Главное, Образование, Учитель

Машина времени сельского учителя

Арсений Васильевич Анисимов в своем ведлозерском доме, который вспоминает в грустью. Фото Марии Голубевой
Арсений Васильевич Анисимов в своем ведлозерском доме, который сейчас вспоминает в грустью. Фото Марии Голубевой
— Поздравляли меня, конечно же, — чуть печально улыбаясь, вспоминает празднование 180-летия Ведлозерской школы Арсений Васильевич. — В этот раз я не приезжал, но душой был с ними… 

 

Год прошел, как переехал жить в Кондопогу учитель из Ведлозера Арсений Васильевич Анисимов. Заботу, отдельную комнату и уход предложили встревоженные родственники.

Если бы не необходимость постоянно контролировать состояние здоровья и потребность в помощи, он никогда бы не уехал из родного дома в Ведлозере. Дома, который ему помогали сберечь многие неравнодушные люди. «Лицей» не раз писал об этом.

— В этом году летом приезжали только на одну ночь, — рассказывает Арсений Васильевич чуть более слабым, чем обычно, голосом. — Я еще надеюсь, что поправлюсь и смогу бывать дома чаще. Конечно, скучаю по своим ученикам, общению…

Арсений Васильевич достает письма от тех, для кого он остался учителем на всю жизнь. Разговаривать с Арсением Васильевичем — как на машине времени путешествовать. А если под рукой фотоальбом с черно-белыми фотографиями, можно забыть о минутах и часах вовсе, как случилось и в этот раз. Рассматриваю снимки: школа, ученики, коллеги, родственники, друзья, выпускники… Спрашиваю:
— Вы были строгим учителем, Арсений Васильевич?
— Конечно! — отвечает он. — И тетради каждый день собирал, и выполнение домашнего задания требовал, и спрашивал всегда…
Как это было, я знаю от его ученицы, моей классной руководительницы, преподавателя русского языка и литературы Любови Владимировны Нифантьевой. Как и Арсений Васильевич, она учит детей не проходить произведения, а читать, не зубрить правила, а грамотно излагать свои мысли. Когда-то она  рассказала нам, что достаточно было одного учительского взгляда, чтобы и двоечника, и непоседу усадить за парту с книжкой.
Наш разговор переходит к Пушкину и Дементьеву. Арсений Васильевич читает их стихи наизусть… Мне пора возвращаться в Петрозаводск. Мы договариваемся, что в следующий раз я захвачу с собой старшего сына Арсения — единственного знакомого учителю Арсения, с которым они редко, но общаются по телефону, встречаются лично. Говорим, что ребенок, пусть даже и городской, должен работать — выполнять посильные обязанности по дому, ходить в магазин, заботиться о себе, а не только читать книги и делать домашние задания.
О жизни сельского учителя «Лицей» рассказывал не раз. Арсения Васильевича бывшие ученики и друзья зовут Арсиком. Заслуженный учитель Карелии, он отработал в Ведлозерской школе 44 года. Здесь же 23 года из 35 лет педстажа преподавала его мама Анна Терентьевна Сысоева.
В сентябре школа отметила 180 лет со дня основания.
— Поздравляли меня, конечно же, — чуть печально улыбаясь, вспоминает Арсений Васильевич. — В этот раз я не приезжал, но душой был с ними… Случилось так, что в начальных классах я учился у мамы. Обычно каждый человек помнит своего первого учителя. А как можно забыть учителя-маму?! Мама начала воспитывать у меня орфографическую зоркость. Я проверял тетрадки ее учеников карандашиком, а она проверяла тетрадки вслед за мной уже красными чернилами. Я редко ошибался, чем ее радовал. Повезло мне на учителей и в средних, и в старших классах. Это были настоящие педагоги, у которых каждый урок — открытие. Любимыми предметами в школе были для меня русский язык и литература. А вели эти предметы Анастасия Ивановна Сонникова, Лазарь Вульфович Шапиро и директор школы Александр Васильевич Краснов. Это были учителя в самом высоком понимании этого слова. Может быть, благодаря им я и сам стал учителем русского и литературы.
В моих руках книга, в которой с интересом читаю о Ведлозерской школе в очерке «Сельские учительницы» Лазаря Шапиро из книги 1967 года «Карелия. Годы. Люди»:
«Их было тридцать человек в седьмом «Б» Ведлозерской школы — тихих и шаловливых, быстрых и медлительных, усердных и с ленцой. Класс как все классы… И учился в этом классе один ученик — Арсик Анисимов, у которого были больные ноги. Одноклассники под руки приводили его в школу и уводили домой — одна парта, вторая, и так по очереди… И в ряду долгих учебных лет не было дня, когда одноклассники не привели бы его на урок. Его товарищи делали свое дело ежедневно и ежегодно без единого напоминания учителей — одна парта, вторая и так по очереди непрерывной цепью. Может быть, оттого, что приводили Арсика все, и оттого, что видеть его на уроках было столь привычным, никто из учителей не догадался за это сказать классу даже несколько теплых слов. А ведь тут, пожалуй, был подвиг, который совершил весь класс».
…За окном мелькают фонари, автобус рассекает темноту, а я впервые уезжаю от учителя со спокойным сердцем. С 2006 года его жизнь в Ведлозере была непростой: сначала хлопоты о том, чтобы сделать гостеприимный дом учителя еще и теплым: поставить окна, утеплить пол, потом ремонт комнатки — его на совесть и с душой сделали студенты Индустриального колледжаю Были иные заботы и трудности. Теперь же заслуженный отдых, комфорт городской квартиры и, увы, потерянная возможность передвигаться даже с помощью костылей. Но любовь и забота, верю, творят чудеса. Их в жизни Арсения Васильевича было и есть немало.
Полный текст здесь: «Учительская газета», №49 от 5 декабря 2017 года