Культура

Леонардо да Винчи. Ранние годы

Портрет Леонардо да Винчи работы неизвестного художника. Илл.: interesnyefakty.org/
Портрет Леонардо да Винчи работы неизвестного художника. Илл.: interesnyefakty.org/

2019 год проходит под знаком Леонардо да Винчи: исполнилось 500 лет со дня его смерти, в Лувре вчера открылась грандиозная выставка его работ, которую готовили десять лет.

Публикуем главу из книги Владимира Голяховского «Интеллектуалы эпохи Ренессанса», готовящейся к изданию в Петербурге.

Владимир Голяховский — автор «Лицея», хирург-ортопед, писатель. Москвич по рождению, в молодые годы он жил и работал в Петрозаводске, ныне житель Нью-Йорка. Его документальная повесть «Нога балерины», посвященная Майе Плисецкой, стала самой читаемой публикацией нашего журнала — почти 100 тысяч прочтений.

Леонардо да Винчи. Ранние годы 

О жизни Леонардо многое известно из его собственных записей в 120 записных книжках. Он начал вести их, став уже взрослым, и постоянно держал при себе. Записи, которые он вёл, делались в сделанные им самим небольшие бумажные блокноты 11 х 7 см. В них он всю жизнь вносил заметки почти с точностью дневниковой документации — события и даты, намеченные планы, описания поездок и масса зарисовок-скетчей, мыслей об архитектурных проектах и механических изобретениях, об идеях картин, а иногда и  шаржи на привлекших его внимание лица и образы. Он называл свои блокноты «кодексы» (название первых книг в древнем Риме) или манускрипты.

Но о ранних годах Леонардо известно очень мало, не осталось никаких записей и воспоминаний. О них можно догадываться лишь по косвенным сведениям о его семье и об условиях,  в которых он рос.

Кроме ежедневных записей, Леонардо всю жизнь был занят разработкой технических изобретений и анатомических зарисовок. Он рисовал их, описывал на отдельных листах. Таких листов он сделал около 7000.

Леонардо много переезжал из города в город и путешествовал по Италии, обычно с двумя слугами. Все поездки были верхом на лошадях. Возить с собой массу бумаг было тяжело и неудобно, поэтому многое он оставлял на временное хранение у знакомых людей (с родственниками он почти не общался). Эти люди вряд ли понимали настоящую ценность его записей, их глубину и значение. Но они высоко ценили его самого, поэтому после его смерти первое поколение хранителей бумаг строго держали их при себе. Записи и рисунки не были ими разобраны и лежали без движения.

Однако со временем постепенно снижался интерес к личности и достижениям Леонардо. Поэтому так случилось, что последующие поколения хранителей его бумаг растеряли или раздали большинство его блокнотов и листов. Так записи Леонардо были потеряны на 250-400 лет, а потом с трудом найдены, собраны, изучены и напечатаны (хотя не все).

 

* * *

Все задатки Леонардо были врождёнными, но проявились с запозданием или, вероятно, окружающие не понимали его неординарности и не помогали его развитию.

Он родился в селении Анкиано около небольшого города Винчи, вблизи Флоренции. Его дед Антонио да Винчи сделал запись: «В субботу, в три часа ночи 15 апреля 1452 г. родился мой внук, сын моего сына Пьеро. Мальчика назвали Леонардо». Леонардо был незаконнорожденным сыном нотариуса Пьеро, 25 лет. Его мать Катерина была 16-летняя крестьянка из деревни. Пьеро на ней не женился, но вскоре выдал замуж за своего приятеля. Она растила Леонардо до трёх лет. Материнской ласки ему досталось так мало, что он никогда не упоминал о матери. Это лишило его самого основного индивидуального человеческого чувства – любви к матери и вообще к сближению с женщинами.

 

Детство Леонардо было бесцветным и безрадостным. Отец сыном не интересовался, женился на богатой и знатной девушке, но брак оказался бездетным. Его жена вскоре умерла, и он женился снова, но вторая жена тоже рано умерла, не оставив детей. Пьеро женился в третий раз и на этот раз взял Леонардо к себе домой, как бы обретя законного ребёнка. Родная мать в воспитании сына участия не принимала. Третья жена Пьеро, Лукреция, заботилась о мальчике, и он потом называл её «моя дорогая и нежная мать», но она была занята рождёнными ею детьми и имела мало влияния на детские интересы Леонардо. Он рос под контролем и опекой малограмотного дедушки, который вряд ли мог его учить, но и не мешал развитию внука. Фактически Леонардо с раннего детства был предоставлен самому себе. То, что над ним не было опеки со стороны малообразованных родных, помогало развитию его врождённых задатков. Но потому, что он не видел семейного тепла, отношения с родными всю жизнь были холодными.

Родился Леонардо в день стояния на небе звезды Марса. Астрологическая гороскопия была сильно развита тогда. Считалось, что именно благодаря этой звезде Леонардо вырос в высокого, сильного и красивого юношу. Но в годы своего бесцветного и малорадостного детства он не получил хорошего образования. Как незаконный сын не мог ходить в привилегированную латинскую школу и не знал латинского языка. А это был язык образованных людей, необходимый для положения в обществе. Всё его обучение заключалось в  двухлетнем хождении в абакус-школу (абакус — счёты) для умения считать. Отсутствие официального образования вызывало в нём необходимость самостоятельного развития. Однако постоянное ограничение возможностей наложили отпечаток на характер и манеру поведения Леонардо — он рос скромным и застенчивым, и это осталось в нём на всю жизнь.

Ребёнок он был очень любознательный и способный, сам начал рано читать и писать, никто его не учил.Что и как он мог читать, неизвестно, печатное дело было изобретено только в год его рождения и ещё не было распространено, рукописных книг было мало, стоили они дорого. Но что-то он читал и, очевидно, в нём рано развилось желание писать.

Так как писать его не учили и он не знал, как изображать на бумаге буквы, то он выдумал для себя оригинальный стиль писания букв — писал их левой рукой перевёрнутыми снизу вверх и справа налево, как бы в зеркальном отображении. Потом всю жизнь он делал записи этим стилем. Существует даже определение «почерк Леонардо». Считается, что это был его секретный код, но на самом деле это было его первое вынужденное изобретение. Он мог писать и в обычном стиле, но для него это было трудней. И хотя писал левой рукой, левшой не был.

Слово «винчи — vinci » по итальянски значит «камыш». Город Винчи, со старинной крепостью, стоял в долине реки Арно, в месте, где росло много камышей и был назван по этим зарослям (по-русски Леонардо носил бы фамилию «Камышев»), Местные жители традиционно сплетали камыши в замысловатые венки и узоры. Леонардо всю жизнь идентифицировал себя со словом «винчи — камыш» и на многих рисунках выводил замысловатый переплетённый узор как сплетение из камышей — свой знак.

Рядом с их домом были гончарные мастерские, мельницы, виноградники, где делали вино. Мальчиком Леонардо помогал изготовлять керамические изделия, это воспитывало и развивало его вкус. Рядом с  их домом его дядя имел мельницу, устройство её механизма могло способствовать интересу юноши к технике, который перерос в талант изобретательства.

Известно, что у Леонардо были музыкальные способности, он хорошо пел и сам (опять – сам) научился играть на лютне, струнном инструменте, даже сочинял стихи.

Никаких художественных традиций в доме не было. Но с начала 1400-х годов во Флоренции уже чувствовались веяния древней культуры Рима – начинался Ренессанс, его  ветры долетали в близкий городок Винчи. В церкви стояла раскрашенная деревянная, талантливо сделанная скульптура святой Марии Магдалины и были терракотовые скульптуры. Вокруг Винчи было 16 церквей, там были скульптуры и фрески. В церкви соседнего города Пистола Леонардо мог видеть скульптуры Джованни Пизано, лучшего скульптора периода Проторенессанса.

 

 * * *

Рисовал Леонардо с детства, у него был дар чуткого восприятия формы и цвета. Рисовать его тоже никто не учил – некому было. Он одинаково рисовал обеими руками. Такая способность передачи изображения — АМБИДЕКСТРИЯ — бывает в редких случаях, когда правая и левая половины мозга могут работать автономно. Это помогло развиться его художественному дару. Ранних рисунков Леонардо нет, самый первый известный – набросок пейзажа около их деревни, но он сделан уже выросшим юношей.

О его художественных способностях сохранилось семейное предание. Однажды один из местных крестьян принёс отцу Леонардо круглый щит, вырезанный из фигового дерева. Он просил Пьеро передать его во Флоренции какому-нибудь художнику для росписи. Вместо этого Пьеро отдал его сыну, чтобы разрисовал он. Леонардо решил изобразить чудовище из греческой мифологии — голову Горгоны-Медузы, чтобы она пугала воображение. Он наловил ящериц, гусениц, змей, бабочек, летучих мышей и создал, глядя на них, изображение ужасного чудовища. Оно как будто выползало из глубины мрачной пещеры, из его пасти лился яд, из глаз вырывался огонь, из ноздрей валил дым. Леонардо был так поглощен работой, что  даже не заметил зловония, исходившего в комнате от мертвых тварей.

Отец был поражён его искусством и не отдал щит хозяину, подменив его другим. Щит Леонардо он продал во Флоренции за солидную сумму. Эта первая работа Леонардо в красках не сохранилась, но история о ней говорит сразу о нескольких врождённых чертах юноши: богатстве его фантазии, способности к живописи и о применении натуры для изображения.

 

* * *

Леонардо было 14 лет, когда отец впервые взял его во Флоренцию. Большой богатый город заворожил юношу, после жизни в деревне особенно поражала красота дворцовой и церковной архитектуры, образцы античной скульптуры. Он потом бывал во Флоренции ещё, и новые впечатления будили, расширяли и углубляли в нём врождённые  художественные задатки.

Подходил возраст начала обучения какому-нибудь профессиональному труду. Без образования, без знания латыни, незаконнорожденный Леонардо не мог поступить в университет, чтобы стать юристом, как отец, или доктором. Видя интерес сына к рисованию, в 1469 году Пьеро отдал его в ученики к своему знакомому — флорентийскому художнику и скульптору Андреа Верроккьо, одному из виднейших мастеров раннего Ренессанса.

Его настоящее имя было Андреа ди Микели де Чиони. Он прошёл период ремесленнического труда в искусстве и постепенно дорос до высокого признания как живописец и скульптор. В своих работах был настолько точен, что его прозвали «верроккьо» — точный глаз. С этим прозвищем он остался  в истории. Верроккьо был хорошим учителем, в его мастерской, под его руководством прошла обучение плеяда будущих ведущих художников и скульпторов Ренессанса. То, что Верроккьо стал первым его учителем, обернулось для Леонардо большой удачей – благодаря этому развились врождённые таланты юноши.

Учеником художника он стал только в 17 лет — позднее начало. В мастерской попал в общество юношей значительно моложе себя. Это смущало его, тем более что он отставал от них в мастерстве рисунка и в общем развитии. Есть устное предание, что Леонардо, высокий и красивый молодой человек, позировал своему учителю Верроккьо для бронзовой скульптуры Давида. При позировании Леонардо слегка улыбался, и мастер изобразил эту своеобразную полуулыбку на лице Давида. Такую полуулыбку можно видеть на многих полотнах Леонардо, она даже стала особенностью его стиля («Джоконда»).

Андреа дель Верроккьо. Юный Давид. Деталь. 1473-75 гг.. Бронза. Музей Барджелло, Флоренция. Илл.: das-gift.livejournal.com
Андреа дель Верроккьо. Юный Давид. Деталь. 1473-1475 гг.. Бронза. Музей Барджелло, Флоренция. Илл.: das-gift.livejournal.com

В обучении он провёл семь лет (1569 — 1573). Это был расцвет Раннего Ренессанса, новые течения завоёвывали умы и души передовых людей, особенно творческой молодёжи. В художественных кругах Флоренции процветали идеи возрождения античных идеалов. Молодые художники проводили время в творческих поисках и оживленных дискуссиях. Но Леонардо мало участвовал в их бурной жизни, ему не хватало общего образования, он был мало знаком с гуманитарными науками. Он редко покидал мастерскую, упорно совершенствовал в работе своё мастерство и приобретал технические навыки в рисовании. Его интересовала архитектура, и он тренировался в черчении, изучал законы перспективы.

В мастерской Леонардо прошёл хорошую школу драпировки фигур старинными покрывалами. Это была важная часть мастерства, потому что уметь правильно одеть фигуры людей в эти покрывала-накидки было очень сложно. В годы обучения Леонардо увидел некоторые ранние работы художника Боттичелли, прежнего ученика студии, и на короткое время попал под их влияние. Его первая картина «Благовещение», в которой архангел Гавриил возвещает деве Марии, что она родит сына божьего, по композиции и краске напоминает такую же работу Боттичелли.

Леонардо да Винчи Благовещение. 1472-1475
Леонардо да Винчи. Благовещение. 1472-1475. Илл.: ru.wikipedia.org

 

Но Леонардо был в постоянном поиске собственного стиля. В рисунках он постоянно экспериментировал в изображении движений фигур людей и ангелов с разных позиций. И в подготовке к церковной иконографии, основному мотиву живописи, он тоже искал новые пути представления фигур и лиц. В самых первых своих работах он уже применял большую стройность композиций и цветового строя картин. Это потом ярко отразилось во многих его алтарях и в знаменитой многофигурной фреске «Последний ужин» или «Тайная вечеря».

Леонардо для повышения уровня своего образования учил химию, для оттачивания мастерства работал с металлом, гипсом и кожей. С его трудолюбием и упорством, он был на пути к созданию своих совершенных полотен. Это впервые выразилось в картинах «Мадонна с вазой» и «Мадонна с гвоздикой», они произвели сильное впечатление на художественный мир Флоренции, но потом долго оставались мало известными.[1]

Леонардо да Винчи. Мадонна с гвоздикой. 1478
Леонардо да Винчи. Мадонна с гвоздикой. 1478. Илл.: ru.wikipedia.org

Учитель Верроккьо высоко ценил его возможности, вот что писал об этом искусствовед современник Джоржо Вазари: «Андреа Верроккьо написал в церкви Санти Сальви крещение Христа Иоанном; в этой работе ему помогал Леонардо Да Винчи, который тогда был юношей и его учеником, написав там собственноручно ангела, оказавшегося гораздо лучше всего остального. И это стало причиной того, что Андреа решил никогда больше не притрагиваться к кистям, поскольку Леонардо, столь юный, в этом искусстве проявил себя гораздо лучше, чем он.» Правда это или нет, но Верроккьо после этого больше занимался скульптурой.

 

* * *

Возможно, ещё одно обстоятельство объясняет изолированность и замкнутость характера молодого Леонардо: в возрасте 24 лет он и 17-летний ученик той же мастерской Лионардо Торнабуони попали под судебное разбирательство по анонимному обвинению в гомосексуализме. Это приравнивалось к греху еретизма и наказывалось смертной казнью на костре. Семья Торнабуони имела связи с домом правителя Флоренции богача Медичи, сама была очень богатая и влиятельная, она предприняла всё возможное для оправдания сына и его друга Леонардо. Но есть письменные свидетельства из архива Лоренцо Медичи, что молодой человек, похожий на Леонардо, полгода провёл в тюрьме Болоньи. Там он проявил себя искусным художником и был потом выпущен. После полугода судебного разбирательства обоих молодых людей оправдали.

В 1472 году Леонардо был принят в гильдию святого Луки — гильдию живописцев, но оставался жить в доме Верроккьо. Через четыре года, в 1476 году, он открыл собственную мастерскую во Флоренции, но не стал популярным художником. Когда Папа римский Сикст IV пригласил пять лучших художников Флоренции расписывать фресками стены новой Сикстинской капеллы в Риме, Леонардо не попал в их число. Возможно, это было отголоском суда, и это задевало его самолюбие.

В 1481 году отец Леонардо Пьеро получил влиятельную должность нотариуса при дворе Лоренцо Медичи Великолепного. Считается, что Леонардо тоже получил там работу — его обязанностью было следить за античными скульптурами в саду Лоренцо и реставрировать их. Лоренцо был патроном многих художников (в том числе и Микеланджело), широко давал им заказы, но нет сведений о том, чтобы он заказал что-либо Леонардо. Их отношения были холодными. Проницательный Лоренцо наверняка понимал необычность Леонардо, но неизвестно, насколько ценил его как художника — у Леонардо ещё не было картин, которые можно было показывать.  Возможно, Леонардо тяготился своим неопределённым положением при дворе Лоренцо. Он получал мало денег, что угнетало его: в записках того периода чувствуется пессимизм.

 

* * *

Картина «Портрет Жиневры де Бенчи» — одна из ранних работ Леонардо и его первый женский портрет. Жиневра была поэтесса и интеллектуалка, имела романтическую связь с венецианским послом Бернардо Бембо, считается, что он заказал этот портрет Леонардо. Вазари упоминает в своей книге: «Сделал Леонардо портрет Жиневры ди Америго Бенчи, прекраснейшую вещь».

Леонардо да Винчи. Портрет Джиневры де Бенчи. ок. 1474—1476
Леонардо да Винчи. Портрет Джиневры де Бенчи. ок. 1474-1476. Илл.: ru.wikipedia.org

Первый заказ на большую картину Леонардо получил почти в тридцать лет. В 1481 году монастырь св. Донато в Скопето заказал ему алтарный образ «Поклонение волхвов». Леонардо нарисовал подготовительный картон и перевёл изображение на деревянную основу. Он построил композицию картины пирамидально, как делал Боттичелли: наверху Мария с новорожденным младенцем, ниже нее и по бокам фигуры пришедших. Но картину не закончил, её дописывали два крупных художника — Чирландайо и Филиппино Липпи. Только через 500 лет удалось установить то, что было сделано Леонардо. По сложности композиции, по динамике поз и выражений людей и ангелов, по тональности красок и теней, по богатству изображённого фона — это был абсолютно новый, настоящий «леонардовский» стиль изображения.

Леонардо да Винчи. Поклонение волхвов. 1481
Леонардо да Винчи. Поклонение волхвов. 1481. Илл.: ru.wikipedia.org

 

* * *

В тот период ум Леонардо был интенсивно погружён в обдумывание и разработку многих изобретений. Свои новые идеи он основывал на изучении древних и современных технических работ. Ему было двадцать с небольшим лет, но в бумагах и записках отражёна его неутолимая любознательность, глубокая способность интеллектуального осмысливания и беспокойный поиск нового. В них есть много рисунков реальных и фантастических людских профилей, описания новых небывалых механических устройств: системы для дыхания под водой, перспектографа для увеличения и рассматривания изображений, механическое самодвижущееся устройство.

Леонардо был сыном своего времени, вокруг велись постоянные войны, поэтому он считал технические разработки более важными, чем искусство. Все изобретения Леонардо обогнали своё время, для их воплощения в жизнь ещё не были разработаны и созданы технические условия. Это были проекты разных механических устройств. Леонардо интересовался способностью птиц летать, вёл наблюдения их за крыльями, и на этом основании разработал летательный аппарат для полётов на нём человека.  Леонардо изобрёл прообраз танка и пулемёта, телескоп с двумя линзами, прообраз велосипеда и прожектор. Ни одно из них не было реализовано, единственным изобретением, изготовленным при жизни Леонардо, был колесцовый пистолетный замок. [2]

 

 * * *

Способности молодого Леонардо были многогранны, в добавление к художественным и инженерным талантам он был ещё искусным певцом и музыкантом, хорошо играл на лире. Джоржо Вазари писал, что Леонардо сделал серебряную лиру в виде черепа лошади. Эта форма лучше передавала резонанс звука. Он играл на ней для Лоренцо Великолепного.

В 1482 году Лоренцо Медичи поручил Леонардо ехать в Милан, ко двору герцога Лодовико Сфорца (1452-1508). Лоренцо хотел укреплять там своё влияние через распространение славы о достижениях Флоренции. Для Леонардо это было не только почётное, но и выгодное предложение. Милан был богатый индустриальный центр. В то время он вёл войну с Венецией. Богатство Милана зависело от военных успехов. Леонардо надеялся получить положение придворного с высоким жалованием и зарабатывать деньги, исполняя заказы. Ещё до отъезда Леонардо написал герцогу письмо, в нём он предлагал себя как инженера военных сооружений и мастера оружия. В письме было девять предложений, только в последнем, десятом, он упомянул, что может создать бронзовый конный памятник для увековечивания славы кондотьера Франческо Сфорца, отца герцога. В письме Леонардо даже не упомянул о том, что он живописец.

Он провёл в Милане семнадцать лет (1482 — 1499), это было самое плодотворное время для совершенствования. В эти годы он сформировался как зрелый  художник и учёный. Он приехал в Милан в надежде получить место при дворе герцога Лодовико Сфорца. По описанию Вазари, его тепло приняли во дворце, на приёме у герцога он играл на сделанной им лире, пел и победил других выступавших. Однако того, на что он надеялся, — положения придворного с хорошим жалованием, он не получил.

Об этом будет рассказано в следующем описании жизни Леонардо да Винчи.

______________________

 

[1] Эти картины исчезли из поля зрения больше, чем на четыре века, и были случайно найдены.

[2] Об изобретениях Леонардо см. отдельную главу.