Афиша Петрозаводска, Дмитрий Новиков, Дом актёра, Культура

Путь к покаянию. О спектакле «Голомяное пламя»

Премьера спектакля «Голомяное пламя». Фото Ирины Ларионовой
Сцена из спектакля «Голомяное пламя». Фото Ирины Ларионовой

В Национальном театре Карелии вчера состоялась долгожданная премьера спектакля «Голомяное пламя» по мотивам романа известного карельского писателя Дмитрия Новикова.

Новиков – мастер слова, стиля. Пьесу на основе его романа написала петербургская писательница и сценарист  Ольга Погодина-Кузмина. По правде сказать, я вообще не представляла, как по такому роману можно написать сценарий и еще меньше представляла, как из пьесы создать спектакль. 

Постановка превзошла все мои ожидания. Конечно, я не специалист, не театральный критик, а обычный зритель, но спектакль меня увлек полностью. Смотрела не премьерный спектакль, а прогон и тем не менее уверена, что постановка Андрея Дежонова и питерского художника-постановщика Олега Молчанова – большая удача. Атмосферу спектакля определили сценография, работа художника по свету Евгения Ганзбурга и невероятные пластические решения Александра Козина — без них спектакль трудно представить. Всё вместе, включая музыкальное оформление Александра Леонова и Ольги Гайдамак, сделали спектакль, на мой взгляд, событием. 

Премьера спектакля «Голомяное пламя». Фото Ирины Ларионовой

Премьера спектакля «Голомяное пламя». Фото Ирины Ларионовой

Премьера спектакля «Голомяное пламя». Фото Ирины Ларионовой

Премьера спектакля «Голомяное пламя». Фото Ирины Ларионовой

Некоторые сцены просто потрясли, например, ловля семги. Артистки создали удивительный образ семги, бьющейся в сетях. Сцена в бане – ну полное ощущение парной! А попытка расстрела дедом Григория своей жены, данная практически без слов, где каждое движение несчастной кричит о страхе, боли, покорности судьбе (артисты Вячеслав Поляков и Лада Карпова)! В романе это сильная сцена, но и в спектакле она удалась. А как решена сцена с потоплением баржи! Для меня, зрителя, это шедевры.

Создание такого сложного спектакля возможно только при наличии талантливой труппы, которой любая задача по плечу.  Алексей Белов был органичен и убедителен в роли главного героя Григория и даже чем-то похож на автора романа Дмитрия Новикова. Единственный герой, который показался статичным и не получившим никакого развития,  – это образ святого Варлаама Керетского (Сергей Лавренов), хотя в романе на нем многое завязано. В спектакле Варлаам выглядел застывшей мумией. А ведь то был страстный человек, много испытавший и переживший, прежде чем стать святым. 

Премьера спектакля «Голомяное пламя». Фото Ирины Ларионовой

Премьера спектакля «Голомяное пламя». Фото Ирины Ларионовой

Премьера спектакля «Голомяное пламя». Фото Ирины Ларионовой

Премьера спектакля «Голомяное пламя». Фото Ирины Ларионовой

Премьера спектакля «Голомяное пламя». Фото Ирины Ларионовой

Премьера спектакля «Голомяное пламя». Фото Ирины Ларионовой

Считаю спектакль удавшимся не только по формальным решениям, но и по идее. Главный герой в результате всех испытаний, переосмыслив свою жизнь, приходит к покаянию. В этом огромный смысл для каждого, кто смотрит спектакль.

Думаю, такой спектакль можно на любой театральный фестиваль заявить, даже на «Золотую маску».

Фото Ирины Ларионовой