтобы ставить. Для меня главное, чтобы пьеса зацепила, чтобы ее мысль и форма не дали мне покоя. Тогда моя работа имеет смысл. Вот перечитал пьесу Нины Садур «Смертники», и сдавило так, что понял, что когда-нибудь обязательно ее поставлю!

– Какую пьесу мечтаете поставить?

– Пожалуй, «Дон Жуана» Мольера. Для меня это пьеса о взаимоотношениях человека и Бога, это современно сейчас, как и тогда. У каждого человека есть грань греха, перешагнув которую, он не может вернуться. Хочется заставить зрителя на секунду задуматься: «А где моя грань?»
– А кто все же главный в театре – режиссер или актер?
– Без сомнения, актер, ибо театр в актере живет и умирает. Только актер в сотворчестве с партнерами и режиссером может донести до зрителя смысл спектакля. Но смысл этот донести не холодной мыслью, а полноценным перевоплощением, которое является сутью актерского искусства.
Когда актер ищет и находит живое в герое, тогда у него получается живой персонаж. Анализ – первая часть работы, вторая – как это все воплотить?
Актерская техника – не только владение методом, но и пластикой, и сценической речью. В последнее время она в катастрофическом состоянии. Говорю и о себе тоже. Есть методики, как работать с текстом. Слово возникает только тогда, когда молчать не можешь. Слово – это пик действия. А зачастую актеры болтают, не наполнив речь смыслом. Когда копаешься в тексте, разбираешь его, открываешь такие его глубины – и свет, и пластику, и музыку…
У любого персонажа существуют характер и характерность – выражение характера. Разные жанры – разная острота характеров. Актер в идеале должен свободно владеть своим телом, чтобы воплощать сценические образы любой сложности. Ценен синтетический актер, умеющий и петь, и танцевать, и делать трюки. Все это вместе и есть актерское мастерство.
– Какая может быть мотивация у актера, чтобы постоянно совершенствоваться?
– Одержимость профессией. Могла бы быть материальная мотивация, если бы зарплата зависела от роста его мастерства. Но этого нет. Государство говорит: увеличивайте зарплату тем, кому считаете нужным, остальным – как хотите… Но если чуть увеличить одним, а другим понизить, неизвестно, спасет ли это одних, а вот других точно обидит. Хотя я согласен с государством в том, что никто не обязан кормить того, кто не работает. Но если работает, а не кормят? Если же поднять цену на билеты – отсечем театралов. Хотя, к нашей радости, к нам приходят и богатые люди, они готовы платить больше, но цена одинаковая для всех.
– Глядя на начинающих актеров, что думаете о будущем театра?
– Среди молодых очень много талантливых людей. Они другие. Меняется время, уходят навсегда старые мастера – потери невосполнимы. Те, кто идет следом, не хуже, но время заставляет их распыляться, они двигаются не вглубь, а вширь. Парадокс: сиюминутность жизни убивает сиюминутное искусство театра.

– Что сейчас происходит в вашем театре?

– «Творческая мастерская», как мне кажется, избрала очень сложный путь. Но это направление, без сомнения, ведет к росту театра. Мы стараемся повышать художественный уровень спектаклей и не опускаться ниже поставленной самим себе планки. Если понимаем, что с какой-то работой эту планку не взять, то отменяем прыжок. Лучше еще «потренироваться», чем выдать на-гора очередную театральную поделку. Нас любит зритель, и это дает опору и веру в то, что театр идет в правильном направлении. Время меняется, и театр должен меняться тоже. И изменения нашего театра ведут его не налево, а направо, чему я очень рад.
Март – месяц, в котором отмечается Международный день театра. Я поздравляю всех коллег и зрителей с нашим праздником. Хочется пожелать творческой долгой работы, премьер – интересных, неоднозначных, спорных. И еще хорошей зарплаты и квартир.

Во время нашей беседы Олег не раз возвращался к теме публикаций в СМИ – «неадекватных», как он выразился. Людям театра, действительно, нужна настоящая профессиональная критика, однако редакторы убеждены, что она не нужна читателям. И у нас с Олегом родилось конструктивное предложение к Министерству культуры республики: провести среди наших СМИ конкурс проектов по освещению театрального процесса в Карелии. Подобные конкурсы – обычное дело. Может, тогда читатели получат качественную критику, а театры меньше будут ходить «налево».

 
Фото Ирины Ларионовой 
 
"Лицей" № 3 2009