Кино

Наш киноклуб: «Дорога добра»

Кадр из фильма

Обсуждаем короткометражку молодого питерского режиссера Владимира Царенко, которую сам он называет соцтрешдрамой.

 

Результаты своих продолжительных творческих поисков – кинотрилогию «Чернее черного» – на суд зрителей представил в начале февраля молодой режиссер Володя Царенко, пригласив на «Вечер сомнительного кино» в Центр имени Курехина (Санкт-Петербург).

Три поучительные истории – «Смотри инструкцию», «Дорога добра», «Спаси и сохрани» – отвечают на общие вопросы. Добро, существует ли оно и может ли существовать в перевернутом с ног на голову современном мире? Что главное для человека, какой системы ценностей он придерживается, попадая в ту или иную жизненную ситуацию? Можно и нужно ли бороться со своей судьбой и какой путь избрать для этого?

 

Хулиган, авантюрист и весельчак Володя Царенко приехал в Петербург из Кемерово постигать азы юридического дела, но очень скоро понял, что призвание его состоит в другом. Получив полезный опыт в стенах Санкт-Петербургского университета кино и телевидения, окончив высшие режиссерские курсы в Москве, стал активно заниматься серьезным кинотворчеством, сплотив вокруг себя коллектив единомышленников.

Свои работы Володя воспринимает как своеобразный протест, самостоятельную личностную терапию, когда тебе становится хорошо после того, как ты что-нибудь натворил. Поэтому и на вопрос «Что нужно молодому начинающему режиссеру, чтобы снять кино и с какими трудностями ему приходится сталкиваться?» он поначалу отшучивается:

– Молодому начинающему режиссеру нужен айфон! А если серьезно, нужно желание и всё. И необходимо убедить участников съемок, что будет весело и куражно. Трудности связаны с тем, что кино – коллективная деятельность, а ты отвечаешь за всех и за всё. Это довольно сложный технологичный процесс, который немного вышибает из творческого полета, но такова профессия режиссера. А с тем, чтобы быть услышанным, сейчас проблем точно нет. Выкладываешь в Сеть, собираешь просмотры, получаешь отклики. Не выкладываешь, ибо ждешь показа в Каннах, – твои проблемы.

Именуя себя скандально неизвестным режиссером, Владимир Царенко ждет удобного случая, вдохновения и щедрых инвесторов для создания большого фильма, штурмуя тем временем коротким метром кинофестивали разного формата.

 

 

Кадр из фильма «Дорога добра»

«Дорога добра» – центральная повесть кинотрилогии Володи Царенко. Сам автор определяет ее жанр в духе времени, называя сентиментально-беспощадной соцтрешдрамой. Короткометражка вошла в сборник «Лучшие фильмы» петербургского фестиваля «Дебоширфильм». Режиссер  рассказывает:

– «Дорога добра» на сценарной стадии была бескомпромиссной кровавой чернухой под названием «Свадебные цветы», хотя и тоже комедийной. Просто в живых там почти никого не оставалось. Но в результате, автор пошел по пути милосердия и убивать никого не стал, а только некоторых покалечил. Наверное, на том, «о чем, собственно, слово», это никак не отразилось, драматизм оценивается не количеством смертей. Мне кажется, получилось довольно забавное кино. Единственное, я сейчас крови на одежду больше бы полил, в каких-то местах не хватало явно. А вообще, меня теперь если кто и знает как молодого режиссера, то в основном по этому фильму. Кто-то говорил, что смотрел несколько раз. Очень удивило, что взрослые совсем люди смотрели «Дорогу добра» и потом говорили разные хорошие слова. Это воодушевляет.

 

Что скажут в ответ Володе Царенко участники нашего киноклуба, которым для просмотра мы предложили именно «Дорогу добра»?

 

Анастасия Шанская, редактор, Москва: «Слишком много крови и стрельбы»

 

– Фильм очень сильно напоминает спектакль «Жизнь удалась» Пряжко. Такое месиво из «правды» жизни и жизни насекомых. Только в отличие от спектакля насекомые здесь побогаче и с претензией на духовную жизнь. На мой взгляд, для такого формата слишком много крови и стрельбы. Все-таки я сторонница того, чтобы ружье выстреливало один раз. По поводу сюжета… и попытки обращения к «зая, я сбила мента»… – мне посыл почему-то остался непонятен. Зачем эта кодировка? Для оправдания ли того случая… Или для иронии. В целом, я считаю, что это интересная короткометражка, но, к сожалению, слишком уж похожая на многое молодое, что сейчас появляется в театре и кино.

 

Анастасия Крыжановская, студентка филфака ПетрГУ, Петрозаводск: «Выписала себе некоторые фразы»

 

– Фильм создает ощущение какого-то фарса: дикость ситуации, реакция героев на происходящее, диалоги… Хотя проходящая через весь фильм фраза про совесть и заставляет задуматься о том, что в него хотели вложить нечто большее, чем своеобразный, на грани с черным, юмор… Но это «нечто большее» как-то теряется за общим абсурдом сюжета и меткими забавными фразочками вроде «прекрати меня кошмарить».

Вообще работа вполне в духе современного кино и в плане юмора, и в плане эффектов – ну куда ж нам без крови, живописно орошающей белые стены. Персонажи – слегка чокнутая парочка богатых детишек, странная подруга героини, явно контрастирующая с ней и внешне, и языком, и положением, простой мент и загадочный всесильный дядя, который может приехать и со всем разобраться, – та еще компания. Но меня она весьма повеселила, особенно Лида и Миша, тут актеры хорошо постарались, пара получилась очень колоритная и эмоциональная.

Фильм довольно веселый, особенно диалоги, я даже выписала себе некоторые запавшие в душу фразы. Пересматривать вряд ли буду, но и жалеть о просмотре не стану.

 

Ольга Жильцова, актриса, Нижний Новгород: «Никакой светлой идеи»

 

– Я категорически против таких картин. Мне жаль актёров которые принимают в этом участие. Материал никакой. Может, автор хотел показать современную действительность? Но мне это со сцены, с телеэкрана видеть не хочется, я все это наблюдаю в реальной жизни. Кровь, жестокость, человеческая тупость, хамство, то, что деньги правят миром, – не самая интересная тема для меня. Никакой светлой идеи, никакой глубины я из этого ролика для себя не вынесла. Тогда зачем смотреть? Зря потраченное время…

 

 Кадр из фильма «Дорога добра»

 

Елена Максимова, журналист, Санкт-Петербург: «После фильма решила не выходить замуж»

 

– Жених своей способностью искать неприятности на свою голову мне сильно напомнил моего молодого человека. После просмотра фильма я окончательно решила не выходить за него замуж.

В кино выразительные детали. Рваный носок под свадебным ботинком жениха очень красноречив. Собирает девушку на свадьбу не подруга, а управляющая домом: получается, будто либо у невесты нет друзей, либо она попросту не хочет делиться с ними радостью. Хотя радость ли для нее свадьба и приготовления к ней, я так и не поняла.

Вообще фильм заставил задуматься над темами судьбы и фата: несостоявшиеся молодожены, вместо того чтобы в стрессовой ситуации держаться вместе и поддерживать друг друга, стали кидаться взаимными обвинениями, припоминать прошлые обиды.

Было ощущение, что сцена, в которой все сидят за столом, смеются и болтают, финальная. Но нет. Появляется Гаврила – человек с именем архангела (когда ему звонили, я думала, что разговаривают со священником, который собирается венчать пару), у которого не дрогнула рука выстрелить в ногу безоружному человеку. Однако именно благодаря этому Гавриле бракосочетание все же состоялось.

О том, что не понравилось. Очень примитивные образы героев. Плоские. То есть, каждого из них можно охарактеризовать двумя-тремя словами, а то и одним: истеричка, мымра, недотепа, циник, вымирающий вид. Думаю, понятно, кто есть кто по таким определениям. Хотелось бы большей глубины. В общем, фильм пересматривать я бы его не стала.

 

Максим Мордвинцев, учитель, аспирант, Петрозаводск: «Напоминает Тарантино»

 

– Мне короткометражка понравилась. Поначалу чувствовал закос под «Криминальное чтиво» Тарантино, однако на просмотр это не влияло.

Понравилось наличие смысла плюс концовка, вернее, последняя фраза, раскрывающая смысл фильма, хоть и согласуется с предыдущим повествованием, не выглядит тривиальной и предсказуемой. Наличие юмора: хоть диалоги частенько по стилю и напоминают диалоги Тарантино, но все-таки они отличаются своей динамикой, запоминаются яркими фразами. Правда, смущает один момент: Надежду пуля только задела, поэтому обилия крови не было. А раз лужи крови не было, то милиционер и венчающиеся должны были это заметить. Но! В отличие от последних фильмов Тарантино, это не просто интересная история с насилием, а история с насилием и смыслом.

В целом мой вердикт таков: российское кино было бы куда интереснее, если бы полнометражные фильмы в большинстве своем снимали так же, как и эту короткометражку.

Ниже смотрите трейлер фильма