Главное, Новости, Образование, Хроника, Школа и вуз

Зачем учить логарифмы?

Учителя математики изучают пособие-трансформер Николая Андреева
Учителя математики после лекции Николая Андреева изучают пособие-трансформер по теореме Пифагора

В Петрозаводске впервые прошел Съезд технократов. Он собрал более 200 учителей математики, физики и информатики, управленцев, представителей ПетрГУ, КИРО и других специалистов.

Ярким событием стало выступление на съезде с  открытой лекцией известного российского математика Николая Андреева.

 

Давайте будем честными

Заведующий лабораторией популяризации и пропаганды математики Математического института имени В.А. Стеклова РАН, создатель интернет-проекта «Математические этюды» назвал свое выступление   «Популяризация математики в России: традиции и современность».
Николай Андреев
Николай Андреев
Собственно, скучным словом «лекция» это динамичное выступление трудно назвать. Николай Андреев не вещал — рассказывал, охотно общался, задавал вопросы, стремительно передвигался по залу, давал задания и награждал отличившихся, иронизировал в адрес «камчатки», где по ученической привычке расселись учителя, и комментировал шумный уход с лекции заскучавших слушателей. Правда, таких было немного.
Один из первых его вопросов:
— Скажите, кто за последний год открывал журнал «Квант»?
Поднялось несколько рук.
— Уже неплохо.
Оказывается, популярный математический журнал в этом году вновь стал выходить ежемесячно. А есть еще журнал для любознательных школьников по естетвенным наукам «Квантик».
Новый вопрос аудитории:
— Кому хоть раз в жизни понадобилась теорема Пифагора?
— Мне, на даче! — раздался одинокий голос педагога.

По словам Николая Андреева, современные дети искренне не понимают, зачем учить логарифмы. Одна из задач преподавателя — показать, зачем в жизни нужна математика. Андреев показал несколько оригинальных задач. Одна из них: «Как поворачивают поезда метро?». На показанной им мультипликационной модели, выполненный с использованием компьютерной 3D-графики, видно, что колёсная пара у поезда  — два одинаковых усечённых конуса, жёстко соединённых осью. Подробнее здесь: www.etudes.ru

По ходу объяснения Андреев едко заметил:

— Единственная польза от ЕГЭ, которую я знаю, — несколько лет назад в заданиях была задача про конусы.
Николай Андреев предлагает "погладить свинку" - игрушка с физическим эффектом
Николай Андреев предлагает погладить маленькую свинку в тарелочке.  Эффект прикосновения объясняется оптической иллюзией
Еще одна реплика Николая Андреева по ходу лекции:
— Давайте будем честными: объяснить ребенку, что такое «доказать», невозможно.
К «Шагу в будущее» он относится иронически, считая, что никаких проектов дети создавать не могут. Более того:
— Не каждый учитель математики может поставить ученику проектную задачу.
Андреев рекомендовал собравшимся учителям математики, физики и информатики новые и старые журналы, сайты, демонстрировал геометрические фигуры-трансформеры и разные другие диковинки. Многие видели их впервые, по крайней мере такое создалось впечатление.
В своей увлекательной лекции Николай Андреев развенчал миф о том, что до революции Россия была необразованной страной: над задачей из книги XIX века Рачинского «1001 задача для умственного счета», которую с легкостью решали крестьянские дети, присутствующие  в зале учителя математики  думали долго, верное решение прозвучало далеко не сразу. Впечатляют тиражи методических книг по математике дореволюционного периода: 5 тысяч экземпляров, 8 тысяч, 12 тысяч.
— А было и 50-60 тысяч, — удивил Андреев. — И все они расходились.
Аудитория, с которой работал Николай Андреев
Аудитория, с которой работал Николай Андреев
Преподаватель математики  петрозаводской школы №46  Ирина Бойцева поделилась своим впечатлением:
—  Лекция Николая Андреева открыла много нового. Для себя я решила, что как только появится время обязательно посмотрю с сыном фильм «Математик и чёрт». Сын увлечён игрой на гитаре, предложу ему исследовать математические процессы в музыке. Николай Андреев рассказал нам о многочисленных сайтах, где можно почерпнуть информацию, дал интересные задания и познакомил со старинными книгами. Обратила внимание на два ресурса — www.mathesis.ru и www.math.ru. Делюсь с коллегами.
Профильный ЕГЭ по математике: средний балл снижается

На съезде работали различные секции, Клуб директоров,  семинар по вопросам руководства. Наводят на размышления данные, которые привела в своем докладе на открытии съезда замглавы администрации Петрозаводска Римма Ермоленко.

Средний возраст учителей математики, физики и информатики в школах Петрозаводска — 45 лет.

Средний балл ЕГЭ по профильной математике в этом году  снизился — 48,6 в 2017-м против 53,3 в 2016-м. Меньше выпускников набрали высокие баллы от 81 до 100: 24 в 2017-м против 44 в 2016-м.

Римма Ермоленко заверила, что математической и физико-технической составляющей в образовании города будет уделяться повышенное внимание. Правда, осталось непонятным, в чем это будет проявляться.

Директор Университетского лицея Надежда Пекарчик уверена, что в Петрозаводске работает сильная команда учителей математики, они, как никогда много, занимаются самообразованием. Теперь и Съезд технократов привлек внимание власти и общества к точным наукам. Остается надеяться, что всё это скажется на результате.

 Берите пример с «Березки»

В рамках Съезда технократов работала площадка «Развитие мышления детей средствами ОТСМ-ТРИЗ РТВ технологий». Ее провели для педагогов начальной школы сотрудники детсада №45 «Березка». Заведующая Оксана Скворцова рассказала, почему сад выбрал для инновационной деятельности эти технологии, что они дают воспитателям, детям и родителям, как выросла «Березка» в педагогическую площадку большого объединения педагогов-дошкольников «Волга-ТРИЗ».

Руководители сами хорошо владеют этими технологиями. Оксана Скворцова в 90-е годы прошла обучение, результативно применяла ТРИЗ-технологии, работая учителем начальных классов. Методист Елена  Курочкина познакомила участников семинара с основными мыслительными моделями, разработанными в ОТСМ-ТРИЗ технологии. Эти модели позволяют учить детей описывать и исследовать окружающий мир, ставить вопросы, решать противоречия.

Работу с мыслительными моделями, их приложение к организации проектной деятельности наглядно показала педагог-психолог, заслуженный учитель России Инна Крохина. Участники семинара посмотрели видеозаписи презентаций детских проектов, чтобы убедиться, что проектная деятельность, организованная с помощью ТРИЗ-инструментов, — мощный стимул для развития детей разного уровня, от коррекционных до одаренных.

Участники семинара высоко оценили представленные им результаты работы и поинтересовались, как адаптируются выпускники сада к обычной школе. По словам Инны Крохиной, дети и в школе используют освоенные в саду инструменты, но этого, конечно, мало, тем более, что ОТСМ-ТРИЗ технологии для школы разработаны.

С точки зрения преемственности проекты, выполненные в начальной школе, прокомментировала ТРИЗ-специалист, кандидат педнаук Алла  Нестеренко. По ее словам, сегодня есть площадки, где удается осуществить преемственность сад-школа в использовании ОТСМ-ТРИЗ технологии, но в Петрозаводске, к сожалению, таких учреждений нет. Однако основа для построения такой преемственности есть:

— Детсад «Березка» — место в нашем городе, где сегодня наиболее системно, качественно и продуктивно используются ТРИЗ-технологии. Они получают впечатляющие результаты, их знают и уважают в сообществе дошкольных ТРИЗ-педагогов России.

 

***

Наряду с Администрацией города и ПетрГУ организатором съезда выступил Центр развития образования Петрозаводска. Несмотря на все выявленные проблемы, сложности и противоречия, центр стремится выйти на принципиально новый уровень работы.
— Для нас одним из результатов переформатирования деятельности ЦРО стал Съезд технократов, расширяющий образовательные горизонты города и даже республики, — говорит директор ЦРО Наталья Кармазина. — Межпредметные связи, метапредметные результаты, интеграция науки и образования становятся основой научно-методической деятельности нашего центра, а не просто фразами.
Наталья Кармазина (в центре) с участницами съезда
Директор ЦРО Наталья Кармазина (в центре).  Справа — зам. директора ЦРО Ольга Середкина, слева — старший методист ЦРО Светлана Островская
Наталья Мешкова,
соб.инф.,
Мария Голубева (www.ug.ru)
Фото Марии Голубевой