Культура, Литература

#PROкнигу. «Петровы в гриппе и вокруг него»

Фото: swobodna.ru
Фото: swobodna.ru

Марина Вдовина о романе Алексея Сальникова

Это книга, которую нескучно прочитать и во второй раз. Причем первое моё прочтение было испорчено знакомством с аннотацией к роману и ожиданием описания ужасов окружающей действительности, которые  существуют то ли наяву, то ли в гриппозном полубреду героев книги.

А герои – это семья автослесаря Петрова: сам Петров, его жена, библиотекарь с невыговариваемым татарским именем Нурлыниса и маленький сын по имени Петров.

И никаких особых ужасов (хтони и жути, как  написала Галина Юзефович) в книге нет. А есть жизнь, которая идет по кругу (имя Игорь, например, перетекает из прошлого в настоящее, и детская ёлка со Снегурочкой, и неудобные автобусы), и никуда не уйти от советского прошлого, потому что оно не вне, оно внутри нас, внутри даже молодых героев книги.

Разнятся только детали быта: в советское время на елке Петров-старший был в костюме хоккеиста, а Петров-младший пришел на праздник как герой мультфильма. И нет, как мне кажется, по этому поводу в романе никакого заламывания рук и закатывания глаз, мол, когда же мы изживем в себе этот «совок». Есть ирония и, может быть, даже грусть по отношению к прошлому и настоящему и постоянная рефлексия главного героя, который всё время сравнивает себя то с отцом, то с родителями жены, то с другом Сергеем, то  с напарником Пашей и даже себя маленького со своим сыном и оценивает себя и свою жизнь вполне адекватно.

Есть, конечно, в романе и жутковатые сцены (всё-таки Юзефович не совсем не права), и неприятные подробности нашей жизни, вроде постоянно раздраженных телефонисток и продавщиц в прошлом и таких же нерасположенных к людям дежурных скорой помощи в настоящем, но и они описываются так буднично, что не пугают.

Или в этом и есть замысел автора: показать, что ужасы нашей жизни так нам привычны, что мы их просто не замечаем? Но как-то не очень верится в это, потому что проходят эти ужасы мимо героев книги как по касательной, почти не задевая их.

Может быть, именно это и есть самое жуткое в книге:  не уродливые детали советского и постсоветского быта, не то ли действительные, то ли мнимые  убийства, о которых говорит героиня, не самоубийство несостоявшегося писателя Сергея (а, точнее, тоже убийство), а вот это глобальное равнодушие ко всему и глобальная нелюбовь почти всех почти ко всем?

В книге много точных деталей, и замечательных диалогов, и остроумных наблюдений. Есть информация, что по роману один известный режиссер планирует снять фильм. Думаю, фильм получится занимательным. А самое главное, роман дает возможность сценаристу и режиссеру вывернуть его так, как им захочется. И это не будет отступлением от текста. Потому что свой замысел автор все же запрятал слишком глубоко: ищите и обрящете.

Если вам хочется поделиться  впечатлениями о недавно или же давно прочитанной книге, пишите нам по адресу: licey1991@gmail.com