Образование, Школа и вуз

Проблемы и перспективы сельских школ обсудили в Ярославле

Карельская команда
Карельская команда

Одним из значимых событий весенних школьных каникул 2019 года стала международная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития сельских образовательных организаций» в Ярославле.

Организаторами выступили Департамент образования Ярославской области, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Институт развития образования Ярославской области, Научный центр Российской академии образования на базе ЯГПУ, Ярославская региональная общественная организация «Лидеры сельских школ».

Приглашение на эту конференцию карельские педагоги получили ещё прошлой осенью на Всероссийском научно-практическом форуме «Социально-педагогические технологии в образовании: актуальность, перспективы и тенденции», проводившемся на базе Петрозаводского государственного университета и Пряжинской средней школы. Туда приезжала представительная ярославская делегация (10 человек из 5 сельских школ) во главе с Людмилой Васильевной Байбородовой, доктором педагогических наук, профессором ЯГПУ, известным специалистом в вопросах дидактики и воспитания современной сельской школы. Конечно, ответный визит – дело чести сельских педагогов нашей республики.

Научный комитет ярославской конференции предложил рассматривать сельскую школу как пространство:

— модернизации содержания и образовательных технологий;

— равных возможностей для каждого ребёнка;

— партнёрства и сотрудничества;

— профессионального развития сельского педагога;

— общественных инициатив.

Круг проблем и вопросов, очерченный оргкомитетом, столь широк, что, кажется, включил, если не все, то большинство аспектов жизнедеятельности современных сельских образовательных организаций. Обширный спектр предложений получил широкий отклик.

Участниками ярославской конференции стали более 400 учёных, руководителей образования, сельских педагогов из четырёх стран (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Узбекистан) и из 20 субъектов Российской Федерации. Более 300 человек выступили с результатами исследований, презентовали свой опыт, обсуждали и дискутировали или просто присутствовали на многочисленных мероприятиях.

Кроме традиционного пленарного заседания предложен большой выбор форматов работы: малых пленумов (5), секций (4), круглых столов (6), мастер-классов (14, из которых 7 были выездными в сельские школы Ярославской области). Как видите, это была конференция многих возможностей.

Участники карельской группы целенаправленно расходились и разъезжались по разным мероприятиям, чтобы максимально собрать информацию о том, как стартует программа «Земский учитель» и как идёт обучение в технологии РВГ (разновозрастные группы) на Ярославщине, как формируется коллаборативная модель повышения квалификации сельских педагогов в Вятке, как легализуются образовательные сети в Томской области, в чём заключается полифункциональная подготовка сельских педагогов в вузах Башкирии и Орла, чем отличаются сегодня сельские школы Белоруссии и Казахстана… Конечно, всё это поможет в профессиональном самосовершенствовании самих участников и, прежде всего, в развитии их образовательных учреждений, но многие привезённые материалы будут доступны и популяризированы в нашем регионе.

Кто и что представил от Карелии?

В составе карельской делегации четверо преподавателей Петрозаводского университета и шесть представителей школ – инновационных площадок лаборатории теории и практики развития сельской школы ПетрГУ, участниц Ассоциации сельских школ Республики Карелия из Беломорского, Прионежского, Пряжинского, Пудожского муниципальных районов.

От нашей республики были представлены такие научные наработки и успешные практики:

— STEAM-подход как инновационное развитие педагогической практики (Комарова И.В., Рубахина С.В., ПетрГУ);

— Регионализация подготовки сельских педагогических кадров как запрос опорному вузу территории (Ефлова З.Б., ПетрГУ);

— Базовая кафедра как новый формат взаимодействия «школа – вуз» (Велеславова И.Н., Пряжинская СОШ)

— Неклассно-урочная форма обучения ЛЕНТА – инновационный формат организации обучения в малочисленной школе (Кондратьев А.Б., Пушнинская СОШ);

— Опознанные педагогические объекты Вепсской волости (Коренькова Н.Н., Шокшинская СОШ).

Преподаватели ПетрГУ  С.В. Рубахина, И.В. Комарова, Е.С. Казько на конференции
Преподаватели ПетрГУ С.В. Рубахина, И.В. Комарова, Е.С. Казько на конференции
Доклад на конференции Н.Н. Кореньковой, Шокшинская средняя школа
Доклад на конференции Н.Н. Кореньковой, Шокшинская средняя школа

Резонансом всех выступлений было большое количество вопросов, что означает искренний интерес слушателей, а следствием стали – новые идеи и новые контакты, потенциальные к сотрудничеству.

Представители школы и Этнокультурного центра Пряжинского поселения (И.Н. Велеславова, О.А. Новикова, Т.П. Сеппянен) организовали и провели мастер-класс «Образовательные и социальные эффекты народного социально-педагогического проекта «Судьба человека»». Надо сказать, что работу организаторы мастер-класса выполнили на высочайшем уровне.

Мастер-класс Пряжинской средней школы
Мастер-класс Пряжинской средней школы

В сборник конференции вошли шесть статей из опыта Республики Карелия. Кроме вышеназванного, опубликован опыт Муезерского дома творчества по профориентации в области спортивного туризма (статья Н.Г. Бахаревой и Т.А. Серебрянниковой).

По многочисленным отзывам наших старых и здесь обретённых коллег и друзей, Карелия была представлена достойно.

Что дальше?

В рамках конференции состоялось рабочее совещание Межрегиональной лаборатории дидактики сельской школы, в которую с 2018 года входит и лаборатория теории и практики развития сельской школы ПетрГУ, а ещё подобные научные структурные подразделения вузов и институтов развития образования из Арзамаса, Кирова, Костромы, Орла, Перми, Томска…, конечно, – Ярославля. Состав коллаборации пополнился представительством Белоруссии и Казахстана. Запланированы новые исследования, следующие научно-практические события.

Так, в октябре 2019 сельскую тематику будут поднимать на Нижегородской земле. Научно-практическое событие инициируют и проводят Арзамасский филиал Нижегородского университета и Перевозский муниципальный район. Мы начинаем готовить следующую карельскую команду.

Неформально

Командный выезд на подобные мероприятия – это всегда многослойное/многоаспектное явление. На уровне перечисления. Наша группа, кроме официальной программы конференции, побывала: на пеших экскурсиях «От Красной площади до Остоженки» и «Замоскворечье» в Москве, на автоэкскурсии по историческому Ярославлю; в музеях Н.В. Гоголя (Москва), Н.А. Некрасова (Карабиха), К.Д. Ушинского, Музыки и Времени (Ярославль); посетила Свято-Введенскогоский женский монастырь. А вечерние сборы-рефлексии и дорожные приключения помогли лучше узнать и понять друг друга, способствовали формированию духа товарищества.

Напомню активным и любознательным, что в наших планах есть несколько следующих событий. Следите за информацией.

Зинаида Ефлова на конференции
Зинаида Ефлова на конференции

Фото предоставлены Зинаидой Ефловой