Кино, Культура

Дельфины не улыбаются

Документальный фильм "Рождённые свободными", Гаянэ Петросян, Россия, Великобритания

«Люди приходят полюбоваться на тех, кто очень скоро умрет, кто находится в депрессии, кто несчастен, болен и одинок. Но людям кажется, что дельфины им улыбаются…»

Снежана Слепкова о двух фильмах третьего дня международного экологического кинофестиваля БЭФФ, который проходит в Петрозаводске.

«Рожденные свободными». Документальный фильм Гаянэ Петросян, Россия, Великобритания

Фильм российского документалиста Гаянэ Петросян «Рожденные свободными» бьет точно в цель, как мне кажется, преследуемую автором: никогда ни в какой дельфинарий я больше не пойду. Не могу сказать, что раньше мне не приходила в голову эта мысль — любые «цирки» с животными я не выношу. Но теперь это твердое и осознанное убеждение.

«Как можно понять до конца существо, чей мозг в несколько раз больше твоего, да еще в этом мозгу есть отделы, каких нет у человека? Существ, чья самоорганизация до сих пор не разгадана?» — задает вопрос профессор-биолог, изучающий всю жизнь дельфинов и белух.

Гаянэ Петросян вместе с двумя коллегами-фридайверами отважно расследуют полукриминальную историю о 18 белухах, которые заказал Утришскому дельфинарию американский дельфинарий. Оказывается, пока в США месяцами идут суды, в которых американские зоозащитники судятся с дельфинарием своей страны, требуя запрета на ввоз морских животных из России, эти 18 животных, выловленных в Черном море еще совсем детенышами, томятся и гибнут — буквально гниют! — в жутких условиях, в тесных цистернах, под палящими лучами южного солнца.

Отлов и продажа за границу морских животных в России для последующего использования их в индустрии развлечений — прибыльный бизнес. Как ведется отлов, где и в каких условиях содержатся животные, как транспортируются — никто не контролирует. Закон в России в этой области практически отсутствует. Есть только квота, которую нельзя превышать. А то, что животные массово гибнут на этапе отлова, передержки и проезда к месту «работы» артистом, мало кого интересует. Да и сам факт извлечения высокоорганизованных существ из привычной стихии на потребу бессердечным дельцам — преступление. Так считают зоозащитники, экологи, биологи, ветеринары, даже дрессировщики, нанятые на работу в дельфинарии.

Но не бизнесмены, об одном из которых идет речь в фильме. Этот бывший ученый, а ныне делец, как раз и является одним из поставщиков морских животных в Америку, Китай и другие страны. Это его 18 белух надеются найти и вернуть в родную стихию девушки.

Фильм не имеет хэппи энда, он бесконечно печальный: умирающие в тесных цистернах с вонючей прокисшей водой прекрасные животные, могилы дельфинов — зрелище невыносимое. И все наивные детские представления о том, что дельфины и белухи приручаемы, что они привязываются к человеку — миф. «У них просто нет выхода, » — говорит дрессировщица, которая работает в дельфинарии. «Самое лучшее, что мы можем для них сделать, — отпустить их в море, домой…». «Дельфины не улыбаются человеку, не обольщайтесь,у них просто так устроен рот», — говорит другой герой фильма. «Все разговоры о том, что, вылавливая морских животных, мы лучше способны изучить жизнь подводных обитателей — самообман, ничем не доказанное утверждение, — убеждена американская зоозащитница. — В условиях несвободы эти существа ведут себя по-другому!»

Да, белухам, дельфинам, морским котикам нужны бесконечные пространства, движение, живая рыба для корма, чистая вода, сообщество себе подобных — всё то, чего они навсегда лишаются в океанариумах и дельфинариях. Люди приходят сюда полюбоваться на тех, кто очень скоро умрет (жизнь в неволе сокращается в четыре раза), кто находится в депрессии, кто несчастен, болен и одинок. Но людям кажется, что дельфины им улыбаются…

 

«Дорога в Арктику». Документальный фильм Светланы Боковой, Россия

«Дорога в Арктику». Документальный фильм Светланы Боковой, Россия

«Дорога в Арктику» начинается с первых кадров как высокобюджетный (что, кажется, соответствует действительности) фильм о природе — грандиозной панорамой арктических просторов. Но вскоре становится понятно, что это, скорее, исторический фильм с элементами большого стиля, то есть довольно пафосного рассказа о достижениях могучей страны в области завоевания Арктики.

Наш путь от от «Святой Анны», которая в начале XX века отправилась покорять полярные просторы, до атомного ледокола «Арктика». Ледокол»Красин» и спасение экспедиции Нобиле, «Ермак», Седов, Макаров, Шмидт, Брусилов, челюскинцы, папанинцы, комсомольская стройка судоремонтного завода в Мурманске, постепенно превратившаяся в зону, война, атомоход «Ленин»… Полярники, ученые, писатели рассказывают о том, какой кровью, какими жертвами пробивали энтузиасты путь к Северному Полюсу. Сквозь современные кадры проступают старые фотографии, сюжеты дня нынешнего сменяет историческая хроника.

Вот глава Управления Севморпути Отто Шмидт рассказывает о планах сопровождения дрейфующих на льдине папанинцев, показывая на карте возможные маршруты кораблей. А вот под лед уходит «Челюскин», с которого на льдину только что эвакуировали последних полярников.

Фильм, безусловно, невероятно познавательный, хотя, на мой взгляд, авторам не хватило не большого, а просто чувства стиля, чтобы не сбиваться время от времени с одного жанра в другой. Чего стоит одна внезапная посреди масштабных исторических хроник история: капитан, который очень любил свою жену и поэтому не оставлял ее, умирающую в больнице, до последнего, а после своей смерти завещал развеять совместный прах в Северном Ледовитом океане.

Неожиданно, ближе к концу фильма, авторы таким образом, видимо, решили приправить пафосный рассказ человечинкой. Но в финале все же вернулись на широкую дорогу гордости за свою страну: уже на титрах современный российский ледокол везет туристов на Северный полюс, пассажиры и команда в радостном ожидании — осталось совсем немного! Арктика за сто с лишним лет стала намного ближе.

Фото с сайта beffest.com