Главное, Культура, Художественная галерея Дмитрия Москина

Салтуп Григорий Борисович

Григорий Салтуп Его отличала нестандартность мышления, он не был узким специалистом, не был идеологически зашорен, чем грешили многие прошедшие школу соцреализма.

 

Минул год со дня ухода из жизни Григория Салтупа  (1952 − 2013) − писателя и скульптора, как говорилось в некрологе. Можно добавить еще: дизайнера, искусствоведа, педагога, наставника, сатирика, борца за справедливость во всех ее проявлениях, особенно с чиновниками, любящего отца, неординарной и противоречивой личности, заметной и ни на кого не похожей фигуры в культурной жизни Карелии последних десятилетий, порой несправедливого, но всегда искреннего.

 

В этой публикации я представляю Салтупа лишь как скульптора, главные произведения которого знакомы большинству петрозаводчан: это фонтан «Журавли» возле Экспоцентра (бывшего ДК ОТЗ), скульптура «Царевна-лягушка» на древлянском роднике и памятник репрессированным в Сандармохе.

 

Григорий Салтуп появился на свет в Петрозаводске, где родились его отец и мать, а дед работал слесарем на Александровском заводе, переименованном позже в Онежский тракторный. Интерес к искусству Григорий проявлял с детства, чему способствовали его родители. После окончания худграфа петрозаводского педучилища он смог поступить в престижный ленинградский вуз – Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина (Академия художеств) на факультет теории и истории искусств, и в 1983 году окончил его.

 

После возвращения в родной город Салтуп работал реставратором в музее изобразительных искусств Карелии, преподавателем истории искусства в педучилище, искусствоведом по работе с народными мастерами в худфонде и других местах. Но главным местом его работы была собственная художественная мастерская, где он занимался в том числе и литературным трудом.

кульптура «Царевна-лягушка»
Скульптура «Царевна-лягушка»

Декоративная скульптура «Царевна лягушка» была установлена в лесном массиве возле родника в районе улицы Попова в 1995 году. Ее отливку произвели из чугуна на заводе Тяжбуммаш на основе авторского оригинала, вылепленного из пластилина.

 

Фонтан «Журавли»
Фонтан «Журавли»

К рождению «Журавлей» помимо Салтупа приложил руку его друг, дизайнер и мастер художественной ковки Валерий Хазов. В 1997 году был открыт этот один из самых элегантных фонтанов в Петрозаводске. Второе его название − «Любовь».

 

Нынешний вид памятника в Сандармохе
Нынешний вид памятника в Сандармохе
Салтуп рядом с памятником в Сандармохе
Салтуп рядом с памятником в Сандармохе

Памятник репрессированным в 1937-1938 годах в виде гранитной глыбы со скульптурным барельефом и надписью: «Люди, не убивайте друг друга» был открыт в 1998 году на мемориальном кладбище в урочище Сандармох Медвежьегорского района. Эту работу Григорий Салтуп считал особенно важной для себя, ведь среди миллионов безвинных жертв сталинских палачей был и его дед, убитый и похороненный в Сандармохе, вина  которого состояла лишь в том, что в свободное от работы на заводе время он был регентом хора в соборе Александра Невского.

Автор назвал барельеф «Расстрел с ангелом-хранителем». Во время раскопок в 1997 году на месте массовых расстрелов, в которых принимал участие и Салтуп, у него и родилась мысль о памятнике. В последний год жизни скульптор добился у властей средств на его реставрацию, но провести ее уже не успел.

 

Ледовая скульптура
Ледовая скульптура

Петрозаводчане могли не раз видеть Григория Салтупа с его бригадой за работой на набережной Онежского озера, где он трижды участвовал в конкурсе ледяных скульптур, завоевывая призовые места.

 

В скульптуре, как и в других видах творчества, Салтупа отличала нестандартность мышления, он не был узким специалистом, не был идеологически зашорен, чем грешили многие прошедшие школу соцреализма. Примером тому может служить его оригинальный, но нереализованный проект памятника Андропову, который автор назвал «Открывающий двери». Вот что он пишет в сопроводительной записке: «Ю.В.Андропов принадлежал к «старой партийной школе» советских руководителей и в то же время, являясь государственником и, осознавая необходимость перемен, открыл «двери» новому поколению руководителей нашего Отечества. Это − «идейная», пластическая основа образного решения памятника… То, что фигура Андропова изображена не целиком, а как бы «выходит» из плиты должно символизировать наше прошлое…»           —

 

Макет памятника  Андропову
Макет памятника Андропову

 

Григорий обладал даром разглядеть раньше других талантливого человека и по мере сил поддерживать его. Он первым оценил писателя Василия Фирсова как мастера литературной сказки, высоко ставил поэзию Дмитрия Вересова, живопись Евгения Судакова, графику Сергея Кияницы. Последнему он доверял оформление своих книг. Кияница, специалист-формовшик, помогал реализовывать Салтупу его скульптурные проекты.

Кияница С. Шарж на Салтупа
С. Кияница. Шарж на Салтупа
С. Кияница. Шарж на Салтупа
С. Кияница. Шарж на Салтупа

Григорий Салтуп автор нереализованной идеи создания в Петрозаводске, в ямке за Вечным огнем, Парка гоблинов, где были бы собраны гипсовые скульптуры 1940-50-х годов, которых было достаточно много в свое время даже в провинциальных городах − все эти пионеры с горнами и девушки с веслами как память об ушедшей эпохе. Он считал, что подобная экспозиция могла бы привлечь внимание туристов.

 

За Григорием Салтупом числится также следующее:

−  Создание детской площадки в санатории «Кивач».

−  Создание мемориальной доски писателю Борису Кравченко на здании библиотеки его имени в Кондопоге.

−  Воссоздание потерянного хвоста одному из бронзовых львов на площади Ленина.

−  Создание совместно с Сергеем Кияницей медали к юбилею Трофима Рябинина.

− Участие в организации Этнокультурного центра в поселке Калевала.

−  Он инициировал создание барельефа на памятник рано умершей жене Людмиле своим другом скульптором Геннадием Лангиненом, а также безуспешно добивался у власти внести его в список охраняемых государством произведений искусства.

Памятная медаль Трофиму Рябинину
Памятная медаль Трофиму Рябинину
Г. Лангинен. Барельеф
Г. Лангинен. Барельеф

В последние годы, когда не было заказов и Салтуп был на мели, в хорошую погоду его частенько можно было увидеть на набережной Онежского Озера с «Тиром», благодаря которому русский писатель Григорий Салтуп, автор шести изданных книг, призер десятка литературных конкурсов, не удостоенный за свой вклад в карельское искусство даже звания «засрака» (заслуженного работника культуры) немного зарабатывал на хлеб и селедку.

Салтуп с американским президентом Бараком Обама. Фотомонтаж Сергея Кияницы. Салтуп юмор любил
Салтуп с американским президентом Бараком Обама. Фотомонтаж Сергея Кияницы. Салтуп юмор любил
Салтуп с французским скульптором Ж.-П. Дюсайаном, автором Марианны на набережной Онежского озера
Григорий Салтуп с французским скульптором Ж.-П. Дюсайаном, автором Марианны на набережной Онежского озера

 

Фото из архива автора