Образование, Школа и вуз

Как стать опознанным педагогическим объектом

Зинаида Ефлова - ведущая форума
Зинаида Ефлова — ведущая форума

Петрозаводский государственный университет принимал 10-11 февраля V республиканский День сельской школы Республики Карелия.

Особенностью научно-практического педагогического форума 2017 года стало повышение его общественного статуса: он прошел в рамках Всероссийского научно-практического конгресса «Комплексное социально-экономическое развитие сельских территорий и малых поселений – основа национальной безопасности России» – «СЕЛО-РФ» и Плана (комплекса мероприятий) по поддержке образовательных организаций, расположенных в сельской местности, в том числе малокомплектных, на период до 2020 года. V республиканский День сельской школы вошёл в план мероприятий Правительства Республики Карелия.

Другой отличительной чертой V республиканского Дня сельской школы РК является усиление его общественно-государственной направленности и межведомственного взаимодействия. Инициаторами проведения традиционно выступили лаборатория теории и практики развития сельской школы Института педагогики и психологии ПетрГУ (зав. лабораторией ТиПР СШ Зинаида Ефлова) и Ассоциация сельских малочисленных Малокомплектных школ Республики Карелия (председатель Совета Ассоциации СММкШ РК Татьяна Танцева). Организационно-содержательную поддержку также традиционно оказали Министерство образования Республики Карелия, Карельский институт развития образования.

Круг участников нынешнего форума существенно расширился. Непосредственное участие приняли не только руководители и педагоги сельских (негородских) образовательных организаций РК, преподаватели и студенты ПетрГУ – основная адресная группа, но и представители законодательной и исполнительной власти республиканского и муниципального уровней, общественных организаций, Петрозаводского педагогического колледжа.

Опосредованным участником стал круглый стол «Проблемы развития малокомплектных сельских школ и пути их решения», состоявшийся в Общественной палате РФ в Москве 9 февраля в поддержку карельского форума. Модератором обсуждения в столице был Александр Русаков, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию науки и образования, ректор Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова. Трансляцию круглого стола можно посмотреть по ссылке: oprf.ru/press/conference/2523.

В событиях трёх содержательных дней приняли участие: в Карелии – более 130, в Москве – около 40 человек.

Открывая форум в Петрозаводске, Татьяна Васильева, первый заместитель министра образования РК, определила его значение как события, в рамках которого решается и/или обозначается комплекс задач, определяющих состояние и перспективы современного образования в сельских (негородских) территориях Республики Карелия.

В приветственном выступлении Владимира Сюнёва, проректора ПетрГУ по научно-исследовательской работе, были обозначены актуальные направления научных исследований, необходимых, прежде всего, для развития образования как фактора благополучия села и для подготовки сельских педагогических кадров: изучение личности сельского ребёнка, разработка современных технологий образования в сельской школе, изучение самого сельского педагога.

Наталья Бурдюгова, директор института педагогики и психологии ПетрГУ – ведущая первой части форума, в своих выступлениях-связках знакомила с ресурсами университета как социально ответственного партнёра, работающего на региональные запросы в новых образовательных технологиях, в педагогических кадрах для сельских образовательных организаций и сельского сообщества.

Одной из задач республиканского Дня сельской школы является просвещение, обеспечение сельских педагогов насущной злободневной научно-практической информацией.

«Слово науке» – первый раздел форума, в котором с докладами выступили ведущие учёные региона: Павел Дружинин, доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики Карельского научного центра РАН по теме «Социально-экономическое состояние Республики Карелии: контекст развития малых поселений» и Татьяна Сачук, доктор экономических наук, заведующая кафедрой экономики и финансов Карельского филиала РАНХиГС по теме «Актуализация социокультурных ресурсов территории».

С разворачивающимся в стране и в республике Российским движением школьников как возможностью обогащения образовательных ресурсов сельской школы познакомила Светлана Бачой, председатель Карельского отделения РДШ, депутат Законодательного Собрания РК.

1-й день. Аудитория форума
1-й день. Аудитория форума
1-й день. Круглый стол. Представители ЗС РК, рескома профсоюзов, Минобразования РК
Круглый стол. Представители ЗС РК, рескома профсоюзов, Минобразования РК
Онлайн-включение Москва - Петрозаводск
Онлайн-включение Москва — Петрозаводск
Татьяна Танцева
Татьяна Танцева

 

 

Эпицентром первого дня карельского форума стал Межведомственный тематический круглый стол «Обеспечение доступного качественного образования как ресурс развития сельской территории» с участием специалистов Петрозаводского государственного университета, Министерства образования РК, Министерства культуры РК, Министерства сельского, рыбного и охотничьего хозяйства РК, Комитета по образованию, культуре и делам молодежи ЗС РК, Рескома КРО профсоюза работников образования и науки, Карельского института развития образования, Центра оценки качества образования РК.

Татьяна Васильева – ведущая круглого стола с помощью представителей названных учреждений и самих сельских образовательных организаций сумела поднять вопрос о качестве образования в сельских школах на новый качественный уровень. Речь шла об иной ёмкости и о многоаспектности оценки качества образования, о необходимости объединения усилий и ресурсов разных ведомств, социальных институтов территории и сельского сообщества в достижении качественного образования.

Стратегии и тенденции государственной политики в отношении образования в условиях сельской местности, проблемы других регионов и примеры их решения прозвучали в выступлениях-отчётах И. Богдановой, директора Крошнозерской начальной школы-сада Пряжинского района и Н. Кореньковой, директора Шокшинской средней школы Прионежского района – делегатов III Всероссийского съезда сельских учителей «Учитель сельской школы в векторе развития России», а также Е. Митрофановой, учителя основной школы деревни Рауталахти Питкярантского района – участника Всероссийской встречи тружеников социальной сферы села с Валентиной Матвиенко, председателем Совета Федерации.

Еще одна задача Дня сельской школы – это презентация и популяризация положительного опыта сельских педагогов. Панорама практик сельских образовательных организаций «Предложение коллегам: успешный опыт» представила наработки следующих сельских образовательных организаций: Пушнинской средней школы и Сосновецкой средней школы Беломорского района, Мийнальской средней школы Лахденпохского района, основной школы д. Рауталахти Питкярантского района, Ладвинской средней школы, средних школ пос. Мелиоративный и пос. Чална-1 Прионежского района, Святозерской основной школы и Улялегской основной школы Пряжинского района, Калаамской основной школы Сортавальского округа.

С итогами IV межрегионального конкурса педагогических работ «Современная сельская школа со всех сторон. О себе расскажем сами: опознанный педагогический объект» участников форума познакомили Светлана Смирнова доцент, зав. кафедрой теории и методики начального образования, сотрудник лаборатории ТиПР СШ ИПП ПетрГУ, председатель жюри конкурса и Татьяна Паевская, сопредседатель жюри конкурса.

Второй день научно-педагогического форума прошёл в Матросском поселении Пряжинского национального муниципального района, где в местной школе участников встречали Татьяна Сеппянен – заместитель главы Администрации Пряжинского национального муниципального района, Г. Иванова – глава администрации Матросского сельского поселения, С. Марачук – директор Матросской основной школы, педагоги, школьники, жители посёлка.

Выступление Г.В. Ивановой, главы Матросского поселения
Выступление Г.В. Ивановой, главы Матросского поселения
С.И. Марачук - директор Матросской школы
С.И. Марачук — директор Матросской школы

Школа-детский сад, ФАП, библиотека, местная администрация в Матросах располагаются в одном здании, то есть «под одной крышей» они объединены формально, но главное, неформально (!) – совместной работой на образование, культуру, здравоохранение. В программе, подготовленной хозяевами, состоялись рассказ с иллюстрациями – выступлениями детей и педагогов, экскурсия по зданию и социальным объектам территории.

Опыт сотрудничества в области образования в Прионежском муниципальном районе представила   Людмила Пархомук, начальник отдела образования и социального развития Администрации района. Е. Зайцева, директор Заозерской средней школы Прионежского района рассказала об объединении разных социальных партнёров и роли школы в обеспечении инклюзивного образования и индивидуального сопровождения обучающихся сельской школы.

Матросские свирельки
Матросские свирельки

В следующем фрагменте прозвучал доклад «Индивидуализация образования в условиях сельской образовательной организации» Е. Казько, доцента кафедры теории и методики начального образования, сотрудника лаборатории ТиПР СШ Института педагогики и психологии ПетрГУ. Эта проблема – индивидуализации обучения и воспитания как пути достижения качества образования стала теоретическим заделом для дальнейшей практической работы сельских педагогов.

Важнейшим элементом мероприятия такого формата является разработка Предложений и рекомендаций. Эту работу организовала Татьяна Танцева, председатель Совета Ассоциации сельских малочисленных малокомплектных школы РК.

Необходимо отметить, что в рамках форума состоялось онлайн-включение – деловая встреча организационного комитета V республиканского Дня сельской школы РК и дирекции Всероссийского научно-практического конгресса «СЕЛО-РФ» (руководитель дирекции А. Вохмяков), где произошёл обмен информацией о ходе и содержании мероприятий, и конечно, о вопросах, проблемах и предложениях состоявшихся событий. Было принято решение о подготовке совместного документа – пакета предложений и рекомендаций, направленных на решение проблем и развитие образования в сельской местности РФ и РК. В настоящее время началась работа по подготовке этих материалов.

Медиацентр ПетрГУ готовит фильм о V республиканском Дне сельской школы Республики Карелия, который представит опыт республики на региональном и федеральном уровнях.

Зинаида Ефлова, 

зав. лабораторией теории и практики развития сельской школы Института педагогики и психологии ПетрГУ 

 

 

Итоги конкурса «Современная сельская школа со всех сторон. О себе расскажем сами: опознанный педагогический объект»

В рамках республиканского Дня сельской малочисленной малокомплектной школы Республики Карелия 10 февраля 2017 года состоялось подведение итогов и награждение лауреатов IV педагогического конкурса “Современная сельская школа со всех сторон. О себе расскажем сами”.

Итоги конкурса подводят С.И. Смирнова (слева) и Т.Ю. Паевская
Итоги конкурса подводят Светлана Смирнова (слева) и Татьяна Паевская

Напомним, что впервые конкурс был проведен в 2013–2014 учебном году, тогда педагоги сельских общеобразовательных организаций из 13 муниципальных районов Республики Карелия прислали на конкурс 95 статей и презентаций. Уже в следующем году поступили конкурсные работы из других регионов Российской Федерации, а в прошлом году регионов–участников стало значительно больше, что послужило поводом для изменения статуса конкурса — из республиканского он был преобразован в межрегиональный.

В 2017 году поступили работы из 7 субъектов РФ: Владимирской, Кировской и Ярославской областей, Республик Карелия, Мордовия и Кабардино-Балкарской, а также Красноярского края.

informatsiya-zhyuri-o-konkurse-1

informatsiya-zhyuri-o-konkurse-2

 

Руководителям и педагогам сельских общеобразовательных организаций ежегодно предлагается одно из направлений тематики конкурса как средство популяризации своего лучшего опыта, как повод познакомить широкую общественность нашей страны с жизнедеятельностью современного сельского образовательного учреждения; как способ поднять престиж профессиональной деятельности сельского учителя и сельской школы. В текущем учебном году конкретизация темы — «опознанный педагогический объект» — подразумевала, что авторы работ расскажут о том, как образовательные ресурсы окружения сельской школы из «непознанных» стали «опознанными».

Члены жюри в двух номинациях (статья и презентация):

  1. Смирнова Светлана Иосифовна — кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой теории и методики начального образования института педагогики и психологии ПетрГУ, председатель жюри конкурса,
  2. Паевская Татьяна Юрьевна — член Совета Ассоциации сельских малочисленных малокомплектных школ Республики Карелия, сопредседатель жюри конкурса,
  3. Бахарева Наталья Геннадьевна – методист МКОУ дополнительного образования детей «Муезерский районный Дом детского творчества», лауреат конкурсов 2014 и 2015 гг. (номинация «презентация»),
  4. Богданова Елена Геннадьевна — кандидат педагогических наук, проректор по научной работе ГАОУ ДПО РК «Карельский институт развития образования»,
  5. Ефлова Зинаида Борисовна — кандидат педагогических наук, исполнительный директор Ассоциации сельских малочисленных малокомплектных школ Республики Карелия, заведующая Лабораторией теории и практики развития сельской школы института педагогики и психологии ПетрГУ,
  6. Забродина Ирина Юрьевна — кандидат педагогических наук, руководитель Центра модернизации образования, методист отдела педагогики и психологии ГАОУ ДПО РК «Карельский институт развития образования»,
  7. Кошкаров Владимир Лаврентьевич — кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и методики начального образования института педагогики и психологии ПетрГУ,
  8. Мешкова Наталья Николаевна — главный редактор Интернет-журнала «Лицей»,
  9. Серебренникова Татьяна Анатольевна – педагог дополнительного образования МКОУ дополнительного образования детей «Муезерский районный Дом детского творчества», лауреат конкурсов 2014 и 2015 гг. (номинация «презентация»),
  10. Танцева Татьяна Ивановна — председатель Совета Ассоциации сельских малочисленных малокомплектных школ Республики Карелия,

— отмечают повышение качества конкурсных работ и разнообразие описанных в них форм сотрудничества школ с окружающим социумом.

ЛАУРЕАТАМИ конкурса стали

— в номинации статья:

  1. Серебренникова Татьяна Анатольевна, педагог дополнительного образования, и Бахарева Наталья Геннадьевна, методист МКУ ДО Муезерский Дом творчества. Статья «Необычный обычный пожарный» посвящена руководителю Муезерской пожарной части Игорю Ивановичу Солдаткину, с которым у коллектива Дома творчества сложилась многолетняя система сотрудничества.
  2. Сеничева Наталья Викторовна, заместитель директора по учебной работе МКОУ «Мийнальская основная общеобразовательная школа» Лахденпохского МР РК. В статье «Человеческий потенциал как основной образовательный ресурс в сельской малочисленной школе» рассказывается о результатах «интеллектуального спонсорства» профессионального спортсмена, пропагандиста здорового образа жизни Николая Григорьевича Копелева.
  3. Баронина Ольга Юрьевна, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по учебной части МБОУ Бараитская СОШ № 8 (Красноярский край), повествует в своей статье «Мал золотник да дорог» о том, как она «опознавала» свою школу заново — в прошлом ученица и выпускница, а сегодня учитель, молодой специалист, малокомплектной сельской школы.
  4. Литвинович Людмила Ярославовна, преподаватель музыкальной школы, заведующая структурным подразделением посёлка Пяльма МБОУ ДО «Школа искусств» г. Пудожа РК, автор статьи «Маленькая, да удаленькая!» — статьи о проблемах музыкальной школы поселка Пяльма, пожалуй, «самой  маленькой из малых» музыкальных школ в Республике Карелия, и, конечно, об успехах ее воспитанников;

в номинации презентация:

Колотушкина Елена Геннадьевна  и  Воробьева Светлана Викторовнаучителя МОУ «Пушнинская СОШ» Беломорского МР Республики Карелия. «Есть женщина в карельском селенье…» — это рассказ о Леванчук Ольге Васильевне, для которой жизненным девизом является призыв «не унывать!».

 

Лауреатам вручены дипломы и подарки, их работы будут опубликованы в различных изданиях. Также рекомендованы к публикации в журнале «Педагогический вестник» ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования» конкурсные статьи:

  1. «Мал золотник да дорог». Баронина Ольга Юрьевна. Бараитская СОШ (Красноярский край),
  2. «Газетно-публицистический жанр как способ развития речи и форма духовно-нравственного воспитания молодежи». Ефимова Юлия Викторовна. Вешкельская СОШ (Карелия),
  3. «Комплексный подход к обучению как к одной из подсистем жизни человека». Чуракова Лёка Викторовна. Святозерская ООШ (Республика Карелия),
  4. «Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях внедрения ФГОС в ООШ д. Усть–Река». Филиппова Светлана Васильевна. ООШ д. Усть-Река (Республика Карелия),
  5. «Этноэкологический туризм, основанный  на  местных экологических традициях, — пример  гармоничного сосуществования человека с природной средой». Черемина Ольга Александровна. Фоминская СОШ (Владимирская область)

 

Обсуждение результатов конкурса
Обсуждение результатов конкурса

С конкурсными работами можно познакомиться по ссылкам: http://file.sampo.ru/ssns7q/ (статьи) и http://file.sampo.ru/38qnjv/ (презентации).

 

Оргкомитет благодарит спонсора конкурса — Антонину Викторовну Жеребцову, заслуженного работника сельского хозяйства РК, генерального директора ОАО «Племенное хозяйство “Ильинское”», депутата Законодательного Собрания Республики Карелия VI созыва по Южно-Карельскому избирательному округу.

Поздравляем победителей и лауреатов!

 

Светлана Иосифовна Смирнова, кандидат педагогических наук, доцент,

зав. кафедрой ТиМНО ИПП, председатель жюри конкурса

«Сельская школа со всех сторон. О себе расскажем сами»

Фото Марии Голубевой