«Задние мысли» Кирилла Олюшкина, Главное, Кино

Музыка, которая права

blues_brotherНепритязательная комедия с традиционным, предсказуемым сюжетом. Но общая атмосфера праздника вопреки любым жизненным трудностям! Но блюзовая музыкальная дорожка!

Очень люблю музыкальные фильмы, но должен признаться, не сумею сходу объяснить, что это такое.

Разумеется, в категорию автоматически попадают мюзиклы. Но вот как раз экранизации классических мюзиклов мне нравятся не особенно, действо, изначально рассчитанное на театральную постановку, почти всегда плохо приживается на экране. Конечно, спасибо тем, кто вбухал много миллионов и сделал фильм по «Призраку оперы», ибо не уверен, что когда-нибудь доберусь до Лондона, а тут дали возможность в московском кинотеатре посмотреть. Спасибо авторам очень сильной картины «Иисус Христос – Суперзвезда», но все-таки, я предпочитаю просто послушать соответствующие пластинки.

Есть фильмы, которые во многом держатся на звучащей за кадром запоминающейся мелодии. Проведите эксперимент. Вы можете не вспомнить фамилий композиторов, но легко напоете главные музыкальные темы таких картин, как «Мужчина и Женщина», «Профессионал», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Дети капитана Гранта», «Мой ласковый и нежный зверь»… Но можно ли назвать эти фильмы собственно музыкальными?

Советские кинематографисты очень любили украшать свои шедевры хорошими песнями. От «Веселых ребят», которым от песни было легко на сердце даже в 1930-е годы, до «Человека с бульвара Капуцинов», уверявшего, что все мы без ума от синема. И мне бесконечно жаль, что теперь эта традиция практически умерла, ведь миллионы людей знали и пели песни из кинофильмов. Но все-таки чаще всего они выглядели просто удачными вставными номерами. Именно поэтому, на мой взгляд, «Д’Артаньян и три мушкетера» или «Гардемарины, вперед!» – опять же не музыкальные картины, а приключенческие. С песнями.

А вот «Мэри Поппинс, до свидания!» – это, пожалуй, уже ближе к делу. Несмотря на отличный сценарий В. Валуцкого и актерское мастерство Н. Андрейченко, А. Филозова, З. Гердта, О. Табакова картина просто рассыпалась бы без музыки Максима Дунаевского, стихов Наума Олева, хореографии Азария Плисецкого и пения  Татьяны Ворониной и Павла Смеяна. Фильм получается музыкальным, если музыка в нем занимает не подчиненное, а главенствующее положение.

Еще показательнее очень симпатичный фильм «Выше Радуги». Он снят по довольно слабой повести фантаста Сергея Абрамова, и был бы забыт прямо в год выхода, если бы не… Вот именно. Песни Юрия Чернавского на стихи Леонида Дербенева в исполнении Пугачевой, Боярского и совсем юного Владимира Преснякова, который, мне кажется, ничего лучше с тех пор так и не записал. «Выше Радуги» – цепочка ярких музыкальных клипов (непраздный вопрос к Олегу Гальченко, как авторитетному специалисту: а в 1986 году вообще существовало это понятие?), нанизанных на незамысловатый сюжет. Вы точно смотрите музыкальный фильм, если видите на экране нечто подобное. И, пожалуй, не стоит высокомерно воротить нос от таких картин. Да, в своей работе их авторы часто не правы как кинематографисты. Права музыка. Но ведь это главное!

И уж конечно категорию представляют экранизации музыкальных произведений, вроде потрясающей «Стены» Паркера по одноименному альбому «Пинк Флойд», которую, кажется, и сравнить-то не с чем.

А еще музыкальный фильм непременно получится, если просто сделать главными героями картины музыкантов, реальных («Рэй», «Дорз», «Сид и Нэнси») или вымышленных («Вокруг полуночи», оба «Перекрестка» – американский с классическими блюзами и наш с песнями Андрея Макаревича).

Так сделан и мой любимый музыкальный фильм –

 

«Братья Блюз» (1980). Авторы сценария — Дэн Экройд, Джон Лэндис, режиссер – Джон Лэндис.

 

С кинематографической точки зрения почти ничем не примечательная картина. Ну, может быть, знаменитая гонка на автомобилях по супермаркету запоминается. И вообще трюки с машинами. Позже процитированы, например, во всех четырех «Такси».

А так – непритязательная комедия с традиционным, предсказуемым сюжетом. Но общая атмосфера праздника вопреки любым жизненным трудностям! Но блюзовая музыкальная дорожка!

Тут необходимо сделать отступление и напомнить, чем был период рубежа 1970-80 годов для исполнителей ритм-энд-блюза.

В 1960-х они успели познать известность, а то и мировую славу, но мода – штука переменчивая. Нонконформисты теперь слушали понемногу сдающий позиции, но все еще актуальный панк или набирающий силу хэви-метал. А большинство танцевало под диско. Казалось, что блюз умер и никогда не воскреснет. Пластинки блюзменов записывались редко и если вообще выходили, то с опозданием на месяцы и годы, мизерными тиражами.

Джими Хендрикса и Дженис Джоплин давно не было в живых. Мадди Уотерз был уже стар, и хотя в конце 70-х регулярно получал премии «Грэмми», но только в номинации «Фолк», то есть воспринимался не как Великий Музыкант, учитель нескольких поколений блюзменов, но как забавный дедок с балалайкой из сельской глубинки. Сам Би Би Кинг выступал по мелким клубам и считал, что ему еще везет. Чтобы удержаться на плаву, Арета Франклин записывала сладкие баллады дуэтом с популярными эстрадниками, а Рэй Чарльз почти полностью переключился на кантри. Джуниор Уэллс потерял место даже сессионного музыканта, – в эпоху синтезаторов губная гармоника казалась безнадежным анахронизмом. Бадди Гай, чтобы прокормить семью, вообще вынужден был пойти работать на стройку, рискуя повредить руки и навсегда расстаться с карьерой гитариста. И даже суперзвезда Эрик Клэптон, который, по совести говоря, и никогда-то мимо не лил, в это время от безысходности запил совсем уж по-черному, а чуть позже и вовсе переключился с виски на героин.

Короче, полный блюз, синяя тоска.

И в 1980 году кино о том, как блюзмен выходит из тюрьмы, намериваясь вместе с братом собрать свою старую группу и задать жару, прозвучало как призыв: «Не сдавайтесь! Проснитесь! Вы еще живы! Мы помним и любим вас!».

По сюжету картины Джейк и Элвуд Блюз бесцеремонно вытаскивают своих музыкантов на свет Божий изо всех щелей, куда те успели забиться. И хотя номинально в этом есть свой практический смысл (нужно быстро заработать несколько тысяч долларов для спасения детского приюта), но и в его отсутствие можно было бы смело повторить за Джейком: «Это богоугодное дело».

Выпустив «Братьев Блюз», режиссер Джон Лэндис и исполнители главных ролей Дэн Экройд и Джон Белуши совершили подлинно рыцарский поступок. Хотя бы потому, что дали возможность напомнить о себе, засветиться на киноэкране, элементарно подзаработать в тяжелые времена таким музыкантам, как Джеймс Браун, Кэб Кэлоуэй, Рэй Чарльз, Арета Франклин, Джон Ли Хукер, Пайнтоп Перкинс.

Получился бесшабашный музыкальный капустник. И очевидно выражая свою солидарность, в нем согласились поучаствовать многие известные люди, например Кэрри Фишер (принцесса Лея из «Звездных Войн») в роли бывшей возлюбленной Джейка. Или в совсем крохотных эпизодах известные кинорежиссеры: сам Джон Лэндис, Фрэнк Оз и даже молодой Стивен Спилберг. В общем, молодцы ребята, оторвались по полной программе. И ведь видно же, как им нравится во все это играть.

Фильм «Братья Блюз», выйдя на экраны, не имел такого уж оглушительного успеха, но до сих пор пользуется ровной, заслуженной популярностью.

Детище Экройда и Белуши группа «The Blues Brothers», вокруг которой и крутится все действие фильма, существует до сих пор. И хотя о ее участниках давно принято говорить лишь как об эпигонах классиков блюза, не будем забывать: во многом именно они не дали умереть жанру в самые тяжелые для него времена.

…В 1998 году было снято продолжение картины: «Братья Блюз – 2000». Фильм трогательно посвящен памяти не доживших участников первого проекта Джона Белуши, Кэба Кэлоуэя и Джона Кэнди. И подлинным памятником им выглядят финальные кадры ремейка, когда вместе с «Братьями Блюз» на одной сцене стоят вновь популярные на весь мир исполнители ритм-энд-блюза, музыканты такого уровня, что Клэптон там – третий во втором ряду. А фронтмэн, естественно, Би Би Кинг.

Вот, ей-богу, стоит хоть изредка снимать кино о том, что действительно нравится тебе самому, а не гарантированно имеет рейтинг. «Предприятие сие по достоинству будет оценено потомками нашими».