Кино, Литература

Узорный покров и разрисованная вуаль

Кадр из фильма "Разрисованная вуаль"
Кадр из фильма «Разрисованная вуаль»
Несколько дней назад в рождественские каникулы посмотрела фильм «Разрисованная вуаль» (2006, режиссер Д. Кёрнан) по роману Сомерсета Моэма «Узорный покров».  Я не киноманка, но иногда хочется посмотреть что-нибудь душевное.

После  фильма «Разрисованная вуаль» не могла уснуть до четырех утра, все ворочалась, прокручивала в памяти эту удивительную историю начала 20-х годов прошлого века.  А утром сразу же отыскала прежде не читанный роман Моэма, пылившийся на полке среди книг и, не откладывая, начала читать. И чем дальше читала, тем с меньшим удовольствием. Наконец завершила с ощущением полного разочарования. Конечно, лучше было бы вначале прочесть роман, а потом смотреть экранизацию, но так уж получилось. В общем, это тот случай, когда фильм понравился несравненно больше книги.

Кстати, когда читала отзывы о ленте, поняла, что я не одинока в своем впечатлении, но некто назвал фильм с Наоми Уотс и Эдвардом Нортоном в главных ролях «розовыми соплями». Не могу согласиться, хотя киноведы, наверное, скажут, что фильм сделан в полном соответствии  с законами мелодрамы.

В фильме разворачивается драма. Девушка выходит замуж за бактериолога. Она его не любит, но принимает решение выйти замуж, потому что пора. Они уезжают в Китай. Там она влюбляется и изменяет мужу. А потом он и она оказываются  в городе, зараженном  холерой.  Вот здесь и начинаются метаморфозы. Фильм оканчивается трагически, но  это тот случай, о котором можно сказать, что печаль эта светла. Режиссер сумел сделать эту историю трагической и светлой одновременно, потому что отношения главных героев перед лицом смерти обрели новое качество.  Оба героя успевают  простить друг друга. Конец фильма  рождает в душе надежду на лучшее.

В книге же все иначе.  Сердце главной героини осталось холодным (может, так и бывает в жизни, и Моэм, знаток человеческих сердец, ближе к истине?), она так и не нашла в себе никакого отклика на  горячее чувство мужа.  Даже его смерть не тронула ее, в ней нет никакого милосердия, наоборот, она почувствовала свободу и радость освобождения.  Сама кончина главного героя и его последние слова перед смертью имеют совсем другую подоплеку, нежели в кино. Вернувшись в Гонконг (действие происходит там),  она не удержалась и снова сошлась с прежним своим любовником, отчего чувствовала себя после этого «свиньей»  и в конце концов  вернулась в Лондон.  Жизнь ее так ничему и не научила.

Фильм же, несмотря на трагизм финала, жизнеутверждающий, доказывающий, что любовь способна на многое, даже невероятное, а настоящее  чувство поднимает человека на иную высоту отношений.

Возможно, сам С. Моэм чувствовал, что он слишком реалистичен,  когда в своем труде «Подводя итоги» написал: «…в произведениях моих нет и не может быть той теплоты, широкой человечности и душевной ясности, которые мы находим лишь у самых великих писателей».

Да, роман немного разочаровал, однако появилось желание перечитать автора романов «Острие бритвы» и «Луна и грош».