Образование, Учитель

«Есть ещё учителя финского языка? Отзовитесь!»

uchitel2

Удивительно, как несмотря на сотни километров люди, близкие по творческому духу, находят друг друга и объединяют и заряжают других.

Однажды молодой учитель Олеся Канева из поселка Лоухи опубликовала буквально крик души в сообществе педагогов «ВКонтакте»: «Есть здесь еще учителя финского языка? Отзовитесь!». Через несколько часов откликнулась незнакомая коллега из Петрозаводска Ольга Христофорова. Прошло еще немного времени – буквально год – и вот уже ученики Олеси Николаевны едут в гости к школьникам  Ольги Викторовны.

Переписка как способ учить язык

Дружба учителей Олеси Каневой и Ольги Христофорой началась действительно с переписки «ВКонтакте» по поводу материалов для уроков на финском языке.

Олеся Канева
Олеся Канева

— Дело в том, что в нашей школе я одна работаю с этим предметом, — поясняет Олеся. — Иногда бывает тяжело вариться в собственном соку, хочется пообщаться с коллегами, познакомиться с наработками, поделиться опытом. Поэтому я тогда и написала этот пост в группе.

Некоторое время спустя педагоги получили возможность пообщаться уже очно – в рамках курсов повышения квалификации в Петрозаводске. Оказалось, у них, помимо финского языка, немало общего: обе инициативные, не боятся экспериментов, полны идей и стремятся к их воплощению. Одной из таких смелых задумок стал проект KAVEREITA, объединивший школьников из поселка Лоухи и Петрозаводска.

 

KAVEREITA – совместный проект этнокультурной направленности лоухской средней общеобразовательной школы и средней школы №3 Петрозаводска. Он призван заинтересовать и мотивировать школьников к изучению финского языка. Крайне интересен способ, с помощью которого педагоги решили достигнуть своей цели – переписка и личное общение ребят.

Ольга Христофорова
Ольга Христофорова

— В проекте участвуют два пятых класса наших школ, которые только приступили к изучению финского языка, — поясняет Ольга Христофорова. – Мы рассказывали им, что есть школа, в которой их ровесники, такие же пятиклашки, тоже начинают учить финский. И потом предложили написать письма своим сверстникам.

— Конечно, в начале слов и предложений на финском языке в письмах ребят было немного, ведь они только начинают его осваивать, — добавляет Олеся Канева. – Впоследствии их станет больше, а в финале проекта планируется, что ребята будут переписываться исключительно на финском. Зато видели бы вы, с каким воодушевлением они писали! К письмам они приложили маленькие подарочки. А что происходило, когда пришли ответы! Когда я их раздавала, мне казалось, что я присутствую на вручении «Оскара» Леонардо Ди Каприо – такой это был ажиотаж!

uchitel5

В письмах ребята рассказывали о себе и своих увлечениях. Вначале они были без адресатов – ребята не знали, кто прочтет их письмо. Во второй раз школьники писали и отвечали уже конкретным ребятам.

uchitel6

 

Самый волнующий этап

Продолжением проекта стало еще более масштабное мероприятие – встреча лоухских и петрозаводских пятиклассников, которая состоялась в октябре в столице Карелии во время Республиканской  Эстафеты знакомств «Добро пожаловать в финский язык!» в  петрозаводской школе №3. Это, к слову, еще один проект Ольги Христофоровой, объединяющий классы петрозаводских и карельских школ, изучающие финский язык.

 

Ребята из поселка Лоухи провели в Петрозаводске два дня, в течение которых они не только поучаствовали в мероприятиях, но и познакомились с городом, сходили в кинотеатр и, главное, пообщались с друзьями по переписке, в семьях которых они и жили.

— Этот момент был для нас, пожалуй, самым волнующим и трудным с точки зрения организации. Как воспримут идею родители? Согласятся ли отправить, принять детей? – делится впечатлениями петрозаводский учитель.

В итоге многие родители приняли идею на ура: взрослые обменялись телефонами и могли созваниваться при необходимости. Родители из поселка Лоухи отправили детей с гостинцами, а петрозаводчане встали ни свет ни заря, чтобы встретить ночной поезд и развезти детей по домам. Таким образом, образовательный проект объединил не только школьников, но и взрослых. Петрозаводские родители приложили все усилия, чтобы обеспечить юным гостям комфорт и заботу.

uchitel3

uchitel8

Мы пообщались с Элей, семья которой принимала Владу из лоухской школы. Девочка рассказывала о новой дружбе просто – так, будто речь идет о давнем знакомстве:

– С Владой мы быстро подружились. Дома мы вместе смотрели мультики, болтали о разном. Оказалось, что мы любим одну и ту же музыку, например, Open kids….

Заметив наше недоумение, Эля поучительно пояснила:

– Это группа, в составе которой одни дети. Это сейчас очень популярно, когда поют именно дети.

Теперь примут ребят из Петрозаводска лоухские семьи и Олеся Канева, которая готовит в школе  «Рождественские приключения», посвященные финскому языку. Она и ее семья ждут в гости Ольгу Христофорову. Событие должно произойти на зимних каникулах, и его с нетерпением ждут ребята с той, и другой стороны – билеты уже оформлены!

Еще одна образовательная цель проекта связана с краеведением. Подобные поездки и подготовка к ним расширяют знания ребят о населенных пунктах Карелии, знакомят их с географией республики.

uchitel7

 

На профессиональном энтузиазме

Наблюдать со стороны за тем, как реализуется проект KAVEREITA, –здорово. Мне довелось увидеть ребят во время их совместных выходных в Петрозаводске: эмоции били ключом, и несложно представить, что общение, очное и заочное, которое приносит такое удовольствие, действительно, способствует интересу ребят к изучению предмета.

Однако реализация проекта требует огромных усилий со стороны педагогов. Помимо основной, обучающей, деятельности, им приходится заниматься оргвопросами, решать бытовые, транспортные задачи и, конечно, обеспечивать безопасность детей. В этой связи довольно остро стоит финансовый вопрос. Только проезд на поезде и страховка на ребенка стоят порядка двух тысяч рублей. Кроме того, хочется обеспечить полноценную культурную программу детям, а это зачастую также недешево и по карману не всем родителям. Сами учителя, по понятным причинам, работают над проектом исключительно на профессиональном энтузиазме при поддержке руководства своих школ.

Олеся Канева и Ольга Христофорова пытались найти спонсоров для материального обеспечения регионального проекта. Однако более десятка писем к влиятельным персонам не принесли ожидаемого результата. Помогла только администрация Лоухского района, оплатив местным школьникам дорогу.

Педагоги и сейчас находятся в поиске материальной поддержки проекта. Поэтому, если кто-то из наших читателей желает откликнуться и поспособствовать развитию их инициативы, он может обратиться в редакцию «Лицея» – мы с удовольствием поделимся координатами.

 

Такой вот сложный, но увлекательный способ заинтересовать детей предметом и изучением языка нашли два учителя, которые живут и работают так далеко друг от друга. Но любовь к профессии, детям и стремление к тому, чтобы учеба была не в тягость, а в удовольствие, помогают им преодолевать все препятствия.