Образование, Школа и вуз

Ещё одна оптимизация, или Почему забурлили колодозерские деревни

Фото: v1.ru
Фото: v1.ru

Под предлогом «низкое качество образования» пудожские власти решили присоединить школу деревни Усть-Река с двухвековой историей к более крупной средней школе другого поселка. И это несмотря на то, что по оценке специалистов из лаборатории развития сельской школы ПетрГУ, школа в Усть-Реке — одна из успешных малокомплектных сельских школ республики.

Специалисты бьют тревогу: как показывает опыт нашей республики и других регионов РФ, филиализация школ в сельской местности приводит к одному результату — закрытию школ, уходу образования из деревни. В перспективе дальнейшее ухудшение и без того сложной социокультурной ситуации на селе.

Публикуем комментарий руководителя лаборатории Зинаиды Ефловой, обращение от  школы  в Ассоциацию сельских школ республики и открытое письмо руководителям Пудожского района от лаборатории теории и практики развития сельской школы  с конкретными предложениями.

Комментарий Зинаиды Ефловой

Совсем недавно, в феврале нынешнего года с коллегой С.И. Смирновой, научным руководителем инновационной площадки, мы побывали в восточном форпосте образования Карелии – в основной школе деревни Усть-Река Пудожского района. Школа проводила межшкольный научно-практический педагогический семинар «Инновационная деятельность сельской малокомплектной образовательной организации: образовательные технологии в разновозрастной группе», где обсуждались плюсы и минусы объединения дошкольников и школьников в учебной и во внеурочной деятельности.

Педагоги школы на семинаре
Педагоги школы на семинаре

Здесь анализировались занятия, оценивалась эффективность новых образовательных технологий. А ещё мы аплодировали выступлениям школьных разновозрастных детско-взрослых коллективов, вручали сертификаты и награды педагогам-участникам межрегионального конкурса, дарили издание республиканского педагогического журнала с первой публикацией автору-учительнице школы. На семинаре подводились итоги пятилетнего сотрудничества школы и вуза, намечалась дальнейшая совместная инновационная работа …

Вывод 1-й. Школа в Усть-Реке – одна из тех, что по праву можно отнести к успешным образовательным организациям, которая получает образовательные результаты, несмотря на сложнейшую социально-экономическую ситуацию депрессивной сельской территории (об этом нужно говорить отдельно).

В феврале педагоги Усть-Реки поговаривали о возможности реорганизации школы путём присоединения. Однако слухи об этом ходили уже 5-8 лет назад, возможно, поэтому тогда учительницы не задумывались об их состоятельности и о последствиях для детей, для себя, для деревень и посёлка, откуда в школу приходят и приезжают ученики.

В мае начались реорганизационные процессы. Один из «аргументов»… – «низкое качество образования», «образовательная неэффективность». Обидно слышать такое учителям, которые беззаветно отдают себя работе, постоянно учатся и совершенствуются, делают невозможное для развития и становления местных ребятишек!

Вывод 2-й. Успешность и авторитет школы – не гарантия её устойчивости и стабильности. Однако если результатов нет, то в подобной ситуации защищаться будет совсем нечем. Расслабляться маленьким школам нельзя!

В мае колодозерские деревни забурлили – начались сельские сходы (было уже три), опросы, разговоры… Начались звонки местных и даже московских журналистов, и просто людей, знакомых с этим краем и обеспокоенных ситуацией. Педагогам и жителям было объявлено о неизбежности/обязательности/решённости вопроса о присоединении школы д. Усть-Река к более крупной средней школе пос. Кривцы, то есть о филиализации. А обсудить сельским жителям предлагалось только вопрос о подвозе. Почему при внешней нормативной правомерности эти заявления можно заподозрить в лукавстве?

Потому что, согласно Федеральному Закону «Об образовании в РФ», «принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения» (статья 22., п. 12) и «на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения» (статья 22., п. 11). В данном случае сельским жителям преподнесли готовое решение о реорганизации, а с заключением комиссии их не знакомили. Возникают вопросы: есть ли таковая комиссия? вошли ли в её состав местные жители и педагоги? обоснованность её заключения?

Ну, а когда решён главный вопрос – о статусе, т.е. школа присоединена – филиализирована (формально/по документам её больше нет), то вопрос с подвозом уже решает не Сельский сход, а новая образовательная организация.

Надеюсь, понятно, ЧТО сегодня должны отстаивать жители деревни Усть-Река, поселка Приречный и окружающих деревень?

Вывод 3-й. Сельским педагогам и жителям нужно знать и уметь пользоваться законодательной базой образования, необходимо предвидеть, понимать и уметь объяснять и аргументировать последствия и в верхах, и в низах.

Из-за сложностей со связью с большим отрывом во времени (счёт пошёл на часы) пришло обращение учителей и жителей о помощи в решении вопросов реорганизации. Да и сейчас в посёлке и в деревнях, то отключатся интернет, то вообще всё электричество, а мобильной связи здесь просто нет.

Потому остаётся надеяться что:

— пудожские власти разглядят, что экономический эффект от такой реорганизации мизерный, а вот социальный…; что здесь необходимы целесообразные решения и недопустимы поспешные решения;

— сельские педагоги и жители поймут, что нужно не только доказывать и отстаивать права детей, а ещё провести реальную внутреннюю реорганизацию школы, работающую не только на сохранение, а прежде всего, на развитие школы, с учётом всех, в том числе и экономических эффектов образования.

З.Б. Ефлова, кандидат педагогических наук,

заведующая лабораторией теории и практики развития сельской школы Института педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета;

исполнительный директор Ассоциации сельских школ Республики Карелия

 

 

 

 

Обращение от основной общеобразовательной школы д. Усть-Река Пудожского района в Ассоциацию сельских школ Республики Карелия

З.Б. Ефловой

Т.И. Танцевой

                         Уважаемые коллеги Зинаида Борисовна, Татьяна Ивановна!

Прошу вас, коллег из Ассоциации сельских школ Республики Карелия и кураторов инновационной площадки лаборатории теории и практики развития сельской школы института педагогики и психологии ПетрГУ выразить своё отношение и принять участие в решении вопроса о будущем малокомплектной школы – МКОУ Основная общеобразовательная школа д. Усть-Река Пудожского района.

В настоящее время начались процессы реорганизации нашей школы. Реорганизация, предлагаемая отделом образования Администрации Пудожского района, предполагает:

— присоединение школы д. Усть-Река к школе п. Кривцы, т.е. филиализацию – лишение нашей школы статуса юридического лица;

— организацию ежедневного подвоза обучающихся начальных классов и классов основной школы в школу д. Кривцы;

— работу разновозрастной группы дошкольного образования в д. Усть-Река (?), в п. Приречный (?) как структурного подразделения средней общеобразовательной школы п. Кривцы.

Основаниями для реорганизации нашей школы объявлены:

— высокая затратность, неэффективное расходование средств на образование МКОУ ООШ д. Усть-Река;

— низкий уровень качества образования обучающихся нашей школы.

Педагогический коллектив и жители п. Приречный и д. Усть-Река не согласны с данным предложением и обоснованиями.

Наши аргументы:

Реорганизуя наше образовательное учреждение, в которое входят дошкольная группа и начальный совмещенный класс 1-4 в п. Приречный, дошкольная группа и начальный совмещенный класс д. Усть-Река, 3 класса-комплекта 5-9 классов, путем присоединения к ближайшей по трассе школе п. Кривцы (49 км) учредитель — Администрация Пудожского муниципального района — получает экономию средств порядка 3 млн. рублей. В эту сумму входит обслуживание двух зданий основной школы (классы и спортивный зал) — 115 тысяч рублей, заработная плата директора школы — 200 тысяч рублей, зарплата двух учителей и сокращение расходов на иных работников. Трудоустройство предлагается трем учителям в Кривцах, и два учителя начальных классов будут работать на 1 ставку вдвоем в классе 1-4 либо в п. Приречный, либо в д. Усть-Река.

Школьный автобус, осуществляющий подвоз школьников сейчас, – это  автобус ГАЗ 322171 «Газель» 4х4 полноприводной, выпущен в 2009 году. Ежедневно им осуществляется прогон 80 км в д. Корбозеро по грунтовой дороге плохого качества (муниципального значения) и 48 км по асфальтированной дороге в другом направлении в п. Приречный. Такого большого подвоза одним автобусом нет ни у одной школы Пудожского района. Автобус обслуживается отличным водителем и только благодаря его отношению к работе он остается на ходу.

Предполагается подвоз учеников 5-9 классов по маршруту до СОШ п. Кривцы, он составит 49 км только от Усть-Реки в один конец (без прогона до Корбозеро), с ограничителем скорости 60 км/час время в пути 50 и более минут. Если  машина сломается где-то в лесу, на водителе и сопровождающем учителе большая ответственность за жизнь и здоровье детей. В случае аварийной остановки пешком не пойдут.  Зимой накладывается опасность переохлаждения детей. АЗС на маршруте в ближайших 80 км нет. Заправлять автобус придется в Пудоже через день. Устойчивой сотовой связи по трассе нет. Считаем нецелесообразным подвоз детей в п. Кривцы.

Школа находится в живописном месте на берегу озера Колодозеро. Наша школа – старейшая школа района, имеет двухвековую историю. Бывали времена в крепостной России, когда она не работала. Но сейчас в современном информационном обществе, когда образование – это главный капитал молодого человека, нельзя ни в каком случае разрушать саму систему образования. Школа как образовательный и культурный, а порой и градообразующий центр на селе несет ответственность за людей, которые находятся рядом. Государственная школа сохраняет традиции и культуру края и страны, является примером патриотизма и гражданственности, имеет высокий уровень профессиональной ориентации выпускников 9 классов.

Нас упрекают за низкое качество образование. Средний балл качества знаний по школе по всем предметам 62%. Только за последние 10-12 лет наша школа помогла подготовить 1 серебряного и 1 золотого медалиста средним школам района, не считая хороших специалистов во всех сферах деятельности. Мы, являясь членами ассоциации малокомплектных и малочисленных школ Карелии, давно и успешно практикуем работу в совмещенных классах разного типа, педагоги школы делятся опытом с коллегами, постоянно участвуют в конкурсах региональных и муниципальных. Наша работа по патриотическому воспитанию отмечена Советом ветеранов Пудожского района, по экологическому воспитанию – фондом Кима Андреева. Все 8 учителей имеют грамоты Главы Администрации и Министерства образования Республики Карелия за многолетний труд.

Занятие у младших школьников
Занятие у младших школьников

Потеря школой статуса юридического лица мгновенно из «дочери» министерства образования делает ее «падчерицей» не менее бедной малокомплектной  школы дотационного района в дотационном регионе. Расчетный показатель – 1 школа на 200 детей — в Карелии, да и во многих регионах страны, невыполнима. Нельзя экономить на будущем детей, на будущем страны. Каждый ребенок должен до 9 класса жить в семье и обучаться рядом с домом.

 

С уважением, Галина Иосифовна Назарова, директор

 Светлана Евгеньевна Лось, учитель

педагогический коллектив МКОУ «Основная общеобразовательная  школа»

д. Усть-Река Пудожского района

(подписано педагогами, родителями и жителями поселения)

 

Открытое письмо лаборатории теории и практики развития сельской школы Института педагогики и психологии ПетрГУ

Г.В. Никоновой, Главе Пудожского муниципального района Республики Карелия

В.Н. Ересову, Главе Администрации Пудожского муниципального района РК

 

Уважаемые Галина Васильевна и Владимир Николаевич!

В настоящее время в Пудожском районе решается вопрос о реорганизации основной школы деревни Усть-Река. Эта сельская образовательная организация является одной из старейших и заслуженно уважаемых в республике, активным коллективным членом Ассоциации сельских школ Республики Карелия, с 2012 года — инновационной площадкой лаборатории теории и практики развития сельских школ Института педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета.

Состояние дел, достижения педагогов и учеников, а также проблемы школы деревни Усть-Река известны нам не понаслышке: школа не раз презентовала свой опыт в районе и в республике, публиковала его на федеральном и региональном уровне, принимала у себя представителей вуза и других образовательных организаций. Поэтому преподаватели университета — сотрудники лаборатории теории и практики развития сельских школ ИПП ПетрГУ и члены Ассоциации сельских школ Республики Карелия считают необходимым высказать своё отношение к реорганизации, предлагаемой властью района, и к письму-обращению педагогов и жителей деревни Усть-Река и пос. Приречный (прилагается).

В предлагаемом варианте реорганизации считаем нецелесообразными следующие предложения:

  1. Лишение школы статуса юридического лица — филиализация через присоединение к более крупной образовательной организации (средняя школа пос. Кривцы), находящейся на значительном расстоянии, в условиях нестабильной телефонной и проблемной транспортной связи.

Обоснование:

А) Управление филиалом в таких условиях является формальностью, оперативные решения в сложных ситуациях невозможны, что может привести к негативным последствиям.

Б) Непосредственно в школе д. Усть-Река есть собственные кадровые ресурсы для оперативного управления организацией.

В) Как показывает опыт нашей республики и других регионов РФ, филиализация школ в сельской местности приводит к одному результату — к закрытию школ, к уходу образования из деревни. В перспективе дальнейшее ухудшение и без того сложной социокультурной ситуации на селе.

  1. Организация подвоза обучающихся основной школы (5–9 классов).

Обоснование:

А) Подвоз подростков, тем более детей младшего школьного возраста в среднюю школу п. Кривцы в данных природно-географических условиях, при нынешнем состоянии дороги, транспортного обеспечения и связи изначально будет производиться с нарушением СанПин.

Б) Однако, кроме нарушений требований СанПин, которые в современном виде, по нашему мнению, нуждаются в серьёзной критике и в пересмотре, будут наблюдаемые физические перегрузки, повышенная утомляемость детей, предстоят психолого-педагогические проблемы адаптации обучающихся и педагогов.

В) Произойдёт фактическое исключение детей из системы воспитательной работы, внеурочной деятельности по причине необходимости отъезда, что входит в противоречие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования всех уровней.

Г) В настоящее время педагогическим коллективом школы в сотрудничестве с сельским социумом д. Усть-Река создана уникальная педагогическая система, которая будет разрушена предлагаемым решением.

Ученики 5-9 классов перед спектаклем
Ученики 5-9 классов перед школьным спектаклем

Цель повышения качества образования, как основного показателя его эффективности, при реализации данного варианта реорганизации недостижима. Сомнительны и ожидаемые экономические эффекты, в том числе и потому, что предлагаемый вариант потребует новых/иных затрат, например на обеспечение требований СанПиН и иных ведомств к ежедневному подвозу.

Однако мы понимаем, что в условиях нормативно-подушевого финансирования учреждений образования, внедрения новых требований к условиям реализации и к результатам образования необходимы адекватные и оперативные преобразования, в том числе, реорганизационные и непопулярные.

Наши предложения с целью недопущения нарушения прав детей на получение доступного качественного образования и поддержки старинного карельского поселения:

  1. Сохранить школе деревни Усть-Река статус юридического лица, обязав педагогический коллектив провести внутреннюю реорганизацию и оптимизацию кадровых, материально-технических ресурсов школы.
  2. Привлечь к разработке и реализации внутренней реорганизации и оптимизации местную власть и сельское сообщество поселения, управление и ресурсы системы образования Пудожского муниципального района, Петрозаводского государственного университета, других заинтересованных организаций.
  3. Не допустить подвоз детей и подростков, ставящий под угрозу их физическое и психическое здоровье.

 

Уважаемые руководители района и республики, то, как решится вопрос о судьбе данной школы, будет показательно в отношении власти ко многим малочисленным сельским школам, которые работают в сложнейших социально-экономических и социокультурных условиях сельской местности, к сельским жителям дальних карельских поселений, к селу в целом.

З. Б. Ефлова, кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией теории и практики развития сельской школы института педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет»

С. И. Смирнова, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой теории и методики начального образования института педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет»; научный руководитель инновационной деятельности основной общеобразовательной школы д. Усть-Река Пудожского района — инновационной площадки лаборатории теории и практики развития сельской школы ИПП ПетрГУ

Т. И. Танцева, председатель Совета Ассоциации сельских школ Республики Карелия

25 мая 2018 года

 

Копии Открытого письма направлены:

— в Комитет по образованию ЗС РК;

— в Министерство образования РК;

— Уполномоченному по правам ребёнка Республики Карелия;

— в Интернет-журнал «Лицей» и в Учительскую газету.

Открытое письмо опубликовано в VK, в группе «Ассоциация СШ РК».