Образование

Что год учебный нам готовит?

Фото Марии Голубевой
Фото Марии Голубевой
Накануне нового учебного года «Лицей» задал три вопроса трем авторитетным экспертам по образованию — Алле Нестеренко, Светлане Савицкой и Зинаиде Ефловой.

1. Каких изменений ожидать нам в новом учебном году?
2. Что вас обнадеживает?
3. Что тревожит?

 

 

«Дети в школе выживают несмотря ни на что»

Алла Нестеренко
Алла Нестеренко

Алла Нестеренко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры развития образования федеральной Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования:

1. Особых изменений не жду. Есть интересные начинания, но вопрос в том, как они реализуются. В Карелии я пока не вижу каких-то продуктивных изменений на деле. Коллеги жалуются на заформализованность и прессинг сверху. Может быть, станет больше возможностей в дополнительном образовании, если полноценно заработает детский технопарк.

 

2. У меня такое ощущение, что педагоги стали меньше ориентироваться на то, куда их пошлют и что предложат сверху. Те кто остается или планирует работать, пытаются сами искать себе программы обучения. Это еще не очень крепкая тенденция, но, кажется, она есть.
Появляются интересные онлайн-ресурсы. Их число будет расти. Это дает определенную свободу детям и родителям в выборе форм образования.
Дети в школе выживают несмотря ни на что и, кажется, меньше обращают внимание на статус и оценки, пытаются планировать свое будущее.
Развивается семейное образование. Это значит, что число талантливых людей, занятых образованием, пополнится: появляются талантливые родители, которые находят и разрабатывают интересные приемы обучения.
Сама удивляюсь, но, похоже, у нас появляются волонтеры, которым просто нравится работать с детьми. В нашем городе я раньше такого не наблюдала — может, мне не везло. По крайней мере приходят люди, для которых работа с детьми прежде всего удовольствие и ответственность, а уже потом — деньги.

 

3.  Число некомпетентных людей в образовательных структурах растет на всех уровнях. Это, конечно, не статистика, а ощущение, основанное на конкретных фактах, с которыми приходится сталкиваться. Образованием управляют люди, которые либо вообще ничего не понимают в образовании, либо знают какой-то узкий сегмент, а специфику других отраслей не понимают.
Меня очень тревожит состояние дефектологии в Карелии. Я не мониторила конкретно эту ситуацию, но факты, с которыми пришлось столкнуться в последнее время, очень настораживают.
Пришлось столкнуться и с противоположной ситуацией — школы не хотят, по сути работать с одаренными детьми.

 

 

«Единение детей, настоящих учителей и заботливых родителей обнадёживает»

Светлана Савицкая. Фото Марии Голубевой
Светлана Савицкая. Фото Марии Голубевой

Светлана Савицкая, директор петрозаводского лицея №40:

1. Очень бы хотелось написать, что все в образовании будет стабильно, знакомо и понятно. Надеюсь, что учебный год будет насыщен преимущественно приятными событиями. Но очень внимательными надо быть выпускникам 9 и 11 классов. Девятиклассников ждет новое предэкзаменационное испытание – устное собеседование по русскому языку. Важно выдержать его достойно, так как оно будет являться одним из условий допуска к Государственной итоговой аттестации. Презентуются планы и по введению изменений в ЕГЭ по некоторым предметам. Успешных одиннадцатиклассников ждут новые правила получения медалей. Конечно, если вы усердно учились, переживать не о чем. Но все-таки – будьте внимательны!

В старшую школу приходить новый федеральный государственный образовательный стандарт. Не во все пока школы, но все большее количество старшеклассников имеют возможность выбирать курсы для изучения, разрабатывать и реализовывать свои индивидуальные проекты, изучать некоторые предметы или курсы дистанционно. Наконец, все одиннадцатиклассники в этом году должны начать изучать астрономию. И если уж не вникнуть глубоко в ее законы, то хотя бы помечтать о светлом и загадочном, гладя на звездное небо…

На федеральном уровне запускаются новые проекты в сфере образования, учителей ждет новая форма аттестации, учреждения общего образования подумывают передать на региональный уровень… Понятно, что впереди нас ждет много новой работы.

 

2. Школа такой организм, который может выстоять в любые непростые времена, если в нее приходят дети, которые и сами, и их родители понимают и принимают ценность образования лично для себя. И таких семей я вижу все больше, и больше. И вот единение этих детей, настоящих учителей и заботливых родителей обнадеживает. Я считаю, что в нашей школе это есть!

 

3. Хотелось бы большей стабильности, взвешенности и гармоничности в тех нововведениях, которыми живет школа. И вчера, и сегодня, и завтра… Какие новшества мы только не внедряли за последнее 20-летие… Что-то прочно вошло в жизнь, что-то пришло и ушло. Но вот глубокого анализа результатов внедрения от авторов идей мы так и не услышали. Вот это тревожит по-настоящему. Значит от дальнейших трудностей не застрахованы. И еще пугает какая-то тотальная боязнь признания ошибок. А разве это слабость? Разве не это сила?

 

«Детство надо защищать от многих взрослых — корыстных, лживых, трусливых»

Зинаида Ефлова. Фото Марии Голубевой
Зинаида Ефлова. Фото Марии Голубевой

Зинаида Ефлова, кандидат педагогических наук, заместитель директора, заведующая лабораторией теории и практики развития сельской школы института педагогики и психологии ПетрГУ:

1. Значительных и сущностных изменений не жду. В течение последних лет в образовании была заведена, поехала и едет большая «машина-махина инноваций». Назад она не повернёт, поскольку задний ход не работает, да и не бывает дороги назад. С переключением, опять же, проблемы. Но главное, потому она то ли едет, то ли скачет по колдобинам, что затрачено на неё много денег, материалов, людей… «Водителям» особенно жалко денег, а вот людей не жалко. Примеров тому превеликое множество, к сожалению.

 

2. Обнадёживает, что всё больше обычных нормальных людей понимают, что ждать сверху нечего, что у себя на местах действовать нужно самим. Добровольные объединения, ассоциации и движения… Да просто соседи соберутся  — общий двор уберут и праздник устроят. Такое из чрезвычайного становится обычным. Это обнадёживает.

Однако в этих явлениях пробуждения социальной активности опасаюсь пиарщины и псевдо-волонтёрства. Добрая воля — истинное добровольчество шумиху не приемлет. Спокойное оно, скромное, не за деньги и славу.

 

3. Помните, 2010-й год был объявлен Годом Учителя? Каких только неприятностей у учителей в тот год не было!.. Непонятки с новым начислением зарплаты по  «показателям эффективности», пиар-компании с пригревом кучки избранных/приласканных при одновременном игнорировании тысяч незамеченных/обиженных педагогов, обострение конфликтов в педколлективах, желтизна учительской темы в публикациях СМИ, после которых хоть на работу не ходи — стыдно. Думаю, не я одна желала скорейшего завершения того года.

Сейчас про стартовавшее Десятилетие детства беспокоюсь. Не хочу, чтобы с детством наших детей подобное произошло в рамках новой кампании. А тенденции есть, увы.

Ясли снова  и срочно открываем, когда и специалистов по раннему возрасту за последние десятилетия растеряли, а базу разрушили.

Инклюзивное образование в детском саду, в школе, в СПО и в вузе массово реализуем без психологов, дефектологов, спец. педагогов…, после «оперативной», часто дистанционной, то есть кое-какой переподготовки учителей или даже без таковой.

Продекларированную индивидуализацию образования осуществляем при наборе в дошкольные группы более 25 детишек на 1,5 воспитателя (это кто такой?), а в школьные классы — более 30 учеников на 1 учителя.

Набирает обороты «школяризация» дошкольного образования (А. Асмолов).

Можно продолжить…

Антидетство (А. Адамский) — наша реальность. А программа Десятилетия детства формальная, мероприятийная — невнятная.

В общем, в нашей действительности детство надо защищать! От кого? От многих из нас, взрослых, — корыстных, лживых, трусливых.