Парк культуры и чтения

Девочка в открытом космосе

Конкурс книжных рецензий #PROкнигу_XXI

О книге Веры Голицыной «У нас опять ничего не случилось, мистер Гиммик!»

На экране монитора светится книга о девочке Вере, которая живет, потому что родилась, живет как умеет, живет, даже когда умирает внутри и не хочет больше воскресать. История ребенка из неблагополучной семьи, написанная этим же ребенком годы спустя, ребенком в скафандре взрослого, взрослым, спелёнутым своим прошлым. Я читаю о взрослении, о поиске себя и своего пути, о душевном страдании. И ощущения от этого повествования, как от космоса, где вакуум, радиация, расстояния в миллионы световых лет – жутко, но величественно и красиво – не оторваться.

Вдобавок Верин скафандр разгерметизирован, и в этом смысле, жанр книги – определенно триллер, буквально – психологический триллер. Неожиданные повороты событий, субличности со сверхспособностями, спасение в последний момент, отличный саундтрек, я его включала во время чтения. Да, можете считать эту книгу фильмом, который никогда не будет снят, как не будет напечатан на бумаге Верин текст.

Книга написана непрофессиональным писателем, кубики «жанрово-стилистического винегрета» крупноваты, многовато картошки и маловато соленого огурца, но в целом вкусно. В эту книгу и не надо идти за изысканным стилем или захватывающим сюжетом, но можно сходить за подлинностью. Причем, подлинностью, направленной исключительно вовнутрь. На протяжении всей книги у меня сохранялось ощущение, что в читателях тут одна Вера, и мне попал в руки личный дневник, замаскированный под книгу. Потому чтение иногда сопровождалось чувством неловкости за столь короткую дистанцию между мной и чужим откровением.

Моя мама, прочитав «Мистера Гиммика» по моему совету, сказала: «Я в шоке. Я даже не подозревала, что у человека может быть внутри такая боль!».

Формально, да, книга Веры про боль, в том числе физическую: как болит, где болит, почему болит и как эту боль прекратить? Вероятно, книга может открываться читателю и в соответствии с личным опытом боли, через сопоставление страдания. Не найдешь общего – ужаснешься или перекрестишься, найдешь – утешишься, что кому-то также или еще хуже.

Для меня Верина история все-таки о жизни и чуде. Сюжет строится вокруг слова «ЖИТЬ». ВыЖИВать, проЖИВать прошлое заново и изЖИВать его из себя ради настоящего. ЗаЖИВать, буквально срастаться из осколков себя. ОЖИВать, выходить из оцепенения, онемения, небытия. ЗаЖИВо себя препарировать со скрупулёзностью Бердяева и сосредоточенностью ребенка, тычущего палочкой в гусеницу или жука, – «Что будет?». «ЖИТЬ» – это лицевые петли: переверни полотно, и все они станут изнаночными – не новость. ЗаМИРать, уМИРать, обМирать, сМИРяться… Мы все носим эти свитера наших жизней и тел.

А чудо книги и Вериной истории в том, что всё кончается хорошо, потому что не кончается, но выходит на новый виток. Если свитер колется и пузырится на локтях – мы живы. Чудо также в красоте. Даже самые черные страницы – они из черного разных оттенков. Например, оттенка разверзающейся кроличьей норы под ногами, в которую каждый раз падаешь вслед за Верой – Вергилий отдыхает. Этим же черным Вера нарисовала свой портрет – единственную иллюстрацию к книге. А ещё чудо в том, что даже черным можно нарисовать улыбку и свет.

 

Конкурс книжных рецензий #PROкнигу_XXI  проводят Петрозаводский Парк культуры и чтения и интернет-журнал «Лицей». Рецензии присылайте по 15 января на адрес: licey1991@gmail.com. Награждение лауреатов пройдет в Парке культуры и чтения  30 января 2018 года. 

Три лауреата конкурса получат сертификаты на приобретение книг в петрозаводском Парке культуры и чтения: 1 место – 3000 руб.; 2, 3 места – по 1000 руб.

Условия здесь