Образование, Учитель

Возможны ли сильные профсоюзы в современных условиях?

Пикет "За право учиться и возможность учить!" в Санкт-Петербурге. Фото из группы vk.com/union_teacher
Пикет «За право учиться и возможность учить!» в Санкт-Петербурге. Фото из группы vk.com/union_teacher

Обсуждением этого вопроса завершился семинар “Трудовые права и академические свободы педагогов”, который состоялся 11 – 12 июня в Москве  и на который меня с учителем Лицея № 13 Ниной Митроченковой пригласил Межрегиональный профсоюз  работников образования “Учитель”.

Этот профсоюз входит в Конфедерацию труда России, крупнейшее в России объединение профсоюзов, помимо ФНПР.

На семинар приехали как члены первичных профсоюзных организаций «Учитель», так и сторонники МПРО. География участников семинара – Республика Марий Эл, Свердловская область, Пермский край, Ставропольский край, Республика Карелия, Санкт-Петербург, Москва и др. С нами работали знающие люди – сопредседатель профсоюза «Учитель» В. Луховицкий (Москва),  член Совета профсоюза «Учитель» М. Балуева (Санкт-Петербург), учитель и психолог Ю. Силинг (Москва), Ю. Варламов, юрист профсоюза «Учитель» (Москва).

Интересными были все рассматриваемые вопросы. Оживленно прошли две дискуссии о новой системе оплаты труда учителей с позиции федерального уровня, а также о последствиях введения ФГОС, их сочетания с академическими свободами педагогов. Несколько вопросов касались непосредственно образовательных организаций — проблемы регулирования оплаты труда на уровне образовательных учреждений; коллективный договор и его возможности; администрация образовательного учреждения и проблема манипулирования.

Завершился семинар  обсуждением немаловажного вопроса «Возможны ли сильные профсоюзы в современных условиях?».

 

Тезисно можно назвать некоторые идеи, положения:

Никто не может внятно сказать, как  строится методика расчета подушевого норматива на ученика на региональном уровне и кто несет ответственность за их свободный расчет.

273-ФЗ «Об образовании в РФ» в статье 99 «Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования» не дает четких указаний, поэтому в некоторых регионах норматив в разы больше, чем в большинстве регионов. Законодательно должен быть определен подушевой норматив, а перед регионом должны быть выставлены требования, где норматив не должен быть меньше определенной суммы. Тогда что-то изменится с финансированием системы образования, в том числе изменится заработная плата педагогов.

Ложная идея о стимулирующих выплатах как части заработной платы педагогов вносит непонимание в их назначение.

В ТК РФ нет прямого понятия «стимулирующие выплаты». Премия за высокое качество – это есть. Каждый педагог должен твердо и уверенно знать свою заработную плату, чтобы планировать свой месячный или годовой бюджет. Но сейчас нет такой уверенности, но из-за введения стимулирующих появилась конкуренция и возможность  держать педагога на коротком поводке, манипулировать им…

Не случайно в адрес Президента Российской Федерации, Правительства РФ  и в другие инстанции направлены требования межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» в рамках кампании «За достойную оплату труда учителя», где сказано: «Нормативы подушевого бюджетного финансирования в соседних регионах очень сильно различаются. Это приводит к нарушению прав трудовых педагогических коллективов на равную оплату за равный труд. Рекомендовать Государственной Думе Российской Федерации включить в ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» норму:

  • гарантирующую педагогическим работникам минимальную оплату труда за ставку 18 часов не меньше двукратного МРОТ,
  • предусматривающую ежегодную индексацию данного норматива.

Рекомендовать Правительству Российской Федерации летом-осенью 2018 г. при подготовке проекта бюджета на очередной финансовый год включить туда расходы, обеспечивающие данную гарантию».

Педагогическое сообщество – одна семья, у них одни цели, поэтому нельзя молчать и не поднимать вопросы защиты своих трудовых прав. К сожалению, руководителей образовательных учреждений чиновники ставят в такое щепетильное положение, когда они доносят до коллективов информацию выборочно и не читают документы, а кратко их пересказывают сотрудникам и просят «не выносить сор из избы». Опасения увольнения с работы часто останавливают педагогов. Но необходимо бороться за свои конституционные права вместе с коллегами, если их профсоюз «дремлет».  А родителям обучающихся можно посоветовать поддерживать учителей, потому что они могут самых лучших из них потерять.

Коллективный договор – самый большой и необходимый документ в образовательном учреждении, где указана свобода устроения жизни трудового коллектива. К сожалению, не все директора его уважают и издают свои приказы в соответствии с этим договором. Причина такого поведения руководителей – непонимание значения коллективного договора, умышленное игнорирование и притеснение прав работников, желание единолично принимать решения и т.п. На самом деле – коллективный договор лучшая защита от нападок зарвавшегося руководителя. В ТК РФ этому документу отведено 12 статей главы 7 «Коллективные договоры и соглашения».

А на риторичекий вопрос «Возможны ли сильные профсоюзы в современных условиях?» на семинаре ответ был ясен. Возможны!

 

Об авторе публикации: Галина Васильева — депутат Петросовета, бывший директор петрозаводского лицея №13, увольнение которой год назад вызвало волну возмущения в городе.

Галина Васильева последовательно и настойчиво отстаивает права всех участников образовательного процесса. Выступает против оптимизации в сфере образования.