Главное, Образование, Учитель

Поиски и находки Кузьмы Дмитриева

К.И. Дмитриев (слева) с коллегами
К.И. Дмитриев (слева) с коллегами

Когда сейчас говорят, что музейная педагогика это что-то принципиально новое, хочется напомнить, что в нашем крае благодаря Кузьме Ивановичу Дмитриеву первые её ростки появились еще в начале ХХ века.

 

Кузьма Иванович Дмитриев прожил недолгую жизнь, не дожив даже до пятидесяти, но вся его жизнь, без остатка была отдана делу народного образования. В развитии начальной школы на селе в Карелии в конце XIX столетия выдающаяся роль принадлежит именно этому педагогу, Учителю с большой буквы.

 

К.И. Дмитриев представлял собой тип классического земского учителя-подвижника. Для него не было ничего важнее просвещения народа. Кузьма Иванович родился в Вытегре в семье чиновника 6 ноября 1863  гола.  Отец его рано умер, оставив семью практически без средств к существованию. Одной из возможностей для бедных получить образование в то время была возможность поступить в учительскую семинарию. По счастью, в его родном городе учительская семинария была недавно открыта. В 1882 году  Кузьма Дмитриев окончил  Вытегорскую учительскую семинарию  и был направлен в с. Вохтозеро Спасопреображенской волости Петрозаводского уезда (ныне Кондопожского района Республики Карелия), где  20 лет проработал учителем.

image003

Заметим, что молодому учителю едва исполнилось 19 лет, он не знал карельского языка, а его ученики не говорили по-русски. В то время Вохтозеро было глухим  уголком Олонецкой губернии. Н.Г. Кучепатов писал о его педагогической деятельности:

«Человек передовой и ищущий, Кузьма Иванович, несмотря на трудность условий, непрерывно занимался самообразованием и умножал свои знания, вынесенные из учительской семинарии. Он был не только прекрасно осведомлен в педагогической и методической литературе, но имел незаурядные знания и в области сельского хозяйства и медицины и применял свои знания в работе, как в школе, так и со взрослым населением».

Кузьма Иванович с большим интересом и глубоким уважением относился к жизни и быту карельского населения, изучал историю края и карельский язык, стремился сделать школу очагом культуры и просвещения для крестьян. Увлеченный передовыми педагогическими идеями, последователь К.Д. Ушинского, он выступал за осознанное, а не механическое усвоение материала, проводил принципы наглядности в обучении, разработал оригинальную методику преподавания русского языка с использованием наглядных пособий. Кузьма Иванович выбрал краеведческий принцип для ознакомления детей с русской грамотой.

Во время прогулок, экскурсий, игр и совместного труда происходило взаимоизучение языков. Учитель овладевал карельской речью, дети – русской. В 1892-м его «Курс начального обучения русского языка в карельских училищах по предметам и картинкам» был представлен на 1-м съезде учителей сельских школ Олонецкой губернии как заслуживающее публикации методическое пособие для учителей.

При Вохтозерском училище Кузьма Иванович создал первый в Олонецкой губернии школьный краеведческий музей наглядных пособий, иллюстрирующих материальную культуру карелов и природное богатство края. Музей также способствовал изучению детьми русского языка, так как каждый экспонат был снабжен этикеткой на русском языке и дети, рассматривая экспонаты, усваивали русские названия знакомых с детства предметов.

Музей принес К.И Дмитриеву всероссийскую известность. Он был удостоен малой серебряной медали Всероссийской сельскохозяйственной выставки 1895 года и диплома I степени 16-й Нижегородской Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года.

 

 

image005image008Фото на память от одного из учеников. 1906 год

И этим его разнообразная деятельность не исчерпывается: К.И. Дмитриев создал передвижную библиотеку для местного населения — «сумочную народную читальню», ввел в курс преподавания уроки ручного труда, руководил курсами столярного и токарного дела для учителей своего уезда, распространял передовые сельскохозяйственные знания среди крестьян. При Вохтозерской школе открыл общежитие для сирот и детей обедневших родителей из окрестных деревень с обеспечением их бесплатным питанием, одеждой и жильем.

Благодаря своим методическим находкам в обучении детей-карелов русскому языку К.И. Дмитриев достиг поразительных результатов. На выпускных испытаниях учащиеся Вохтозерского училища показывали знания по русскому языку лучшие, чем ученики школ с русским составом учащихся, получая в основном отличные и хорошие оценки.

 

Петрозаводск в начале ХХ века. На первом плане здание Приходского училища, за ним здание Ремесленного училища
Петрозаводск в начале ХХ века. На первом плане здание Приходского училища, за ним здание Ремесленного училища

 

Талантливый педагог был замечен и в 1902 году  приглашен в Петрозаводск, где до 1913 преподавал словесность, переплетное дело в Петрозаводском ремесленном училище, по совместительству читал курс «Организация музеев в школе» в учительской семинарии. Когда сейчас говорят, что музейная педагогика это что-то принципиально новое, хочется отметить, что в нашем крае, благодаря Кузьме Ивановичу, первые её ростки появились в начале ХХ века.

К.И. Дмитриев вёл  большую общественную и просветительскую деятельность, возглавляя «Общество вспомоществования учителей и учительниц Олонецкой  губернии». Эта его работа была очень важна, так как учителя, особенно сельские отнюдь не благоденствовали.

Умер К.И. Дмитриев 3 февраля 1913 года в Петрозаводске. Он прожил недолгую, но славную жизнь. Деятельность таких педагогов-энтузиастов, как К.И. Дмитриев, их опыт и методические наработки способствовали развитию образования в регионе. Опыт создания музея в школе в образовательных целях стал достоянием педагогической общественности России.

image010

Об авторе публикации. В.Г. Кондратьев — старший научный сотрудник Карельского института развития образования