Кино

Наш киноклуб: «Жила-была одна баба»

Кадр из фильма «Жила-была одна баба»
Кадр из фильма «Жила-была одна баба»

«Те, кто не помнят прошлого, обречены переживать его вновь…»  — слоган нового фильма знаменитого кинорежиссера Андрея Смирнова. У этой ленты есть как активные сторонники, так и яростные противники. Равнодушных нет.

Содержание фильма укладывается в аннотации к нему: «История частной жизни одной женщины и четверых ее мужчин. Главная героиня — неграмотная крестьянка, и действие фильма начинается с ее свадьбы в 1909 году, когда девушку из нищей семьи взяли в богатую, а кончается в 1921 году Антоновским восстанием».

Поздним вечером  я решилась посмотреть этот фильм. И буквально с первой минуты порывалась его выключить. Во мне боролось  два чувства: понимание, что это история моей страны и знать ее я обязана, и второе чувство — брезгливость. Я никак не могла понять и принять, что все происходящее было на самом деле.

Из рекомендаций к просмотру: это кино точно нельзя смотреть людям впечатлительным. Фильм точно не для детей. Это камерное кино для сильных людей. Оно ранит, не дарит надежды и не делает нас счастливее.

Катя Лобастова, госслужащая:  «Верю!»

— Фильм заставил смотреть себя, оторваться было трудно. Напряжение нарастало постепенно и неотступно. Потрясающий подбор актеров, в особенности на роль Варвары. Глубокое погружение в материал, абсолютная достоверность в главном и в мелочах. «Верю!» — говорила я на протяжении всего фильма. Пластика, мимика, манера говорить, умение носить эту одежду безукоризненны. Образ написан точно, узнаваем и очень близок.
Образ  Варвары  получился светлым, добрым, кротким и сильным одновременно, живучим и стойким.

Наименее удачна, на мой взгляд, работа актера в роли Давыда. Неубедителен, невнятен, чужероден.
Что мне мешало, так это плохое озвучание. Я половины слов не разобрала.

Смотришь этот фильм и понимаешь, почему Россия женская страна и почему у нас большая часть мужчин инфантильна.

А еще, параллельно, где-то в глубине души, радуешься, что родилась не в Тамбовской губернии, а на нашем русском Севере, где люди сдержанны и благородны.

Денис Румянцев, студент: «Так и не увидел образа мужчины» 

— Все чаще начинает казаться, что выставлять на показ свое испорченное Я  — признак интеллекта в современном обществе. Мало того, что мы погрязли в информационной грязи, более того — эта информационная порнография начинает попирать и заполонять собой исторически сложившиеся и обремененные ярлыком неприкосновенности государственные и личностные ценности человека. Фильм «Жила-была одна баба» оставил после просмотра именно такое амбре.

Фильмы о войне, о воинской доблести должны, на мой взгляд, быть с идеей, очень хорошо проработанной и выверенной. Признаться, оскорбило то, что в очередной постановке военной тематики я так и не увидел образа мужчины. Это меня хоть и вовсе не удивило, но привело в некоторое уныние. Порой так хочется увидеть то, существовании чего нам судорожно-напористо пытаются доказать.

Вы видели настоящих мужчин? Вы видели мудрых стариков? Вы видели истинных леди?  Я — нет. Я видел персоны, которые своим поведением напоминают мне слезливых официантов, стариков, которые вовсе не стремятся передать свой опыт нам, нынешнему поколению, и женщин, которые вызывают лишь чувство брезгливости.

Вам не страшно? Мне, например, очень.

Ольга, домохозяйка: «Чёрные картины русской жизни, низ её, грубость и беспросвет»

— Я 40 минут с трудом пробиралась в поисках пользы для души. Просмотрела затем отрывочно. До конца скрупулёзно сил не хватило находиться в этой помойной яме, извиняюсь за выражение. Чёрные картины русской жизни, низ её, грубость и беспросвет.

Где тут любовь, радость от жизни, благодарственное несение креста, вера, наконец?

Помните, как в «Идиоте» князь Мышкин говорит : «От такой картины вера может пропасть»? Почти так произнес Достоевский в Базеле,  потрясенный реалистичностью картины Ганса Гольбейна «Мертвый Христос».

Может, я очень обывательски сужу, может, не доглядела чего-то…

Об «Андрее Рублёве» Тарковского тоже говорили, что это новое кино. И оно было новым на самом деле, несмотря на реалистичные сцены. Удивительно, что автор «Белорусского вокзала» и  «Осени» , наш русский мэтр, снял такое…

Мне это чем-то напомнило спор Феофана Грека и Андрея Рублёва, где один говорил, что людей надо в страхе держать страшным судом, а Андрей отразил в своих иконах путь Христа, путь любви. Вот режиссёр Андрей Смирнов и считает, что надо всю мразь с земли потопом смыть, как некогда ветхозаветный Бог.

Когда смотришь на полотна живописцев, читаешь  книги, смотришь фильмы, открывается душа художника. Понятно душевное состояние человека, создавший этот безысходный отвратительный «шедевр».

Юрий Филатов, педагог по художественной обработке дерева, художник-реставратор: «Полезно посмотреть нашим руководителям»

— Фильм понравился. Очень сильное впечатление. Я видел смерти, разбросанные человеческие останки, оказывал помощь в экстремальных условиях, принимал роды в поезде и присутствовал при страданиях психически больных людей…  И мне после просмотра этого фильма страшно стало!

Пожалуй, людям впечатлительным не стоит его смотреть. Но хорошо бы посмотреть нашим руководителям, чиновникам. Для них, думаю, это будет полезно.

Какой самый сильный момент в фильме? Да весь фильм состоит из таких сцен, с самого начала. Наша Баба пытается устроить свою жизнь, несмотря на унижения, сложности, лишения. Вышла замуж не по любви. Первая брачная ночь как предвестник дальнейшей жизни. Снежным комом начинают наворачиваться беды. Сдохшая не по ее вине лошадь, и все унижения, полученные лишь только потому, что ты — жена. Испытания эти чуть не закончились самоубийством. Первый этап входа в бабью жизнь. А этих этапов было много и из каждого она выходила-выкарабкивалась.

Фильм дает встряску, а забывчивым напоминает, кому и чем мы обязаны!