Дом актёра, Культура

Дмитрий Константинов: «Увлекаюсь философией и люблю читать классику»

Дмитрий Константинов. Фото театра "Творческая мастерская"
Дмитрий Константинов. Фото театра «Творческая мастерская»

Молодой театр Карелии

Году театра мы посвящаем наш новый проект. Будем представлять молодых актеров пяти наших  профессиональных театров. Начинаем с «Творческой мастерской». В «ТМ» проходили практику магистранты-филологи ПетрГУ Наталия Паршукова и Полина Нестерова. Они сами выбрали персону для интервью — это Дмитрий Константинов, актёр молодежной труппы театра.

 

Нужно делать все возможное именно сегодня. Чтобы человек, который впервые пришел в театр, вернулся вновь, увидев хорошую игру. Зритель не должен стать заложником наших проб, экспериментов и ошибок.

– Для человека очень важным жизненным этапом является детство. Кем вы мечтали стать в детстве?

– Я мечтал стать машинистом, археологом, психологом, но в итоге стал актером. Психология и актерская деятельность – очень схожие профессии. У одного из театральных деятелей, П.М. Ершова, есть книга «Режиссура как практическая психология». Нахождение, понимание и мотивация персонажей — ты должен выйти на сцену с пониманием, что тобой движет. Такая своего рода психология.

– Впервые на сцене… Как это было?

– Конечно, страшно, волнение… Я научился это волнение переводить в нужное русло, трясучка с годами поубавилась. Сейчас есть азарт сделать что-то, тогда же была повышенная ответственность. Лучше вообще расслабиться. У нас есть режиссер Борис Цейтлин («Та самая Дульсинея», «Двое в большом городе»), он всегда говорит: «Что ты напрягаешься, играй спокойно!». Это правильно, не нужно нагнетать эмоции.

– Как вам удается быстро собраться, настроить себя перед выходом?

– С улыбкой вспоминаю, как раньше пытался настраиваться перед выходом на сцену. Есть множество техник, однако я понял, что именно мне  бесполезно настраиваться на спектакль. Нужно просто быть в тонусе и уметь включиться, начать с нужного ритма. Музыкальных слух помогает мне в актерской деятельности. (Дмитрий — выпускник Петрозаводского музыкального колледжа им. К. Э. Раутио. – Ред.) .

– Кто вас вдохновляет из актеров театра или кино?

– Сергей Юрский, я многое взял из его актерских приёмов. Также Владимир Машков. В детстве любимым актером был Андрей Миронов.

– Интересно было бы вам попробовать себя в качестве режиссера? Есть любимый режиссер?

– Да, немножко пробовал, но, к сожалению, не удалось реализовать идею. Буду пробовать в дальнейшем. Одним из любимых режиссёров является Никита Михалков, у него множество интересных мастер-классов. Алексей Герман – одна из величин, Юрий Норштейн («Ежик в тумане», «Сказка сказок»). Для себя я взял многое из мультипликаций, а одну роль и вовсе построил на воспоминании из мультфильма. У нас был спектакль «Горгоны». Если вспомнить советский мультфильм «Остров сокровищ», то там есть момент, когда герои приходят в таверну и видят пианиста, изо всех сил бьющего по клавишам. Наши персонажи были утрированы и именно исходя из впечатления я построил эту роль. Отовсюду может прийти дополнение, обогащение – то, что можно привнести в роль.

– В каких фильмах или сериалах вы снимались? Что значит для вас этот опыт?

– В сериалах «Тайны следствия» и «Улица разбитых фонарей», а также в киношколе Карелии. Это был интересный опыт. Выучил текст, продумал логику поведения, сыграл, но вот смотреть на себя в кадре немного боялся. Герои, которых видел только по телевизору, оказываются рядом с тобой – вы вместе обедаете, снимаетесь… Им всё по барабану, а ты тут волнуешься.

– Нравятся вам клоунские номера?

– Клоунада – высшее проявление актерского мастерства. Должны быть мера наивности и вера в предлагаемые обстоятельства. Тут я вспоминаю историю из книги Юрия Никулина про гениального клоуна. Он на ходу мог придумать целый номер. Клоун ходил по сцене и подзывал пальцем ведущего, а палец не мог остановиться. Он уже пытается сесть на палец, откусить, а его все никак не унять… Сыграть это, да еще так, чтобы было смешно… Это искусство.

 

Мне нравится наблюдать за людьми: у всех разные жесты, мимика, микродвижения при возникновении мысли на лице. Эти человеческие нюансы помогают при создании образа на сцене. Театр для меня — способ познания мира и жизни.

– О какой роли вы мечтаете?

– Мне все интересно. Смысл не в том, чтобы сыграть какую-то роль, а в том, чтобы режиссер захотел подлинного актерского взаимодействия. Сейчас театр концептуальный, актер воплощает задумку режиссера. Момент сопереживания больше всего ценю на сцене. Хотелось бы сыграть не героя с данными характеристиками, а спектакль. Прочувствовать атмосферу взаимодействия.

– С какими трудностями в профессии вы столкнулись?

– Трудности – это человеческий фактор. Нужно максимально отделить себя как личность от результата на сцене. Нужно позволить себе плохо сыграть: сегодня не получилось, так бывает. Человека на сцену толкает самолюбие. Гармоничный человек не пойдет на сцену. Зал будет скучать, если благополучный человек спокойно пьет чай и болтает с другими.

– Как вы относитесь к критике?

– Чему хорошему я научился в театре – выслушивать критику, но необязательно на нее реагировать. Если есть что-то дельное, то можно попытаться это реализовать, но иногда подобное видение не вписывается в логику персонажа.

— Когда вы играете на сцене, обращаете внимание на зрителей? На знакомые лица?

– Есть публичное одиночество. Как будто существуем при четвертой стене. Есть актеры, которым достаточно выйти на сцену, и через пару секунд они уже в курсе, есть ли директор в зрительном зале… Я воспринимаю зрительный зал в целом. Играю, забывая о знакомых в зале.

– Как вы относитесь к стереотипу представлению, что все актеры увлечены только сценой?

– Не могу ответить за всех, только за себя. Мне нравится наблюдать за людьми: у всех разные жесты, мимика, микродвижения при возникновении мысли на лице. Эти человеческие нюансы помогают при  создании образа на сцене. Театр для меня — способ познания мира и жизни. Поэтому я увлекаюсь философией и люблю читать классику. Там как раз можно проследить нюансы, гармоничные и глубокие. Например, в романе «Анна Каренина» Лев Толстой изобразил тонкие психологические переходы, схватил состояние героев и их внешние проявления. Алексей Каренин нервничает и теребит мочку уха. Ногтями. Подобная деталь выдает в нем человека сухого, без эмоций. Это тонкое знание жизни.

 

На занятиях я учу концентрации, владению своим вниманием, свободе воображения, взаимодействию, умению понимать себя и других. Это очень важные качества для сцены и для повседневной жизни в целом.

– Как возникла идея создать свою студию при театре ТМ?

– Все началось с курсов подготовки фитнес-инструкторов. Полтора месяца проработал в фитнес-клубе и пришел в школу эстетического развития. Начал заниматься актерским мастерством. Час в неделю с семилетними детьми. Старался водить их на выставки, на концерты. Затем предложил заниматься с ними на базе театра – стало больше по времени и меньше по деньгам для родителей. Так появилась студия.

– Как можно интерпретировать название студии, почему «Со-бытие»?

– Название «Со-бытие» пришло не сразу, а лишь на третий год. В основе лежит со-переживание по системе Станиславского. С одной стороны, как театральное событие – то, что произошло, а с другой – совместное бытие, совместное существование учителя и ученика.

– Люди какого возраста могут приходить на занятия?

– Подростки от 14 до 17 лет и взрослая группа от 18-ти до бесконечности. Самому старшему ученику было около 50-ти лет. Со школьниками занимаемся три раза в неделю по полтора часа, а со взрослыми – два раза по выходным, от полутора до двух часов.

– С кем интереснее работать?

– Когда есть отдача, со всеми интересно. На занятиях я учу концентрации, владению своим вниманием, свободе воображения, взаимодействию, умению понимать себя и других. Это очень важные качества для сцены и для повседневной жизни в целом. На занятиях любим покричать. Это раскрепощает и освобождает от негативных эмоций.

– Были какие-то интересные истории на занятиях с ребятами?

– Недавно была очень интересная история. Есть одна девочка, она очень зажата, но хочет стать актрисой. На занятиях она сидит в абсолютно закрытой позе, такая вся «не смотрите на меня». Однажды у нее произошел эмоциональный срыв, девочка отделилась от всех и уткнулась в телефон. Я решил ее растормошить. Заметил, что она яростно теребит свои волосы. Я поинтересовался: тебя раздражают волосы? Она кивнула. Я предложил их обрезать, на что она дала утвердительный ответ. Пришлось резать. Я взял ножницы и немного их состриг – получилось ровно, даже стильно. Девочка была счастлива.

– Когда планируется набор новых участников?

– В сентябре. Необходима системность, ведь те, кто ходит постоянно, имеют общее понимание. Например, отработка некоторых упражнений: видна разница в выполнении в начале и со временем.

– Вы практикуете индивидуальные занятия?

– Готовлю к поступлению: стихи, проза, басни. В остальном же смысла нет – бесполезно заниматься раскрепощением в одиночку. Нужно тренироваться только публично. Необходимо преодолеть страх публики.

–  Кто вам ближе: актёр или педагог? 

– Я рано понял, что могу объяснить алгоритм действий другому человеку. У меня аналитический подход. Я действую через логику. Актерская сфера помогает через роль понять себя. Например, в прошлом году я был в роли Чтеца («Сказка о чёрте, солдате и скрипке»). Там, где чёрт, я раскрыл в себе ехидство, купался в своей гнусности, так сказать.

– Спектакль ставился на французском языке. Сложно ли было за столь короткий срок освоить незнакомый язык?

– Же не манж па сис жур – это единственное, что я знаю на французском. Я перенимал интонацию своего педагога, а также помогали постановки прошлых лет.

– Что вы можете пожелать молодым?

– Насколько молодым? Я себя тоже молодым чувствую. Всё толкает в сторону от человечности. Сейчас люди стремятся к монетизации, к продаже всего. Люди уходят от реальной жизни в пространство интернета. Вспомнил сейчас комментарий офтальмолога: двадцать лет назад приходили с фингалом под глазом, теперь все близорукие, потому что сидят в смартфонах. Тебе кажется, что ты испытываешь какие-то эмоции, но они настолько мимолетные, а воспоминаний не остается, кусок из жизни просто пропадает. Провел тест: попросил учеников пересказать новость, которую они прочитали в последний раз, и никто не смог ответить. Лучше включаться в реальную жизнь.

Беседу вели Наталия Паршукова и Полина Нестерова, 

магистранты ПетрГУ (Институт филологии)