Образование, Учитель

Встал поутру — приведи в порядок свою планету

Елена Филимонова на конкурсе "Учитель года Карелии"

Победить в республиканском конкурсе «Учитель года» петрозаводчанке Елене Филимоновой помог… Маленький Принц

 

Зачем нужны конкурсы

Республиканский конкурс «Учитель года» прошел уже в 20-й раз. На заключительной церемонии чествовали победителей прошлых конкурсов. Получилась внушительная команда. Почти все остались в школе, хотя есть исключения.

Участники конкурсов прошлых лет
Участники конкурсов прошлых лет

Победитель самого первого конкурса, 1995 года, Татьяна Сеппянен – сейчас заместитель главы Пряжинского района. Елена Пиетиляйнен, победитель следующего, посвятила себя литературе, возглавляет журнал «Север». Самый извилистый путь, пожалуй, у Александра Селянина. Победитель конкурса 1999 года, он побывал затем министром образования Карелии, вице-спикером парламента республики, теперь возвращается в образование. Недавно появилась информация, что Селянин возглавил программу «Школьная лига Роснано» в Санкт-Петербурге, направленную на развитие естественно-научного образования.

Председатель жюри нынешнего конкурса, первый заместитель министра образования Карелии  Татьяна Васильева – тоже в прошлом победитель республиканского конкурса.

В конкурсе участвовал 21 учитель, финалистами стали семеро, а победить удалось только одному.  Но как рассказала Олеся Канева, учитель финского языка Лоухской средней школы, она не жалеет, что решилась на это трудное испытание. Многое узнала, готовясь к конкурсу, всё это пригодится в работе.

 

Одно слово: Макаренко!

Впервые республиканский конкурс проходил на базе городской школы, обычной общеобразовательной, — №2, находящейся на Кукковке. Давно не была в этой школе и поразилась переменам: впечатление, что здание пронизано светом, хотя на улице пасмурно. Классы оборудованы мультимедийными досками, есть школьный Wi-Fi.

Потряс Музей дедов, посвященный землякам – участникам Великой Отечественной войны. Экскурсию для гостей конкурса провели ученики школы. Музей открыт в 1981 году, но архивной пылью не покрылся, живой, развивается.

Экскурсия для гостей конкурса в Музее дедов
Экскурсия для гостей конкурса в Музее дедов

Всегда заметна в школе забота о детях. В столовой прекрасно готовят — мы продегустировали, поскольку проводили в школе много часов, подкрепиться было необходимо. Но особенно пленил меня уютный внутренний дворик, в который на перемене можно выйти подышать воздухом, перевести дух. Директор школы Светлана Макаренко в ответ на мои восторженные слова засмущалась и сказала, что красота будет позже, когда всё зацветет.

Внутренний двор школы №2
Внутренний двор школы №2

Знающие люди рассказали мне, что секрет преображения школы прост: всё здесь стало меняться к лучшему, когда несколько лет назад директором стала Светлана Макаренко.  Школа участвует в различных программах, конкурсах, сайт школы обновляется оперативно http://school2-ptz.ru/ — признак, что жизнь кипит. Зашла на сайт сегодня — уже есть информация о конкурсе «Учитель года».

Хорошая  фамилия у директора школы!

 

Маленький Принц принёс победу

Открытые уроки конкурсанты давали в классах школы № 2. Школа, повторюсь,  обычная, здесь учатся  не отобранные дети. Слышала, что на некоторых уроках дети оказались не совсем готовы к уровню заданий, которые предложили конкурсанты. Но в 4 а, где прошел урок Елены Филимоновой, дети были на высоте.

Тему урока по предмету «Окружающий мир» назвали сами ребята через несколько минут после его начала – «Планета заболела!». С тем, кто виноват, разобрались быстро, — человек.  Помогал на уроке Маленький принц, герой Экзюпери. С его помощью дети, разбившись на группы, обсуждали, как помочь нашей планете.

Урок Елены Филимоновой

Вспомнив правило Маленького Принца «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу приведи в порядок свою планету», дети вынесли свои рекомендации по лечению планеты. Вот некоторые из них: прекратить браконьерство, не загрязнять воду, высаживать саженцы, штрафовать за убийство животных, сократить выбросы вредных веществ в воздух, создавать заповедники и заказники, убирать мусор и его перерабатывать.

Елена Филимонова в завершение динамичного и познавательного урока (я, например, узнала, чем заповедник отличается от заказника) предложила детям начать вести экологический дневник. Идею бурно одобрили.

На двух предыдущих конкурсах мне довелось быть членом жюри. Знаю, что среди всех испытаний больше всего баллов  приносит урок.  Так что можно сказать, Елене Филимоновой, учителю начальных классов петрозаводской школы № 46, помог победить Маленький Принц.

 

В какой сказке Александра Роу не снимался Георгий Милляр?

«Весёлое обучение в течение нескольких минут» — так назывался мастер-класс Виталия Меньшикова, учителя информатики сегежской школы № 2.

Виталий Меньшиков
Виталий Меньшиков и его веселое обучение
Гости мастер-класса так увлеклись, что вскочили с места
Гости мастер-класса так увлеклись, что вскочили с места

Было и вправду весело! Виталий познакомил с интерактивной платформой KAHOOT!, придуманной норвежцами. Она позволяет создавать викторины-тесты, дискуссии, опросы. Члены жюри и гости мастер-класса так увлеклись, что повскакивали с мест, отвечая на составленный Виталием тест о киносказочнике Роу. Тут же зарегистрировавшись на платформе, в режиме онлайн отвечали на видеовопросы вроде такого: «В какой сказке Александра Роу не снимался Георгий Милляр?»

Результат появлялся мгновенно. А после можно было на диаграмме посмотреть соотношение правильных и неверных ответов.

По словам Виталия Меньшикова, его опросы показывают, что большинство учителей и учеников положительно относятся к тестам. На вопрос «Какой тест мы могли бы считать идеальным?» учителя назвали такие критерии: компьютерная форма, быстрота проверки, простота создания. Ученики же повеселились при выборе критериев: один (!) вариант ответа, все верные ответы под одной буквой, иллюстрированная и игровая форма. И всех привлекает возможность сразу видеть результат – такую возможность как раз и предоставляет KAHOOT!

— Можно сделать вопросы с открытым ответом, соцопрос с таблицей, — увлеченно рассказывал о возможностях платформы на мастер-классе Виталий Меньшиков.

К сожалению, у меня не получилось попасть на его урок. Но видно, насколько это талантливый учитель, харизматичный. Невозможно представить, чтобы на его уроках кто-то заскучал.

Виталий Меньшиков вторично стал лауреатом конкурса «Учитель года Карелии». Из Сегежи на моей памяти всегда приезжают сильные учителя. Победителей конкурса 2000 года и лауреатом российского была Галина Маккоева. Думаю, Виталию надо развить сегежский успех, сделать третью попытку и выиграть наконец конкурс.

 

«Только не говорите про зарплату…»

Круглый стол образовательных политиков стал заключительным испытанием конкурса. Перед этим назвали финалистов. Ими стали Евгения Виролайнен, учитель-логопед (средняя школа №1, Олонец, Ксения Железко, учитель финского языка (Финно-угорская школа, Петрозаводск), Анна Кривобок, учитель английского языка (Гимназия №17, Петрозаводск), Виталий Меньшиков, учитель информатики (средняя школа №5, Сегежа), Мария Савина, учитель английского языка (средняя школа №2, Питкяранта), Елена Филимонова (Петрозаводск), Светлана Чернобай, учитель географии (средняя школа №6, Сортавальский район).

За круглым столом собрались финалисты и авторы вопросов: министр образования Карелии Александр Морозов, директор Национального музея Карелии Михаил Гольденберг, заместитель главы Пряжинского района Татьяна Сеппянен и автор этих строк, главный редактор интернет-журнала «Лицей». Каждому из нас дали возможность задать по одному вопросу.

Круглый стол
Татьяна Васильева вела дискуссию

 

Александр Морозов спросил: «Что мы понимаем под свободой и творчеством в школе? А, может, оно нам не надо? Может, надо к жизни лучше готовить?»

Не могу согласиться с вами, что мы не готовим ребенка к жизни в школе, возразила Анна Кривобок. – Это идет рука об руку с творческим процессом.

По мнению Елены Филимоновой, вся жизнь – творчество. Светлана Чернобай понимает творчество  как свободу выбора.

Следующий вопрос задала Татьяна Сеппянен: «Самый острый вопрос последних двух лет – оптимизация малочисленных сельских школа. Какие соображения вы бы ставили во главу угла, если бы вам приходилось принимать такое решение?»

Виталий Меньшиков считает, что закрывать школы плохо, хотя невозможно гарантировать качество, если в классе 2-3 ученика или в старших классах одновременно преподают математику и русский язык. Надо смотреть на ситуацию: одно дело, если рядом крупное село, а если маленькая школа в отдаленной деревне, то ее надо сохранять. Главное, по его мнению, хорошо подумать.

Для Светланы Чернобай как для матери студента на первом плане качество обучения,  сельская же школа, по ее мнению, его не обеспечивает. Убеждены в том, что маленькие сельские школы надо сохранять, Ксения Железко и Анна Кривобок.

Михаил Гольденберг вспомнил учителя Мельникова из фильма «Доживем до понедельника». Констатируя, что сегодня катастрофически падает авторитет учителя, в том числе по причине множества конкурентов – например, гаджетов, спросил: «Есть рецепт, как вернуть авторитет учителя? Только не говорите про зарплату…»

Мария Савина считает, что все зависит от личности учителя, не от государства. Рецепт Елены Филимоновой – умение признавать свои ошибки. Для Анны Кривобок – она оказалась ученицей Михаила Леонидовича, учителя истории по профессии, – путь к завоеванию авторитета в мастерстве учителя, его квалификации. Михаилу Леонидовичу ответ понравился.

Я же задала вопрос, над которым сама размышляю постоянно: «Что из великого наследия советской школы нам следует оставить в прошлом, а что взять с собой в будущее?» Вот что услышала от финалистов.

Анна Кривобок: — Оставить устаревшие моральные тезисы, избавиться от тотального режима. Сохранить добрые отношения учеников и учителей.

Ксения Железко: — В прошлом оставить методы обучения, сохранить авторитет учителя, багаж знаний, которые получают в школе.

Мария Савина: — Оставить знания и такое отношение учителя, когда он видит в ученике личность.

Елена Филимонова: — Оставить развивающее обучение.

Виталий Меньшиков: — Мы должны идти в ногу со временем. Нужны ли старые методы — вопрос спорный. С другой стороны, все новое – хорошо забытое старое… Неслучайно сейчас стали популярны винтажные методы обучения. Мы должны оставить нашу литературу, историю,  а главное – нашу русскую душу.

Светлана Чернобай: – Нужно оставить патриотическое воспитание. От этого зависит будущее России.

Евгения Виролайнен: – Двое последних прочитали мои мысли… Я хочу в школе получать счастье от работы и видеть счастливые глаза детей.

По мнению министра, в ответах звучало много лозунгов. Но не будем судить строго: все-таки это были последние минуты двухдневного марафона, все очень устали. Хочется верить, что поиск ответа на заданные вопросы продолжит каждый из участников конкурса.

 

Учитель, спортсмен и… молодой отец!

Пока жюри подводило итоги, по совету Зинаиды Борисовны Ефловой, которая лучше всех в республике знает сельскую школу, я побеседовала с одним из конкурсантов – учителем физкультуры, математики и информатики Шокшинской школы Прионежского района Павлом Яковлевым.

Павел Яковлев
Павел Яковлев выиграл учительский конкурс в Прионежском районе

Павлу 28 лет. Он мастер спорта по легкой атлетике, окончил физмат и аспирантуру Карельской педакадемии. Второй год работает в  Шокшинской школе, которая носит имя его деда Николая Изотова, бывшего директора этой же школы.

Нынешний директор Нина Николаевна Коренькова рассказала, что дети за Павлом хвостиком ходят.  На выходных он возит их на своей машине на соревнования. Неудивительно, что дети полюбили физкультуру, занимают на соревнованиях призовые места.

Полторы недели назад Павел стал отцом. Жена, преподаватель музыки этой школы, родила дочь Кристину. Мыслей уехать из Шокши у Павла нет, но не скрывает – жить на съемной квартире молодой семье тяжело.

– Если бы предоставляли жилье, – признается он, – это было бы приятным дополнением к работе.

Павлу работа в школе нравится. В общении с учениками, по его словам, он не стоит на пьедестале, всегда готов признать свои ошибки. Когда заинтересовываешь ребят предметом, они прибегают, делятся своими проблемами. А если нет контакта с детьми – это мука, а не работа, убежден Павел.

Он покорно отвечал на мои вопросы, но видно было, что расстроен тем, что не попал в финал. Что вы хотите – спортсмен!

 

Курс на Москву!

В ожидании результатов конкурса
В ожидании результатов конкурса
Победитель конкурса 2016 года Елена Филимонова (слева) и победитель конкурса 2015 года Елена Митрофанова
Победитель конкурса 2016 года Елена Филимонова (слева) и победитель конкурса 2015 года Елена Митрофанова

На торжественной церемонии закрытия конкурса объявили его итоги. Лауреатами стали  Мария Савина, Ксения Железко, Анна Кривобок и Виталий Меньшиков. Кроме дипломов, они получили сертификат от Главы РК на 15 тысяч рублей. .

Победителем была  объявлена Елена Филимонова. Ее наградили дипломом, сертификатом от Главы РК на 30 тысяч рублей и большим телевизором от спонсора.

Все участники конкурса получили специальные призы от Карельского института развития образования, учительского профсоюза, Миннаца, ПетрГУ.

…После объявления результатов конкурса Елена Филимонова призналась, что после победы на городском этапе мечтала поскорее вернуться к своим ученикам, но надо было готовиться к республиканскому финалу. Теперь впереди новое испытание – российский финал конкурса «Учитель года» пройдет этой осенью.

Фото Натальи Мешковой