Главное, Кино

10 любимых фильмов Сергея Мятухина

Кадр из фильма «Каждый вечер после работы»«Пришлось призадуматься – что же мне действительно нравится больше всего?» Наш еженедельный опрос продолжает молодой  представитель гражданского общества Петрозаводска.

 

– Для меня художественное кино – это синтетический жанр, – говорит Сергей. – В нем можно встретить всё – и детальный анализ, когда характер анатомируется до мельчайших деталей, и синтез событий, в котором становится виден исторический процесс с его закономерностями, и символизм, в котором происходит бесконечное зеркальное отражение идей, чувств, достоинств и недостатков человека.

Признаюсь, что выбрать десятку любимых фильмов мне оказалось труднее, чем, скажем, назвать десять любимых книг. Кажется, с книгами мне все же проще было бы определиться. Вообще я большой любитель научно-популярного кино, а так как выбирать нужно было среди художественных лент, то пришлось призадуматься – что же мне действительно нравится больше всего?

Задача была усложнена еще тем, что для меня даже эта категория фильмов делится на серьезные и развлекательные. Ведь есть фильмы, которые заставляют думать, наблюдать. И есть кино, смотря которое, просто отдыхаешь, не испытывая особо глубоких чувств и не переживая никакого катарсиса.

Внутренний спор между тем, нужно ли или нет приводить фильмы второй группы, продолжался долго, однако закончился победой серьезного кино, когда дело дошло до сужения первоначального списка фильмов до десяти самых-самых: куда легче оказалось избавиться от развлекательных лент, чем разбавлять его легкими комедиями, вестернами и детективами…

В итоге получилось следующее:

 

1. «Каждый вечер после работы» (1973), режиссер Константин Ершов

За взаимоотношениями в коллективе преподавателей школы рабочей молодежи вырисовывается большая общественная проблема отношения к человеку. Если человек – высшая ценность, нельзя относиться к нему формально: «Не знаешь предмета? Вот тебе тройка и иди». Такой подход встречает осуждение со стороны главной героини, вынужденной идти вразрез с позицией директора. Однако ценна в этом фильме не только идея. Большой интерес представляет также своеобразная операторская работа.

 

2. «Огни большого города» (1931), режиссер Чарльз Чаплин

Этот фильм, неслучайно отнесенный к классике мирового кинематографа, меньше других, по-моему, нуждается в представлении.

3. «Великий гражданин» (1938), режиссер Фридрих Эмлер

4. «Композитор Глинка» (1952), режиссер Григорий Александров

Оба фильма я отношу разряду исторических. Фотографичность изображаемых событий, детальные подробности общественно-политических процессов и чувство эпохи – главные и отличительные их достоинства.

5. «Наш дом» (1965), режиссер Василий Пронин

На фоне Москвы 60-х годов прошлого века течет жизнь обычной семьи, с ее радостями и бедами. Каждый герой – цельный и законченный характер. Сама семья, отношения в ней, атмосфера тепла и гармонии, где всё переживают вместе, находится в центре внимания зрителей.

6. «Ухо» (1970), режиссер Карел Кахиня

Этот фильм многим, наверное, покажется ужасно правдоподобным и злободневным для своего времени. Однако я смотрю на него по-другому – его герои, ожидающие то ареста, то повышения по государственной службе, очень хорошо показывают чувства людей из чиновничьей среды. Они сначала шепчутся и сплетничают обо всем, затем пугаются, что их могли подслушать. Они думают, достаточно ли учтивы были с сановитыми особами и размышляют, не повредят ли им некоторые знакомства и дела в прошлом. В общем, это замечательный фильм с точки зрения анализа такого явления, как карьеризм, желания пробиться выше по служебной лестнице и приобрести более высокий общественный статус. Мне кажется, режиссер хорошо показал, какова цена этого – постоянный страх и стресс, потеря человеческого лица и искренности отношений между людьми.

 

7. «Допрос» (1979), режиссеры Рустам Ибрагимбеков и Расим Оджагов

Это кино о честности перед самим собой, о готовности жертвовать преходящими радостями жизни и комфортным бытом ради справедливости, ради того, чтобы зло было наказано, чтобы оно знало, что несмотря на все его рогатки, на большие деньги и связи, оно получит по заслугам.

 

8. «Китаянка» (1967), режиссер Жан-Люк Годар

В центре сюжета – группа французских студентов, ищущих себя и увлекающихся модным политическим направлением. Это поколение мая 1968 года, «завтрашние парижские бунтари до самого бунта», для которых протест и игра в него важны сами по себе.

 

9. «Остров проклятых» (2010), режиссер Мартин Скорсезе

Психологический перевертыш известного режиссера. Мы до конца так и не знаем, кому верить: то ли главному герою, невольно вызывающему сочувствие, то ли его преследователям.

 

10. «Сквозь снег» (2013), режиссер Пон Чжун Хо

Хороший фильм-аллегория. В нем – общество, разделенное на богатых и бедных, подавление одних другими, неизбежный крах такой системы и ее попытки спасти себя за счет привлечения в привилегированный класс лучших представителей восставших против нее.

 

Сергей Мятухин – аспирант филфака ПетрГУ, один из активных защитников культурного наследия Петрозаводска, помощник в этом благородном  и трудном деле  академика Вячеслава Орфинского.

Фото из личного архива Сергея Мятухина