Дом актёра, Культура

Григорий Годарев, человек играющий

Григорий Иванович Годарев
Григорий Иванович Годарев

«Актёр заражается профессией, и если он актёр настоящий, ничто ему не помешает», – говорил Григорий Иванович Годарев.

4 января исполняется 90 лет со дня рождения народного артиста Карелии, актёра Русского театра драмы 1957 – 2003 годов Григория Ивановича Годарева.

Григорий Иванович родился в Карелии – в деревне Семчезеро Медвежьегорского района. Как вспоминал он когда-то в интервью газете «Карелия», «мать была сельской красавицей, на клиросе пела (у нас вся семья поющая). Отец мой на ней увозом женился, не хотели родители за него отдавать. Был он лихой военный, в 126-м стрелковом Медвежьегорском полку служил. Из крестьян сам, но белый свет повидал. Даже, представьте, мазурку умел танцевать! Где-то на юге научился, в гражданскую. Наверное, от белогвардейцев… Мама ему шутя говорила: «Не ты меня охмурил, тальянка твоя охмурила… »

Во время войны в эвакуации семья жила в деревне Дедовка Коми-Пермяцкого округа. Там Григорий впервые почувствовал тягу к искусству: занимался в самодеятельном театре, освоил несколько музыкальных инструментов. Школу окончил в Дрездене, где служил отец, и поступил на геологический факультет Петрозаводского университета – был здесь тогда такой факультет. И снова участвовал в самодеятельности: играл в студенческом театре, аккомпанировал на аккордеоне выступлениям танцевальной группы. Руководитель университетского театра, заслуженный артист России Юрий Александрович Сунгуров посоветовал менять профессию, и в 1952 году Григорий поступил на национальный курс Ленинградского театрального института.

Национальный курс Ленинградского театрального института, студенты и педагоги. Григорий Годарев – в верхнем ряду второй слева
Национальный курс Ленинградского театрального института, студенты и педагоги. Григорий Годарев – в верхнем ряду второй слева

Этот курс, которым руководила знаменитая актриса и педагог, профессор Елизавета Ивановна Тиме, набирался для Финского театра. Вспоминает актриса Финского, ныне Национального, театра 1950–2000-х годов заслуженная артистка Карелии Елена Павловна Корнилова:

«Гриша появился у нас на курсе с некоторым опозданием, по дополнительному набору (тогда было сложно прописать, даже временно, финнов в Ленинграде, и к первому сентября полную группу набрать не удалось). Годарев был старше многих, играл на фортепиано, на гитаре, так что сразу привлёк к себе всеобщее внимание. Ему было очень много дано от природы, по актёрскому мастерству он всегда имел отличные оценки и был ведущим актёром в нашей студии. Гриша и в институте пользовался авторитетом. Он очень хорошо пел, его часто просили спеть в компаниях, и обладал поэтическими способностями, сочинял куплеты на дни рождения, выступал с ними на наших вечерах. Всё давалось ему легко, хотя примерным студентом он не был – мог и проспать лекцию, и погулять с друзьями… В дипломных спектаклях он играл главные роли. Тогда при выпуске нужно было показать три работы: пьесу «плаща и шпаги», Островского и что-нибудь на революционную тему. Мы ставили «Учителя танцев» Лопе де Вега, где Годарев играл слугу Альдемаро, «Бедность не порок» Островского – он играл Любима Торцова и «Юность отцов» Бориса Горбатова, тоже с Годаревым в главной роли».

Дипломный спектакль «Юность отцов». В центре – Григорий Годарев, третья справа – Елена Корнилова
Дипломный спектакль «Юность отцов». В центре – Григорий Годарев, третья справа – Елена Корнилова

После окончания института в 1957 году Григорий Годарев, единственный из всего курса, пошел не в Финский театр, а в Русскую драму. Лишь однажды попытался он оставить Карелию – в 1965 году уехал в Норильский заполярный драматический театр, но через несколько лет вернулся, уже навсегда. Спустя годы, вспоминая те времена, актёр рассказывал:

«Замечательные мне в жизни встретились учителя, режиссёры и коллеги: Ю. Сунгуров, Е. Тиме, Г. Иванов, Е. Гельфанд, И. Ольшвангер, Л. Меерсон, С. Селектор, И. Петров, В. Пахомов, М. Веснин. Оглядываясь назад, с особой благодарностью вспоминаю бывшего нашего директора Сергея Петровича Звездина. Человека с характером нелёгким, но дело знавшего – от и до. Товарищей по сцене – Б. Хотянова, В. Финогееву, Г. Фридмана, В. Михайлину, А. Хлопотова, Л. Живых, В. Томашевскую. Было у кого учиться. Все разные, и все талантливые. Когда надо, морально поддерживали, но если делал не то, без внимания не оставляли».

Первые же роли, сыгранные в Петрозаводске, заставили говорить о рождении нового сценического дарования. В премьере сезона 1957/58 года, спектакле по пьесе А. Володина «Фабричная девчонка», Годарев сыграл секретаря комсомольской организации Бибичева – человека, который разрывается между внешними нормами и внутренним стремлением. Именно эта способность актёра – сдержанно, скупыми средствами показать внутренний мир героя, заставить зрителей сопереживать персонажу – стала залогом будущих сценических удач.

«Фабричная девчонка», Григорий Годарев – Бибичев. 1957
«Фабричная девчонка», Григорий Годарев – Бибичев. 1957

И удачи не замедлили явиться: телеграфист Берёзкин из спектакля «В огненном кольце», Николай и Олег из спектакля «В поисках радости», Лапушкин из «Трассы», Виктор из «Иркутской истории» и другие роли сделали Годарева одним из любимых молодых актёров петрозаводской публики. Он был естественным, органичным, словно из жизни, оказался тем типажом, который был востребован временем. Его герои тех лет – чистые мальчики с высокими идеалами, верившие в светлое будущее, – говорили со сцены искренние слова. Это были времена драматургии А. Арбузова и В. Розова, времена оттепели, когда романтике и в жизни, и на сцене всегда находилось место.

«Неравный бой». Елизавета Акуличева – Лиза, Григорий Годарев – Слава. 1960
«Неравный бой». Елизавета Акуличева – Лиза, Григорий Годарев – Слава. 1960

Годарев играл много, разных персонажей, и каждого умел сделать объёмным и многомерным. Среди них были Присыпкин («Клоп» В. Маяковского), Михаил («Зыковы» М. Горького), Константинов («Опаснее врага» Д. Аля и Л. Ракова), Владик («Коллеги» В. Аксёнова и Ю. Стабавого), Мокеев («Закон дороги» С. Панкратова), в постановках зарубежных драматургов – сеньор Ролдан («Любовь дикаря» А. Касоны), Гамбье («Крошка» Ж. Летраза)  и многие-многие другие. Актёру были дороги его герои-солдаты – старшина Васков («А зори здесь тихие…»), сержант Сальников («В списках не значился»), Берёзкин («В огненном кольце»), Полушкин («Не стреляйте в белых лебедей»). За роль Сальникова в 1975 году Г. Годарев был награжден Серебряной медалью имени А.Д. Попова.

«Зыковы». Раиса Хабарова – Павла, Григорий Годарев – Михаил. 1963
«Зыковы». Раиса Хабарова – Павла, Григорий Годарев – Михаил. 1963
«Ревизор». Константин Пилипенко – Городничий, Анатолий Байбаков – Бобчинский, Григорий Годарев – Добчинский. 1972
«Ревизор». Константин Пилипенко – Городничий, Анатолий Байбаков – Бобчинский, Григорий Годарев – Добчинский. 1972
«Клоп». Григорий Годарев – Присыпкин. 1974
«Клоп». Григорий Годарев – Присыпкин. 1974
«Закон дороги». Светлана Погребняк – Нина, Григорий Годарев – Мокеев. 1976
«Закон дороги». Светлана Погребняк – Нина, Григорий Годарев – Мокеев. 1976

Годаревские герои классических произведений: Расплюев в «Свадьбе Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина, фонвизинский Стародум, сыграть которого жизнеподобным почти невозможно, вкрадчивый Земляника в «Ревизоре» и домашний Вакула в «Вие» Н.В. Гоголя, поразительный, мягкий Шамраев в «Чайке» А. П. Чехова, добрый хлопотун Аргант в «Плутнях Скапена» Ж.-Б. Мольера, – были не сухими литературными персонажами, а живыми людьми, с теплой, яркой, неповторимой индивидуальностью, образами, вызывавшими мгновенный отклик зрительного зала. И такими же органичными были его персонажи в многочисленных спектаклях для детей.

Григорий Годарев живо входил в ткань произведения, чувствовал атмосферу, ощущал его фактуру, а чувство стиля позволяло ему создать на основе наблюдений художественный образ, отличавшийся естественностью и внешней простотой. Всему творчеству актёра было присуще огромное сценическое обаяние, а любой образ нёс печать его симпатии к своему герою, которого он был способен оправдать, увидеть в нём человека и передать своё видение зрителям. Ни уровень драматургии, ни неудачный перевод, ни слабая мизансцена не могли сделать его персонажа неубедительным – он додумывал своего героя за драматурга-переводчика-режиссёра.

Актёры Русского театра драмы разных лет вспоминали о нём как о надёжном партнере, рассказывали о его чуть ли не гипнотическом воздействии на публику, о собственном подходе к каждой роли, в которую он вносил много своего, причем мог сделать это не только на первом, но и на каком-нибудь двадцатом спектакле. А вне сцены Григорий Иванович поддерживал хорошие отношения, балагурил, поднимал настроение себе и другим.

«Зла в нём не было, не могу представить его злым. От него всегда было тепло, – рассказывала актриса театра, заслуженная артистка России Эльвира Александровна Утикеева. – Когда в труппе возникало непонимание, кто-то ссорился, он любил рассказывать анекдот: «Ты на рыбалку? – Нет, я на рыбалку. – А я думал, ты на рыбалку», – и снимал напряжение». Его доброту ценили все, кто работал в театре, и на сцене, и за кулисами. Он был неизменным автором и исполнителем стихов и песен, в том числе для юбилейных вечеров, и на праздновании 90-летия театра все исполнили гимн его сочинения.

Творческая натура артиста проявлялась не только в этом. Голос Григория Годарева знала вся Карелия: почти тридцать лет он сотрудничал с Карельским радио, готовя и проводя литературно-художественные передачи, иногда читая свои стихи. Участвовал и в спектаклях Карельского телевидения.

На петрозаводской сцене Григорий Годарев встретил свою судьбу – с Раисой Хабаровой они не разлучались до конца жизни актёра. Их сын Олег уже много лет служит в Национальном театре.

«Любовь дикаря». Раиса Хабарова – тётя Матильда, Майя Скорик – тётя Анхелина, Григорий Годарев – сеньор Ролдан. 1991
«Любовь дикаря». Раиса Хабарова – тётя Матильда, Майя Скорик – тётя Анхелина, Григорий Годарев – сеньор Ролдан. 1991

«Актёр заражается профессией, и если он актёр настоящий, ничто ему не помешает», – считал Григорий Иванович, и ничто не мешало ему без малого полвека – сорок шесть лет – заражать зрителей своим искусством.

 

Наталия Крылова, Юлия Генделева

Фото из архива Русского театра драмы и из личного архива Е.П. Корниловой