Образование, Школа и вуз

Мобильный учитель

Проект «Мобильный учитель» в Пермском крае. Фото: www.permnews.ru
Проект «Мобильный учитель» в Пермском крае. Фото: www.permnews.ru

Проект «Мобильный учитель» помогает обеспечить педагогическими кадрами школы в отдаленных сельских населенных пунктах.

Продолжаем публикацию результатов исследований студентов ПетрГУ моделей организации образования на селе.

7. Мобильный учитель

Обращаем внимание, что модель «Мобильный учитель» не является самостоятельным вариантом/видом образовательного учреждения, это одна из форм организации образовательного процесса в сельской образовательной организации (школе).

Потребность в мобильном учителе возникает там, где отсутствуют преподаватели каких-либо учебных предметов, где замена и/или совмещение недостающих педагогов-предметников своими кадрами невозможны – кадровые ресурсы школы исчерпаны.

Модель «Мобильный учитель» появилась в 2013 году, когда в Пермском крае стартовал проект с одноименным названием. В 2014 году к данному проекту присоединилась Ростовская область, в 2016 году – Томская.

Цель проекта – обеспечение педагогическими кадрами образовательных учреждений, расположенных в отдаленных сельских населенных пунктах.

Мобильный учитель – это высококвалифицированный педагогический работник, осуществляющий педагогическую деятельность в нескольких отдалённых сельских образовательных учреждениях (организациях), самостоятельно добирающийся к месту работы на служебном автомобиле.

Основные признаки модели:

  • Обычно мобильные учителя проживают в районных центрах и оттуда выезжают для работы в отдалённые сельские школы.
  • Мобильный учитель ведет учебные и внеурочные занятия в нескольких сельских школах.
  • Мобильные учителя отбираются по конкурсу, где важными критериями являются: высокое качество обучения его учеников; стаж работы учителем не менее 5 лет; наличие водительских прав категории B и водительского стажа не менее 3 лет.
  • Муниципалитет приобретает для мобильного учителя автомобиль и выделает средства на его обслуживание.

На старте проекта «Мобильный учитель» Татьяна Акимова, начальник отдела организационно-правовой и кадровой работы Министерства образования Пермского края, говорила: «Проект очень конкретный и имеет четкую цель – приобрести автомобили для учителей, с тем, чтобы повысить «мобильность» педагога. Учитель, по нашим планам, будет преподавать в отдаленных сельских пунктах, где в школах не хватает преподавателей каких-то предметов. В сельских школах, к примеру, часто встречаются вакансии преподавателя английского языка. Учитель живет в городе или райцентре, и, имея автомобиль, он, по договоренности со школой, будет выезжать в отдаленное учебное заведение и преподавать какое-то количество часов, которое у них находится на вакансии. Это может быть одна школа или несколько школ. Маршрут передвижения учителя составят муниципальные образования в зависимости от потребности в предметниках» [15].

Проект «Мобильный учитель» в Пермском крае отличается от других программ привлечения учителей в сельскую местность: осуществляется 25-процентная надбавка, есть разные доплаты для работы в сельской местности; автомобили, которые используются в рамках этой программы, пять лет находятся у педагога на безвозмездной основе, также учитель может использовать машину в личных целях. Обслуживает машину полностью, включая техосмотр, бензин, запчасти и так далее, муниципалитет. Это на паритетных началах. Учитель только ездит. В собственность предполагается ее отдать после пяти лет [5].

Как показала практика, модель оказалась удачной. Эксперимент признан успешным, он расширился в самом крае и вышел за его границы.

Образовательные эффекты модели:

  • Снижение потребности в педагогических кадрах в сельских образовательных учреждениях.
  • Помощь малочисленному коллективу учителей в отдаленных населенных пунктах в обучении и воспитании школьников.
  • Повышение качества образования у учащихся сельских образовательных учреждений.
  • Возможность применения инновационных технологий в работе с детьми (например, благодаря мобильному учителю открыт кружок робототехники в Симской средней общеобразовательной школе Соликамского района Пермского края).

Модель ещё не проанализирована и не описана учёными и методистами, пока она представлена в видеосюжетах и публикациях СМИ (см. литературу и источники).

Полезно познакомиться с опытом нормативно-правового и материально-технического обеспечения реализации этой формы организации образовательного процесса в сельской школе, который можно найти на официальном сайте Министерства образования и науки Пермского края в виде документов Правительства и распоряжений ведомства образования.

Модель «Мобильный учитель» видится актуальной и перспективной для системы образования в сельской (негородской) местности Карелии. Примеры приезжающих учителей-предметников и даже руководителей сельских школ имеются во многих районах республики. Однако без специальной поддержки и соответствующих управленческих решений отдельные успешные случаи не решат все кадровые проблемы сельской школы.

 

Адреса опыта:

Российская Федерация:

  • Документы и материалы проекта «Мобильный учитель» Правительства и Министерства образования и науки Пермского края / Официальный сайт Министерства образования и науки Пермского края. URL: https://minobr.permkrai.ru/activity/mob/ (дата обращения 21.04.2019).

Литература и источники:

  1. Ветлугина В. Мобильный учитель: видеосюжет. 31 августа 2017 года. URL: https://www.youtube.com/watch?v=XS3Jv3nUGxo (дата обращения 21.04.2019).
  2. В Прикамье успешно реализуется проект «Мобильный учитель»: видеосюжет // Телекомпания ВЕТТА. 26 октября 2016 года. URL: https://www.youtube.com/watch?v=AA1NA1ahq8g (дата обращения 21.04.2019).
  3. В Соликамском районе успешно реализуется проект Мобильный учитель: видеосюжет // Соликамский район. 31 октября 2016 года. URL: https://www.youtube.com/watch?v=JFfIvNc55p4 (дата обращения 21.04.2019).
  4. В Томской области определены участники программы «Мобильный учитель»: видеосюжет // Томское время. 1 сентября 2016 года. URL: https://www.youtube.com/watch?v=nmH24DzXZyQ (дата обращения 21.04.2019).
  5. Мобильные учителя в Пермском крае должны повысить качество образования в сельских школах: видеосюжет // 1-й канал. 10 сентября 2013 года. URL: https://www.1tv.ru/news/2013-09-10/57647-mobilnye_uchitelya_v_permskom_krae_dolzhny_povysit_kachestvo_prepodavaniya_v_selskih_shkolah (дата обращения 21.04.2019).
  6. Мобильный учитель: видеосюжет // Пермский край. FMVideo. 18.09.2015. URL: http://fmvideo.tv/index.php/allnews/tmtvnews/1038-tv150918-mu
  7. Мобильный учитель // Умный №38. 2014. URL: http://www.iddosug.net/articles?art=4677 (дата обращения 21.04.2019).
  8. Мобильный учитель // Учительская газета, №51 от 20 декабря 2016 года. URL: http://www.ug.ru/archive/67978 (дата обращения 21.04.2019).
  9. Мобильный учитель приедет в сельские школы: видеосюжет // Телекомпания ВЕТТА. 28 августа 2013 года. URL: https://www.youtube.com/watch?v=jA2VH_DaLlM (дата обращения 21.04.2019).
  10. Мобильный учитель Светлана Мусихина: видеосюжет // КРИТ-ТВ. 5 ноября 2014 года. URL: https://www.youtube.com/watch?v=MF4lzyUAqfk (дата обращения 21.04.2019).
  11. Первомайский район принял участие в проекте Мобильный учитель: видеосюжет // Вести. Провинциальные вести. 7 сентября 2016 года. URL: https://www.youtube.com/watch?v=pb1jo-G-Niw&t=2s (дата обращения 21.04.2019).
  12. Попов Р. Мобильный педагог. Учителей сельских школ снабдят автомобилями // Smart News. 19.06.2013. URL: http://smartnews.ru/regions/perm/8014.html (дата обращения 21.04.2019).
  13. Раиса Кассина: 25 «мобильных учителей» сейчас курсируют по Пермскому краю. И только один был отказ за все это время: Интервью с Р. Кассиной, министром образования и науки Пермского края // ОРТ. 16 января 2017 года. URL: https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana/proekt-mobilnii-uchitel-24620.html (дата обращения 21.04.2019).
  14. Универсальный учитель: кто такие мобильные педагоги и для чего они нужны // ТАСС. 17 февраля 2017 года. URL: https://tass.ru/v-strane/4024421 (дата обращения 21.04.2019).
  15. Учителей сельских школ снабдят автомобилями // Td Молодёжный интернет-журнал МГУ. 20.06.2013. URL: http://www.taday.ru/text/2096872.html

 

Информацию подготовили студентки 4-го курса кафедры теории и методики начального образования Института педагогики и психологии ПетрГУ:

Виктория Сорокина, Екатерина Харламова,  Екатерина Хохлова