Литература

Дар во благо или во зло?

О новой книге писателя Надежды Васильевой «Путы»

Как различить целительный дар, данный человеку во благо, от сверхъестественных способностей, направленных во зло?

Открыв книгу, в первую очередь прочла аннотацию, написанную редактором этой книги Элиной Растатуриной.

«Представленные в данном сборнике повести рассказывают о людях, обладающих сверхъестественными способностями. Хорошо, когда этим редким даром обладает человек, духовно богатый, с глубоким внутренним миром, способный служить Добру и Свету («Три дня и три ночи»). И поистине трагедия, когда тот, кто наделён подобным даром, попадает в руки «тёмных сил» и пользуется возможностью манипулировать сознанием молодых, неокрепших душ, доводя их подчас до зверств и жестокостей («Путы»). Такая мораль несёт разрушительную силу, напрочь перечёркивая священную заповедь жизни – не навреди! Быть ответственным за свои поступки, думать об их последствиях, не терять разум, призванный «чувства просвещать», – в этом автор видит смысл жизни, в этом духовное начало, без которого немыслима человеческая суть.

Обе повести основаны на реальных событиях и не могут не вызвать интереса у читателей».

Аннотация заинтриговала. Книгу прочла на одном дыхании. Она вызвала массу размышлений. Наверное, всегда приятно рассказывать о том, что понятно всем. Рассказывать о том, что не вызывает сомнения и обязательно будет воспринято так, как надо. Для писателя это означает – не брать на себя ответственность. Рассказывать о случаях  нестандартных для социума, выбивающихся из его общепринятых установок, – это всегда риск. Риск быть обличённым критиками, ханжескими моралистами. С точки зрения – «ну, оно, конечно, так бывает, но писать об этом надо с явным осуждением». 

Карельская писательница Надежда Васильева взяла на себя смелость талантливо и неординарно рассказать о том, что выбивается из рамок общепринятого, заставляя задуматься над сложными перипетиями судьбы.

Обе повести, вошедшие в книгу, абсолютно разные по сюжету, но объединяет их одна общая мысль: «Дар свыше может быть дан человеку, как во благо, так и во зло».

В первой повести речь идёт в основном о любовных взаимоотношениях девочки-подростка Майки и её избранника – «одержимого» Герки, о странностях которого она сначала и не задумывается. Во второй повести как раз и даётся объяснение происходящим странным жизненным явлениям с позиции уже взрослых людей: героини повести писательницы Людмилы, целителя Эйно Тойвовича и его жены Галины. Втроём три дня и три ночи едут они в поезде к морю. У писательницы разболелась десна. Попутчик по купе помогает ей избавиться как от физической боли, так и от некоторых неясных ей моментов, касающихся Тонкого мира.

Но вернёмся к вопросу: как различить целительный дар, данный человеку во благо, от сверхъестественных способностей, направленных  во зло? После того, как целитель избавил женщину от боли, она спрашивает его жену Галину, не страшно ли жить с человеком, наделённым такой  необычной силой? На что Галина отвечает: «Каждый человек свои мысли в чистоте держать должен. Тогда и бояться будет нечего». 

Вопрос этот волнует и Майку, героиню первой повести. Её любовь к парню Герке, страдающему одержимостью, не бескорыстна. Помыслы её не особенно чисты, хотя им есть, на первый взгляд, простое оправдание. Шестнадцатилетней  девочке хочется вырваться из той жизни, где мама и отчим пьют, где грязная обшарпанная хрущёвка, где никаких жизненных перспектив нет. А вот её новый знакомый, хоть и со странностями, но всё же из благополучной и состоятельной семьи. Ей, как и многим подросткам её возраста, пока сложно разобраться в истинных ценностях жизни. И хоть Майку многое настораживает в Герке: и его страшные рисунки с отрезанными головами, и жуткая комната – «его кабинет», в которой он время от времени запирается… И то, что при виде её, Майки, Герка постоянно захлопывает крышку своего ноутбука, в котором он что-то рассматривает и читает, чего  ей, Майке, пока, видимо, не велено знать… Но только пока, потому что со временем он собирается посвятить её в свою тайну, сделать своим вторым «Я». Майка побаивается Герки, и в то же время её прельщает мысль о том, что она может стать замужней женщиной и, наконец, будет жить в достатке…

Здесь автор подводит читателя к мысли, как важно прислушиваться к своим чувствам. Как важно само осознание происходящего, осмысление. Ведь девочке не приходит в голову даже просто задуматься над тем, можно ли прожить счастливую жизнь с человеком, внутри которого таится страшный, уродливый, злобный мир. Новые попытки Герки вовлечь свою избранницу в свой мир постоянно держат читателя в напряжении. Автор искусно описывает это состояние, и читатель невольно ждёт: вот-вот произойдёт что-то непоправимое. Майка отправляется с Геркой на их дачу.

«Лес встретил их предутренней тишиной. Шли молча. Майка то и дело спотыкалась. Подниматься по скале, утыканной острыми припорошенными первым снегом валунами, было нелегко. Перед оврагом Герка остановился, галантно протянув ей руку, притянул к себе и произнёс, тихо и таинственно:

«– Там, в овраге, видишь, чёрная вода. В ней обитают тёмные силы. Если отдать им душу, человек превращается в нелюдь. У него пропадают страхи, сострадание. Он не чувствует боли. Его наделяют сверхъестественными способностями».

В развитии сюжета происходит много страшных эпизодов, которые, наконец, включают Майкин разум. Она решается поехать к своей бабушке и с ней обо всём поговорить…

«– Бабуль! Ты в это во всё веришь? Неужели могут люди обладать такими вот сверхъестественными способностями?!

– Могут! – твёрдо заверила бабуля. И показала шрам на переносице. – Видишь? Чирей у меня на этом вот месте в детстве вскочил. Не знаю, что бы со мной случилось, если б не бабушка одна. Умела она эти чирьи на сучок заговаривать. След, конечно, остался. Но беды не произошло. Помню, проснулась утром – а чирья нет. Вот и думай сама. Только распознать нужно уметь: целитель перед тобой или чёрный колдун». 

Бабушка даёт внучке икону Архангела Михаила и молитвенник.

Нечто сверхъестественное и необъяснимое всегда притягивает, как и эти два героя: одержимый злым духом Герка и целитель Эйно Тойвович. Оба с детства наделены даром некоей сверхсилы. Обоим были даны знаки для принятия разумного решения. Герка подчинился внутреннему страху, голосу «нечистой»: «Продай свою душу! И ты никогда не будешь чувствовать никакой боли. В тебе не будет сострадания ни к кому и ни к чему. Ты будешь обладать сверхъестественными способностями. Ты станешь сильнее всех….»  

Эйно Тойвович решился принять дар целительства не сразу,  и первая таинственная встреча произошла при очень странных обстоятельствах.  Будучи ещё юношей, собирая в свою коллекцию самоцветы, он заблудился в лесу. «Взгляду открылось ровное каменное плато, а на нём красовался могучий сейд,  на котором были высечены древние руны. Над каменной глыбой сиял крест. Паренёк удивлённо застыл на месте. Гулкий голос разорвал напряжённую тишину. – Сможешь ли нести этот крест? – Вопрос звучал откуда-то сверху. Ударяясь в каменные скалы, окружающие плато, эхом улетал обратно ввысь. Голос был женским. И продолжал звучать властно и повелительно. – Запомни:  это не Божий дар, а тяжкий груз, который не каждому под силу. Я не требую от тебя сиюминутного ответа. Но ты должен хорошо всё обдумать… – Крест погас, будто растворился в воздухе».

И не случайно во второй повести одна из героинь говорит:

«А натура человеческая слаба. Слышала, что нездоровые искушения эти сильно бьют по самым больным местам человека: по детям, внукам, правнукам. А иногда и сам «избранный» в наказание лишается рассудка…. Ведь не зря говорят: когда Бог хочет наказать человека, он лишает его разума».

Вторая повесть дополняет первую. Она объясняет зависимость поворота судьбы от степени просветлённого сознания. Не случайно и сама героиня второй повести писательница Людмила умеет чувствовать Тонкий мир, умеет вслушиваться и СЛЫШАТЬ!  Именно благодаря этим её природным качествам люди открывают ей свои души, делятся тем, что не каждому человеку дано понять и принять. И если исключить ханжескую мораль, то человек, независимо от возраста, сумевший обрести чистоту мыслей, приближает своё счастье. Погрязший во зле, от зла и погибнет. Целитель силой духа и высшего дара изгоняет из человека боль. Предназначение писателя – книгами  лечить души читателей.

Считаю, что книгу Надежды Васильевой «Путы» одинаково стоит прочесть как взрослым, так и подросткам. Многим она может стать полезной для осмысления собственной жизни. Желаю всем её читателям самого что ни на есть внимательнейшего прочтения.

Вера Линькова,  писатель, член  Союза российских писателей