Кино

Наш киноклуб: фильм «Звёздочки на Земле»

Мы открываем новый раздел на нашем сайте — Киноклуб «Лицея».  Будем предлагать для обсуждения фильмы, которые стоит посмотреть и обсудить. 

По рекомендации наших читателей начинаем с малоизвестного фильма  «Звездочки на Земле». А следующим фильмом будет «Елена» Андрея Звягнцева. Отзывы о нем присылайте на наш адрес licey1991@gmail.com

Признаюсь, для меня фильм «Звездочки на Земле» стал открытием. Предлагая его к просмотру, не предупредила о трех его особенностях — он очень длинный, про школу и к тому же индийский. Однако не всех это отпугнуло.

Сергей Силкин, папа двоих мальчиков, в прошлом участник конкурса «Учитель года Карелии», живет в Хельсинки: 

— Фильм особенный, призывающий к самоанализу. Фильм, после которого стыдно за себя. Стыдно за наше стремление развешивать ярлыки. Стыдно за то, что ждем, что дети будут удобными нам, стыдно за нетерпимость к «другим», стыдно за эгоизм. Надеюсь, что у меня есть время и хватит сил измениться, чтобы мои дети поняли, что мне важны ОНИ, а не оценка в дневнике или мнение окружающих о моих сыновьях.

Еще хочу рассказать о замечании, который мой сын принес недавно в дневнике, вольный перевод: «Наступила зима. Выпал долгожданный снег и на улице очень красиво. Артем с друзьями, как и полагается детям, радуясь первому снегу, устроили войну снежками. Я рассказала классу о том, что это опасно и запрещено во дворе школы. Большая просьба еще раз дома поговорить о причинах запрета.» Сравниваю эту запись с жирными короткими и злыми замечаниями в моем дневнике, написанными с такой силой, что одна-две страницы порваны насквозь, и думаю, что Артему повезло с учителем. Учитель, а вашим ученикам повезло?

Мне кажется, будет хорошо, если время одной из многих учительских планерок в школе занять просмотром этого фильма.

Екатерина Леберцова, учитель информатики, Петрозаводск:

— У нас раньше тоже снимали фильмы, в которых учитель был «светом в окошке», а теперь только злость и насмешки. В фильме проще оставить ребёнка на третий год и исключить, чем один раз сводить к психологу. Такие дети, действительно, редкость и для работы с ними нужно не так много времени. Забота заключается не в том, чтобы накормить. Нужно понимать и принимать. Что значит «нормальный» — который подогнан под нормы?  Фильм показала бы многим, но не всем будет понятно, для чего.

Константин Андреев, педагог Московского городского Дворца детского(юношеского) творчества, руководитель разновозрастного отряда «Аванпост»:

— К индийским фильмам у нашего зрителя отношение предвзятое. Большинство думает, что это песни и безумные танцы. Такое же предвзятое отношение сложилось и к герою фильма. Предвзятое отношение исходит ото всех. Учителей, друзей, родителей. В такой ситуации, когда ребенок становится изгоем, крайним, нежелательным, важно поддержать, направить, помочь. Как часто в таких сложных ситуациях люди просто опускают руки или вовсе отворачиваются. И тем ценнее действия, основанные на внимании, неравнодушии, заботе. Фильм ценен подобными отношениями, иллюстрациями поведения около детской общественности.

Фильм возвращает нас к истинным педагогическим ценностям, элементарным ценностям человечества. Смотреть нужно, родителям в особенности. Мальчик в фильме хорош. Учитель — замечательный. Идея понятна без всяких философствований: ребенка надо принимать любым. Ребенка надо поддерживать и вкладывать все силы, а не искать самых легких решений.

Светлана Артемьева, педагог:

— То, что фильм будет о школе, не знала, могла бы просто не включить и пропустить шедевр. Не смотрю современные российские  фильмы о школе, в них мало (если что и есть) от педагогики и очень много  умозаключений в тоне современного изречения: «Школа виновата».

В фильме  «Звездочка на земле» ввод в тему начался не с бухты-барахты, а постепенно, осторожно и ненавязчиво. Надо же! У меня не возникло отторжения темы, я не захотела прервать просмотр. Ловила себя на мысли, что не могу оторваться от лица ребенка — взгляд, мимика, реакция, поведение, привычки  настолько правдоподобно показаны, что я даже забыла, что это фильм. Ощущение было, что это происходит на моих глазах.

Фильм не противопоставляет родителей, школу, семью, как это бывает  в наших фильмах. Он не об этом, он учит строить отношения с ребенком. Можно даже по фильму учебник написать  и поделить его на две части: «так нельзя поступать» и «так поступать надо». Фильм просто кричит: «Будьте осторожны в оценках, не делайте скоропалительных выводов, не  загоняйте ребенка в замкнутое пространство, из которого он уже не ищет выхода.

Рада за тех детей, кому в жизни встретился вот такой вот учитель рисования, а коллеги  и  ребята его результату были рады так, как в этом фильме. Печалит, что и здесь  высока роль одной личности, учитель рисования тоже является одной  звездочкой на Земле. Подумалось, а что бы было, если бы этот учитель не пришел в школу-интернат?

Хочется, чтобы этот фильм посмотрели все.

 

Подготовила Мария Голубева