Образование

Уроки Пушкинского Лицея

Илья Репин. Пушкин на экзамене в Царскосельском Лицее
В этом году весь мир будет отмечать 200-летие Царскосельского Лицея — уникального учебного заведения, уроки которого хотя бы в общих чертах необходимо  сформулировать и осмыслить.

Воображал сей день счастливый,

                                                                     Когда средь вас возник Лицей…

                                                                                   А.С.Пушкин  

Важным событием в жизни России ХIХ века было учреждение и открытие в 1811 году уникального учебного заведения —  Царскосельского Лицея, который вошел в историю как Пушкинский Лицей в память о его самом знаменитом выпускнике, нашем национальном гении. В наше время сокрушительных «реформ» всего и вся, образования в особенности (а ведь это стратегический ресурс нации!) крайне необходимо вспомнить, принять к сведению и, желательно, к исполнению все хорошее в образовательном процессе России. Наши предки ведь были неглупыми людьми.    

Лицей открылся 19 октября 1811 года в Царском Селе,  в торжественной обстановке, в присутствии царя и большого количества знатных особ. Иван Иванович Пущин в своих записках вспоминал: «В лицейской зале, между колоннами, поставлен был большой стол, покрытый красным сукном с золотой бахромой. На этом столе лежала высочайшая грамота, дарованная Лицею. По правую сторону стола стояли мы в три ряда; при нас – директор, инспектор и гувернеры; по левую – профессора и другие чиновники лицейского управления. Остальное пространство залы, на некотором расстоянии от стола, все было уставлено рядами кресел для публики». В 1836 году в стихотворении «Была пора: наш праздник молодой…» выпускник Лицея Александр Пушкин скажет об этом памятном дне:    

                                          Вы помните: когда возник Лицей,   
                                          Как царь для нас открыл чертог царицын,  
                                          И мы пришли. И встретил нас Куницын   
                                          Приветствием меж царственных гостей…
   

Адъюнкт-профессор А.П. Куницын произнес в тот день блистательную речь, поразившую лицеистов, в том числе и юного Пушкина: «В сиих пустынных лесах, внемавших некогда победоносному российскому оружию, вам поведаны будут славные дела героев, поражавших враждебный строй. На их зыбких равнинах вам показаны будут яркие следы ваших родоначальников. Окруженные примерами добродетели, вы не воспламенитесь ли к ним любовью, вы ли не будете приготовляться служить Отечеству…».

После такой речи трудно было не проникнуться уважением к делу образования и совершенствования себя с целью принесения блага России. Вот с чего уже началось воспитание подлинных патриотов, ставящих интересы Родины выше личных!
 
Мысль добра, высокого служения Отечеству была заложена в самой идее Лицея. Автор проекта нового высшего учебного заведения для высокоодаренных детей всех сословий М.М. Сперанский в 1815 году писал другу: «Училище сие образовано и устав его написан мною… но без самолюбия скажу, что оно соединяет в себе несравненно более видов, нежели все наши университеты».    
 
Образование в Лицее воспитанники получали всестороннее: математика, физика, гуманитарные науки, история, изящные искусства, гимнастика, танцы, фехтование. Основой же образования были науки нравственные. Предполагалось, «начиная от самых простых понятий права» , довести лицеистов «до коренного и твердого познания различных прав и изъяснить им систему права публичного, права частного и особенно права Российского и проч.». Такое внимание к вопросам права было потому, что «под именем наук нравственных здесь заключаются все те познания, кои относятся к нравственному положению человека в обществе, и, следовательно, понятия об устройстве Гражданских обществ, о правах и обязанностях, отсюда вытекающих». Вдумаемся, как сильно не хватает в наше время вседозволенности, неуважения и даже презрения к закону таких познаний. Может быть и презрения не было бы, ежели бы воспитание и образование строилось бы сейчас на нравственных науках.    
 
Для Пушкина Лицей стал Домом. «Пушкин легко покинул стены родного дома и ни разу в стихах не упомянул ни матери, ни отца. Упоминания же дяди Василия Львовича скоро стали откровенно ироническими. …Когда в дальнейшем Пушкин хотел оглянуться на начало своей жизни, он неизменно вспоминал только Лицей – детство он вычеркнул из своей жизни. Он был человек без детства», — с этими словами известного советского ученого-пушкиноведа Ю.М. Лотмана трудно спорить.    
 
Другим его домом был потом домик в Михайловском, а его мамой стала няня Арина Родионовна. Кого вспоминал умирающий Пушкин? Пущина, Малиновского – своих друзей-лицеистов. А ведь перед смертью человек вспоминает только близких ему людей…    
 
Перед смертью поэт вспомнил и Екатерину Андреевну Карамзину, женщину, бывшую на девятнадцать лет старше его, и влюбленность к которой в лицейские годы была очень сильна. Вспомнив Карамзину, Пушкин снова мысленно вернулся в мир лицейской жизни, в мир братства, дружбы, веселья и озорства. Лицей заменил Пушкину детство, когда он был закончен – детство прошло, началась взрослая жизнь.
 
В Лицее юный Пушкин впервые почувствовал себя поэтом. В 1830 году он писал: «…Начал я писать с 13-летнего возраста и печатать почти с того же времени».  
                                 
                                  В те дни – во мгле дубровных сводов
                                  Близ вод, текущих в тишине,   
                                  В углах лицейских переходов,  
                                  Являться муза стала мне.    
                                  Моя студенческая келья,  
                                  Доселе чуждая веселья,   
                                  Вдруг озарилась – Муза в ней   
                                  Открыла пир своих затей;    
                                  Простите, хладные науки!   
                                  Простите, игры первых лет!      
                                  Я изменился, я поэт.       
 
Лицейские товарищи были прекрасными слушателями его стихов, его критиками, его первыми соперниками. Дельвиг ведь тоже сочинял, и Илличевский был поэтическим лидером Лицея, особенно в первые годы. Не забудем и Кюхельбекера. Так что поэтический дар Пушкина креп в состязании с другими.       
 
Большое значение для утверждения веры Пушкина в себя как поэта имела встреча с Гаврилой Романовичем Державиным. Державин – вообще редкое явление в отечественной и мировой поэзии, часто недооцениваемое. Лучшие творения Державина не уступают творениям Пушкина, Лермонтова, Гете. Но Державин был первым, на его творчестве учились и его творчеством питались другие гении. Он был предтечей Пушкина, Лермонтова. Гете творил наравне с ним.    
 
Пушкин увидел Державина 8 января 1815 года, когда тому оставалось чуть более полутора лет жизни. Сам Пушкин позже не без юмора так описал эту встречу: «Державин приехал. Он вошел в сени, и Дельвиг услышал, как он спросил у швейцара: «Где, братец, здесь нужник?». Этот прозаический вопрос разочаровал Дельвига». И еще одна пушкинская запись: «Державин был очень стар… Он сидел, подперши голову рукою. Лицо его было бессмысленно; глаза мутны; губы отвислы». Но лицо Державина изменилось, когда он услышал Пушкина с его «Воспоминаниями в Царском Селе»: «…Я не в силах описать состояние души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом… Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел обнять меня… Меня искали, но не нашли…».    
 
Дух высокого братства был пронесен лицеистами через всю жизнь. Кто навестил Пушкина в годы ссылки в Михайловском? Пущин, Дельвиг, в эти годы с ним встретился князь Горчаков. Не надо объяснять, что встречи с опальным поэтом могли плохо сказаться на жизни и карьере. Но несмотря на опасность немилости царской, эти встречи состоялись. Интересно, читатель, поступил бы кто из нынешней «элиты» сейчас подобным образом? Думаю, нет. А у лицеистов дороже личных выгод, дороже карьеры была лицейская дружба, были забытые ныне понятия чести, верности, порядочности и сострадания. На выпускном акте Лицея 9 июня 1817 года был исполнен прощальный гимн Дельвига, в котором есть такие строки:    
                                              Храните, о друзья, храните   
                                              Ту ж дружбу, с тою же душой,   
                                              То ж к славе сильное стремленье,   
                                              То ж правде – да, неправде – нет,  
                                              В несчастье – гордое терпенье,   
                                              А в счастье – всем равно привет!
 
 
Лицеисты сохранили все, о чем написал Дельвиг. Уже одним этим Лицей оправдал свое существование. Убежден, что в основе утраты нравственных ориентиров, когда плюс заменен на минус и наоборот, в основе медленного и неуклонного загнивания нации сейчас лежит сверхострый дефицит воспитания и гуманитарного образования в детские и юношеские годы.      
 
Не надо выдумывать: у нас перед глазами далекий и близкий пример Лицея, яркий пример советской школы образования и воспитания личности,  которая признана лучшей в мире. Только что избранные новые лауреаты Нобелевской премии по физике Андрей Гейм и Константин Новоселов открыто заявили, что своей премией они обязаны советской системе образования и что такого образования, как в СССР,  на Западе не было и нет. Феномен и уроки Лицея, феномен и уроки советской системы подготовки специалистов, научных и педагогических кадров надо изучать, их надо культивировать, ими надо восхищаться.   
 
Энциклопедичность образования, высокие нравственные и эстетические критерии – все это было воспитано и привито многим поколениям лицеистов. Не забудем этого. Помимо Пушкина Лицей дал, например, такую могучую личность, как Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, почти не вспоминаемый нынешней властью. Только не пожалев сил и средств на подлинно лицейское образование и воспитание, на поддержку талантов, коими богата наша земля, Россия вновь поднимется мощным колоссом добра и справедливости. Именно такой ее хотел видеть Пушкин.   

Неужели же мы хотим ее видеть другой?! 

  • Юрий Сидоров

    Спасибо читателям за добрые слова в адрес моей статьи. Очень рад, что материал оказался актуален и не оставил равнодушными любезных читателей «Лицея». А власть все равно будет вынуждена прислушаться к мнению народа и не убивать образование.

  • Григович И.Н.

    Юбилей Великого Лицея очень удачно совпал с реформацией российского образования. Авторам нынешней модернизации было бы очень полезным просто ознакомиться с тем,что делало «реакционное царское правительство» с детьми в начале 19 века и попробовать что-то подобное воскресить для сегодняшнего дня. Но нынешние реформаторы читают только инструкции и наставления своих начальников,а те вообще ничего не читают. Редакция нашего Лицея интересуется как я отношусь к реформам в образовании. Ответ: также как император,основаший это уникальное учебное заведение. Спасибо автору за статью

  • Юрий Сидоров

    Нобелевские лауреаты Гейм и Новоселов о советской системе образования говорили в многочисленных телевизионных интервью после объявления их лауреатами. Сами они о России плохо не говорили, а вот о продолжении научных исследований в России отозвались резко скептически. Это и понятно: образование и наука в «новой России» в положении нищего и убогого. Поэтому на Западе лауреаты пока и остаются, здесь их исследования не могут быть продолжены. О Сколково лауреаты отозвались отрицательно, так как в России много первоклассных академических центров, которым надо дать материальную и моральную поддержку, а не строить новые с нуля. Это трата денег, увы. Народных денег. Сколково скорее политический проект Медведева, а не научно-образовательный. Об оценке советской системы образования и науки много и с восторгом говорит и другой нобелевский лауреат, работающий в нашей стране — академик Жорес Иванович Алферов, его мысли и оценки совпадают с моими.

  • Михаил

    Как-то немного сомнительно, что Гейм и Новоселов могли что-то подобное сказать, учитывая характер их интервью, в частности отзывы о России. Можно узнать источник вот этих слов:
    [quote] Только что избранные новые лауреаты Нобелевской премии по физике Андрей Гейм и Константин Новоселов открыто заявили, что своей премией они обязаны советской системе образования и что такого образования, как в СССР, на Западе не было и нет[/quote]
    спасибо :)