Культура, Новости

Как создаётся Музей Карельского фронта

Эскизный проект одного из залов будущего Музея Карельского фронта
Эскизный проект одного из залов будущего Музея Карельского фронта

Музей Карельского фронта расположится в историческом здании Беломорска, в котором в годы войны находился штаб самого протяженного из фронтов Великой Отечественной.

В Национальном музее республики состоялось заседание общественного совета, посвященное будущему музею. Его участниками, помимо членов совета, стали сотрудники музея, представители общественных организаций, ученые.

Заседание Общественного совета Национального музея Карелии
Заседание Общественного совета Национального музея Карелии

Открытие Музея Карельского фронта еще только предстоит. Но оно может стать одним из центральных в дни празднования 75-летия Победы в мае 2020 года, как и в юбилейных мероприятиях к 100-летию государственности республики. Есть еще одна особенная черта у этого события: пожалуй, впервые  в постперестроечное время в Карелии создается государственный музей.

Речь идет о Музее Карельского фронта, инициатором создания  которого выступил целый ряд общественных организаций республики, не только ветеранских, но и молодежных. Работа над ним идет в рамках выполнения поручения президента России и под контролем Совета безопасности страны. Решение о создании Музея Карельского фронта  принято в рамках федеральной целевой программы «Развитие Республики Карелия на период до 2020 года».

Сегодня  даже в Национальном музее по ряду объективных причин нет постоянной экспозиции, посвященной Великой Отечественной войне, хотя временные выставки проводятся постоянно. Только после выполнения реконструкции первого подъезда музейного здания, бывшего Губернаторского дома, такая экспозиция появится, однако она  будет носить экскурсный характер. Основная экспозиция разместится в Музее Карельского фронта в Беломорске, который станет филиалом Национального музея. Работы там ведутся почти весь 2019 год. 

Музей Карельского фронта расположится в историческом здании Беломорска, в котором в годы войны находился штаб самого протяженного из фронтов Великой Отечественной. Сейчас идет реконструкция здания. А в апреле 2020-го в девяти отреставрированных залах начнется создание экспозиции, где будут представлены экспонаты из фондов Национального музея и приобретенные в частных коллекциях — средства на это выделены.

Евгения Цветкова. Фото НМ РК
Евгения Цветкова. Фото НМ РК

О том, как ведутся  эти работы, рассказала членам совета заведующая отделом научно-выставочной и культурно-образовательной деятельности Национального музея Евгения Цветкова, которая представила и концепцию будущего музея. 1 июля 2019 года в Петрозаводске была создана рабочая группа по созданию Музея Карельского фронта, в которую вошли сотрудники Национального музея Карелии, представители КРОФ «Эстафета поколений», коллекционер, специалист Центра Воинской Славы Петрозаводска Валерий Лазарев, специалист в области IT-технологий Даниил Бакалин.

Рабочая группа представила членам совета эскизный проект экспозиции, подготовила презентационный ролик о новом музее, тематике его залов и представляющий предполагаемое художественное решение экспозиции. Подготовлены альбомы с 3D-визуализацией помещений музея и фотографиями предметов, которые будут экспонироваться. Составлены списки для закупки недостающих предметов, обмундирования и габаритных макетов оружия. Сейчас идет работа над созданием дизайн-проекта экспозиции Музея Карельского фронта, завершить которую планируют в декабре этого года.

Казалось бы, детально  подготовленные к заседанию совета документы не оставляли причин для  критики, тем не менее, вокруг концепции, эскизного проекта развернулась серьезная дискуссия. И вопросов было много. Вот некоторые.

Каким будет музей? 

Естественно, в его залах будут представлены документы, карты, фото военных лет, военная техника —  всё это даст возможность посетителям познакомиться с информацией о событиях тех лет. Будут подготовлены интерактивные программы, музей предполагается оснастить самым современным музейным оборудованием, техникой и технологией. Будут созданы условия для его посещения инвалидами и вообще людьми с ограниченные возможностями передвижения. Уже сейчас начинают прорабатывать вопросы выпуска сувениров и печатной продукции.

В музее будут залы, посвященные боям на различных направлениях фронта, партизанскому движению, подпольщикам, тылу, не забудут одну из самых трагичных страниц военной истории Карелии – концлагеря на оккупированной территории.

Эскизный проект зала, посвященного концлагерям на территории Карелии
Эскизный проект зала, посвященного концлагерям на территории Карелии

Завершат экспозицию залы Победы и Славы, где расскажут в том числе о Героях Советского Союза, получивших это звание на Карельском фронте. Среди них были не только жители нашей республики.

Эскизный проект зала Героев Советского Союза
Эскизный проект зала Героев Советского Союза

Но есть один момент. Директор Национального музея Михаил Гольденберг  задал участникам обсуждения вопрос, на который сам и ответил: «За чем идут люди в музей?» Оказывается, первую очередь за образом, за впечатлениями. 

А значит, за техникой, схемами, картами, компьютерами должен всегда стоять человек, его судьба, его жизнь на войне. И неважно, кто он: солдат, командир, полководец. Потому что судьба каждого уникальна. В Карелии сформировалась солидная библиография литературы, посвященной участникам и ветеранам войны. Людям, которые честно воевали, совершали подвиги, не думая о наградах. Испытывали страх, отдыхая  в окопах между боями, и забывали о нем, идя в атаку. А еще они слушали музыку, писали стихи и даже песни — в архиве это все есть. Ценили хорошую шутку, неслучайно военный солдатский юмор был весьма забористым. Наконец, влюблялись и даже женились… Согласитесь, их судьбы гораздо важнее и интереснее, чем демонстрация оружия военных лет. 

Позволю небольшое отступление. А. Крейн, директор московского музея А.С. Пушкина (который он создал с нуля и который стал одним из лучших пушкинских музеев в России), написал книгу «Рождение музея». Вот что пишет музейщик номер один Советского Союза (так называли  Крейна его коллеги):

«…в музей идут не как на урок, не как на лекцию, а как в театр, в концертный зал. И как театр, музей должен обладать своим волшебством». Каждая  же экскурсия для посетителей музея должна быть образным, публицистическим рассказом, живой беседой. Если же этого нет, музей поражает не смертельное, но очень неприятное заболевание – замузеивание. У него, этого заболевания, много симптомов, но самый наглядный – группы  туристов, посетителей, обреченно следующих за экскурсоводом и с нетерпением ожидающих окончания «урока».

И здесь возникает второй вопрос, он прозвучал на заседании совета:

Кто будет работать в музее?

Говорят, незаменимых нет. Не всегда так. В Национальном музее часто вспоминают военного историка Сергея Михайловича Титова, не так давно ушедшего из жизни. Не только историка, но и настоящего музейщика. Помню, как на одном из вернисажей — в музее тогда открылась временная выставка, посвященная, кажется, партизанам Карельского фронта — я обратилась к нему как автору выставки за разъяснением. А через некоторое время обнаружила, что нас окружают десятка два гостей вернисажа: Сергей Михайлович провел с нами практически полноценную экскурсию. Он не просто знал свою тему, но и умел заинтересовать ею.

Штатное расписание будущего музея предполагает 12 человек. Казалось бы, кадровый вопрос не такой сложный — Петрозаводский университет готовит историков. Подобрать среди выпускников будущих музейных работников можно. Опыт придет обязательно, с годами, конечно. Но тут возникают уже чисто организационные вопросы: молодым специалистам нужно жилье, особенно семейным, более-менее сносный уровень зарплаты, внимание  местной власти к их проблемам, нуждам. Наконец, просто поддержка. И все это бывает далеко не всегда.

Третий вопрос прозвучал  к концу дискуссии, но по важности и актуальности он не уступает предыдущим:

Кто придёт в музей?

Беломорск – город небольшой. Как в других райцентрах, население его постоянно уменьшается.  А сегодня до государственных музеев доводят задания по посещаемости, по собственным доходам, которые расходуются в первую очередь на создание временных выставок. Получить доход можно только от продажи билетов, от увеличения потока посетителей. Надежда в основном на школьников как будущих экскурсантов.

В Беломорском районе планируется создать туристский комплекс, или как модно сейчас говорить, – кластер. Показать есть что:  древние петроглифы, очень интересно работающий Центр поморской культуры, а теперь будет и Музей Карельского фронта. Того самого фронта, сводный полк которого открывал исторический парад Победы в Москве. Наконец, великолепная природа нашего Русского Севера и, безусловно, близость Соловков, куда туристы попадают, как правило, через Беломорск.

Все прекрасно. Но есть одно но: если трех-пятидневная поездка в Поморье будет стоить столько же, сколько тур в Париж или Барселону, что выберет турист при всем своем патриотизме? Вы подумали правильно. Правда,  судя по последним публикациям, чиновники решили сделать ставку на привлечение в Карелию состоятельного туриста. Но и такой турист, поездив по миру,  уже хорошо усвоил, что он не липка, предназначенная, как и она, для обдирания.

Единогласно одобрив в целом концепцию, тематический план, эскизный проект Музея Карельского фронта, Общественный совет Национального музея отметил, что за короткое время сделано уже много, но впереди колоссальная работа. 7 мая 2020 года Музей Карельского фронта должен принять первых посетителей.

И последний вопрос:

Нужен нам такой музей?

Уже от автора. Такого вопроса и быть не должно. Еще немного и уйдет в историю удивительное поколение победителей. Сегодня ветеранов, участников Великой Отечественной войны, осталось несколько тысяч на всю страну. В полной мере оценить то, что  эти люди сделали для страны, для нас, их потомков, мы сможем, только поняв это поколение, зная его историю.