Главное, Литература

Дух факта

Александр Бушковский«Само название − «Радуйся!» привлекло внимание. Особенно впечатлил восклицательный знак. Он как призыв, как приказ, как установка».

Что может быть для писателя дороже читательского отзыва?  На нашу почту поступил отклик на новую книгу Александра Бушковского.

 

Как автор я стала получать приглашения на книжные ярмарки. Много лет подряд я, как говорится, варилась в собственном соку. Переполняют эмоции или желание рассказать что-то взрослым, а особенно детям, сажусь за компьютер или хватаю любую, попавшуюся под руку, тетрадь и пишу. Так появились две мои книжки для детей. Их издание привело к тому, что мне на электронную почту стали поступать сообщения о событиях  литературного мира родной Карелии. И вот я на ярмарке в Национальной библиотеке Карелии.

Организация первой в моей жизни ярмарки мне не понравилась. Проходила она на втором этаже библиотеки в угловом помещении читального зала, за закрытой дверью. Соответственно посетителей было мало. Мне кажется, такое событие должно проходить в многолюдном месте,  где даже случайные люди могут заинтересоваться. Например, в будний день в фойе городской администрации. Сколько людей там проходит? Я думаю, главной целью  ярмарки является  привлечение  внимания к новым книгам.

Однако в любом негативе можно найти позитив. Было время внимательно рассмотреть кто и что вокруг.  По окончании ярмарки у меня в руках были книги Александра Бушковского «Радуйся!», Дмитрия Новикова «В сетях Твоих»,  Надежды Васильевой «Боба Теремков» и «По прозвищу Гуманоид», Елены Харламовой «Виноват во всём барашек».

Надо сказать, что у меня как в былые советские времена  есть очередь – книги, которые я хочу причитать, терпеливо стоят или  лежат в очереди, на тумбочке, на столе в кабинете, на полках.  До «Радуйся!» очередь дошла, и она вызвала у меня столько эмоций, что решила о ней поговорить  с вами. Есть читатели-профессионалы, которые могут разобрать книги по косточкам, а я простой читатель-дилетант, но хочу поделиться впечатлениями.

Книга вышла в издательстве Verso в 2013 году. Само название − «Радуйся!» привлекло внимание. Особенно впечатлил восклицательный знак. Он как призыв, как приказ, как установка. Забываем мы о том, что надо радоваться. Суетимся, нервничаем по пустякам, не можем остановиться и жалуемся, жалуемся…  Александр нам напомнил, что мы, как сказано в известном фильме, «избранники мироздания», так радуйтесь! Уже в названии чувствуется мужская воля, воля человека, который принял решение и за нас тоже. Только мы, женщины, наверное, знаем как важно, чтобы рядом был человек, который может принимать решения. Насколько надёжно и спокойно с ним. Мужественность подчёркивает и оформление обложки, чёрно-белое, не рассчитанное на привлечение взгляда ярким пятном. Соответственно и от содержания ожидаешь  такого же мужского начала, и оно тебя не обманывает.

Относится ли книга к жанру военной прозы? И да, и нет. О войне написано немало, особенно,  Великой Отечественной. Там было трудно, но понятно, где враг, кого и что защищать. С фашизмом боролись всей страной. Солдаты на фронтах, а мирные жители в тылу, испытывая лишения, делали всё для победы. С чеченской войной сложнее. Она локальная,  следовательно, основная масса граждан страны жила мирной благополучной жизнью. Война же коснулась нескольких десятков тысяч человек и их семей.

Если сравнивать книгу «Радуйся!» с такими яркими представителями военной прозы как Вячеслав Миронов «Я был на этой войне. Чечня, год 1995» или Владислав Шурыгин «Письма мёртвого капитана», рассказ «Допрос», в книгах которых натурализм описания зверств и смертей приводит в ужас, можно ли отнести книгу А. Бушковского к этому же жанру? Думаю, да, потому что она о войне. То, что война описана в ней небольшими, но точными штрихами является её достоинством. Можно смело рекомендовать её и взрослым, и подросткам. Ведь в ней автор касается многих актуальных проблем . Это отношение к войне, долгу, дружбе, вере, трудности  адаптации в мирной жизни, поиску смысла этой жизни – в повести  «Праздник лишних орлов», в рассказах «Юрчик», «Спецназ». Это отношение к армии и отношения в армии в рассказе «Дикие гуси». Это национальный вопрос в повести и рассказе «Страшные русские». Темой войны и её последствий пронизана вся первая часть книги, которая называется «Фигура первая. «Война» и включает в себя повесть и одиннадцать рассказов. Эта часть книги, конечно, военная проза.

Вторая же часть поднимает  социальные проблемы, не менее актуальные, но не относящиеся к теме войны. Фигура вторая  – «Детство. Север. Деревня».  В ней рассказы, которые представляют собой настолько цельную «фигуру», что невозможно упустить ни один.  Хотите понимать сыновей-подростков, отцов, друзей, себя наконец – эти рассказы для вас. Автор представляет взаимоотношения отцы-дети с разных позиций. Глазами подростка Гришки в рассказе «Странники в ночи», через воспоминания Вовки в рассказе «Такие и не такие»:

«Мальчишки однажды становятся мужчинами или думают, что уже стали ими, и это делает их захватчиками и врагами. Они враждуют не только с окружающим миром, но и сами с собой … пацаны состязаются в смелости, силе и жестокости… они завидуют не тому, кто лучше учится, а тому, у кого мопед быстрее всех ездит…  они боятся не жалоб завуча родителям и даже не строгой женщины в форме капитана из детской комнаты милиции, а презрительного смеха ровесников и невнимания сверстниц».

Вот так. Не открытие? Согласна. Но когда это рассказано таким живым языком как у Александра Бушковского  и так реально, трудно оторваться от чтения. Разве не  рисует  автор в рассказе «Нирвана»  такой художественной  деталью:– «… я зашагал за ним по тропе, стянутой корнями-венами, перешагивая через выпирающие суставы валунов…».  Представили лесную тропу?

А как не понять мальчишек из рассказов «Белая гора» и «ЛХВР», у которых не хватило сил и упорства вырваться из своей неблагополучной обстановки  и кардинально изменить  жизнь? И насколько легче найти своё место в жизни мальчишке, у которого такой отец, как в рассказах «За яблоками», «Снова за яблоками» и «Сказка на ночь».

Автор использует в книге различные приёмы композиции. Это и прямое повествование в рассказах «Зверинец», «Снова за яблоками», «Такие и не такие», «Странники в ночи». Композиция обратного времени в рассказе «Белая гора». Ретроспектива в повести  и рассказах «ЛВХР» и «За яблоками», где повествование идёт в двух временных планах: в настоящем и прошлом, которые разделены  где годами, где днями. При этом мы воспринимаем книгу как неделимое целое.

Александр Бушковский  в этой книге зачастую не рассказывает нам какой-нибудь факт, а передаёт дух факта. У него отсутствуют  суждения и оценки  поведения и характера героя. Автор приглашает нас  почувствовать, уловить смысл, высказанный в подтексте. Приглашает нас думать. Вот и получается, что книга эта для мальчишек и девчонок, чтобы понять себя, отцов, дедов; для женщин, чтобы понимать мужа, отца, сына, брата; для мужчин, чтобы понять себя и своих близких.

Фото Ирины Ларионовой