Образование, Школа и вуз

Спасти школьников от гиподинамии

Фото: Ольга Крыльцова
Фото: Ольга Крыльцова

Нужно незамедлительно менять способ обучения детей и в садах, и в школах, переходя на динамический процесс – стоя-сидя.

Как меня поражает одна человеческая особенность! Мы сначала создаем для себя трудности, а потом мучительно начинаем искать пути для их преодоления.

Огромной, кстати, не только у нас, становится проблема переутомления детей, особенно младших школьников. Причин для этого очень много. Возросший темп жизни, огромный поток информации, бесконечные реформы образования, которые не приводят к улучшению ситуации со здоровьем школьников, а лишь ее усугубляют, к этому прибавьте бесконтрольное использование гаджетов и компьютеров, зависание в компьютерных играх и социальных сетях. А отсюда огромный бич современности, как у взрослых, так и детей, – гиподинамия (отсутствие достаточной двигательной активности). Это прямой путь к разрушению здоровья. Недаром, в последнее время об этом говорят и трубят во весь голос.

Еще в 70-х годах XX века русский врач, ученый и педагог-новатор В.Ф. Базарный подчеркнул необходимость и важность движения, особенно для ребенка.

Он наметил пути решения этой проблемы, предложив уйти от сидения за партой во время урока, придумал специальную мебель – конторки, для проведения урока стоя.

Причем он не считает, что стоять нужно весь урок. Это система называется у Базарного«смена динамических поз». У ребенка должна быть своя конторка и стульчик. И он сам определяет время, когда он хочет постоять, а когда сесть. Но там, где место и количество детей не позволяет каждому ребёнку поставить свою конторку и стульчик, дети, как правило, меняются каждые 20 минут. Базарный считает, что дома тоже лучше выполнять часть домашних заданий стоя. Но для этого нужно оборудовать специальное рабочее место, подобрав высоту конторки. Кстати, ее можно сделать и самим, не обязательно приобретать в магазине.

Источник: infourok.ru
Источник: infourok.ru

Учёный предлагает не просто стоять за конторкой: под ногами у ребенка должен быть специальный массажный коврик. И стоит он на нем без обуви.

Давайте попробуем заглянуть в наши школы и посмотреть, используются ли там эти технологии и технические средства, предложенные Базарным (к слову, эти технологии и технические средства являются единственными в стране, которые получили санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора). Уверяю вас, в большинстве наших школ вы их не увидите! Хотя учебная мебель «конторка» и связанное с нею обучение в режиме «динамических поз», предложенные Базарным более 30 с лишним лет назад, были в 2010 году включены в СанПиНы.

Но почему принятые еще в 2010 году правила просто игнорируются?

На этот вопрос невозможно ответить. Когда я пришла в один из самых успешных лицеев нашего города проводить семинар по здоровьесбережению в школе и начала рассказывать про систему Базарного, про удивительные результаты оздоровления с помощью его довольно-таки простых и доступных методик, учителя смотрели на меня такими глазами, что я поняла: они не только не слышали о Базарном и его системе, но и не особенно задумывались об этих проблемах.

Нет, конечно, когда пошла волна и несколько лет назад все заговорили об устрашающем ухудшении здоровья детей в процессе обучения в школе, учителя стали применять в лучшем случае физкультминутки. Не более того. Причем, больше всего в начальной школе. «А как заставить старшеклассников подняться и делать физкультминутку?» — задают учителя вопрос. И сидят наши дети и подростки весь день за партами, в согнутых неудобных позах (еще ведь в телефоне нужно что-то посмотреть и поиграть).

Но, кажется, лед тронулся. Появилось целое общественное движение «Учимся стоя, работаем стоя, живем в движении». В их группе во ВКонтакте уже более 10 тысяч человек.

В Финляндии, где, как считается, одна из лучших систем образования в мире, провели глобальное исследование с 2010 по 2015 годы, с цифрами и фактами, убедительно доказывающее, что нужно незамедлительно менять способ обучения детей и в садах, и в школах, переходя на динамический процесс – стоя-сидя.

Учителя из нашего города, которые поехали в Финляндию на специальный семинар, посвященный этому исследованию, вернулись полные желания что-то менять. Их убедили всего за два дня семинара, хотя у нас говорят и пытаются пробить эти стены более 40 лет…

Никакие занятия спортом или гимнастикой, как доказывают последние исследования, не компенсируют тот ущерб, который наносит здоровью наша обездвиженность. Пора начать действовать, чтобы помочь себе и нашим детям.

Источникzen.yandex.ru