Образование

Высокое качество и хороший вкус

Детская музыкальная школа № 1 им. Г. Синисало в этом году отмечает свое девяностолетие. Сегодня здесь на семи отделениях обучаются более 600 ребят, есть подготовительное отделение.
О перспективах школы, ее настоящем и будущем мы беседуем с директором Ларисой Евгеньевной ПОЦЕНКОВСКОЙ.

– Какие традиции в школе сохраняются и что привнесено за последнее время нового?

– За 90 лет в школе  сложился определенный круг традиций. Одна из них –  преемственность: выпускники возвращаются уже в качестве педагогов.  Все ценное переходит к следующему поколению, которое в свою очередь  привносит что-то свое. На  классический фундамент  надстраиваются  новые содержание и образовательные инструменты,  методики,  технологии. Не секрет, что раньше нотные сборники, как и наша одежда, были  серенькие. Сейчас пособия для детей – это ярко, интересно. В них стало больше детства.
В школе есть хорошая традиция поддержки национального искусства, инструментов.  Например, карело-финский народный инструмент кантеле. Для нашей школы это своего рода бренд. Кантеле – дорогостоящий инструмент, который может изготовить только мастер. Он сложен по освоению, для него пишется мало произведений, поэтому наши преподаватели сами  делают переложения. Но все эти трудности забываются, когда слышишь завораживающие звуки кантеле.

– Сама училась в этой школе и помню, что здесь был академический подход к обучению. Изменилось ли что-нибудь, стало ли больше игры, детства?

– Во всяком случае направление на игру и детство взято. Но наше учреждение дает начальную профессиональную подготовку, и мы хотим, чтобы дети отсюда выходили не просто слушателями и зрителями,  а еще и профессиональными музыкантами. Вообще, придерживаться классического образования –  незыблемая традиция  нашей школы.  Классическое образование – это хороший вкус, высокое качество.  
Преподаватели школы понимают: без заинтересованности со стороны ребенка ничего не получится. Поэтому мы используем компьютерные технологии, синтезатор. Современным ученикам интересно на том же сольфеджио писать музыкальные диктанты в разных тембрах, одну и ту же мелодию – в исполнении скрипки, гитары или экзотического духового инструмента. С этого года у нас новый предмет – музыкальная информатика.

– Многие ли ваши выпускники становятся профессиональными музыкантами?

– В среднем семь процентов. Это довольно высокий показатель. Примерно такой же, как по всей России. Сегодня нужно прикладывать героические усилия, чтобы сохранить этот процент, ведь профессия музыканта не является высокооплачиваемой.

 – Родители приводят в музыкальную школу малыша. В этом возрасте ребенок еще не понимает, что ему нужно, интересно. Как увлечь его, как с ним работать?

– С малышами как раз работа у нас поставлена хорошо. Создаем группы, где с ними играют, поют, лепят, рисуют, занимаются гимнастикой пальчиков, осваивают ритмические движения. Все смешано в один коктейль. Внимательный педагог сможет увидеть, действительно ли ребенок способен заниматься музыкальным искусством. К нам сейчас приводят малышей  трех лет, звонят родители двухлетних,  годовалых детей –  современные мамы хотят как можно раньше начать развитие своего ребенка. Мы радуемся этому и поддерживаем их стремление.

– А есть ли у вас дифференцированный подход к обучению обычных и музыкально одаренных детей? Допустим, к вам приходит маленький Моцарт…

– У нас есть такие ребята, например, Коля Потапов. В свои девять лет он объездил пол-России, принимая участие во всевозможных конкурсах. Когда он выходит на сцену, такое ощущение, что вместе с ним появляется солнышко. Редкий дар.  Он очень маленький – и для музыканта, и для той музыки, которую играет. И это сочетание – взрослой качественной игры и его возраста – восхищает. В нем есть Божья искра.  Кстати, играет он на балалайке, а это инструмент для трудолюбивых и эмоциональных.  
Все время сравниваю музыкантов с олимпийскими чемпионами. Великолепным музыкантом, как и замечательным спортсменом, можно стать только в том случае, если у тебя высочайшая работоспособность.

– Можно ваших преподавателей назвать единомышленниками?

– Сейчас в школе работают сто преподавателей, среди них семь заслуженных работников культуры. И все эти звания действительно заслужены. Конечно, это единомышленники, поскольку любое образовательное учреждение и вообще любая организация не может существовать, если нет ядра, нет людей, которые любят, хотят работать, и именно в этом месте, в этой школе. А в музыкальной школе все еще и взаимосвязано: преподаватели, дети, отделения, предметы.

– Исполняют ли ваши ученики произведения современных композиторов?

– Конечно. У нас проходят  концерты легкой музыки, где звучит эстрадная музыка, фрагменты  европейских и американских мюзиклов.

– А пьесы собственного сочинения?

– В школе есть свой любимый композитор, преподаватель по классу композиции  Анастасия Сало. Наши ученики с удовольствием исполняют произведения Анастасии и ее воспитанников.  

– Как школа будет развиваться?

– Думаю, будем активно подключать  к совместной концертной и творческой деятельности родителей. Это один из путей привлечения детей в школу.
Три месяца назад создали коллектив для родителей – хор для мам, недавно они дали свой первый концерт.  Первой ласточкой стал спектакль, где вместе с первоклассниками играют их родители. Кстати, инициатива от них и шла. Родители увидели, что детям сложно, и предложили помощь. Получилось замечательное музыкальное представление.
Хорошее музыкальное образование нужно любому человеку. Одна из наших главных  задач – не только научить музыке, но и привить навыки культуры поведения.  Кстати,  в компании Microsoft есть особое правило: брать на работу людей, которые занимались или занимаются музыкой. Известно, что занятия музыкой стимулируют работу мозга, развивают воображение.  Музыканты – творческие люди, они знают, что такое вдохновение, интуиция, творческое освоение действительности. Мы об этом рассказываем тем, кто приходит к нам учиться.

ДМШ № 1 им. Г. Синисало
г. Петрозаводск, ул. Московская, 12
Тел. 74-67-59

http://sinisalo.snw.ru

"Лицей" № 4 2008