Образование, Учитель

Памяти Валентины Пословой

Валентина Ивановна Послова (вторая справа) с коллегами
Валентина Ивановна Послова (вторая справа) с коллегами

Коллеги вспоминают Валентину Ивановну Послову, профессиональная жизнь которой была посвящена 24-й школе города Петрозаводска.

Ее сердце перестало биться  в конце апреля.

Валентина Ивановна Послова родилась 26 октября 1935 года в Петрозаводске. В 1954 году окончила Петрозаводское педучилище, а в 1962-м – Карельский педагогический институт по специальности учитель истории средней школы.

Свою трудовую деятельность Валентина Ивановна (тогда ее фамилия была Лушникова) начала учительницей начальных классов средней школы № 1 Петрозаводска. Директором Валентина Ивановна стала в 1970 году.

Вот что вспоминает о Валентине Ивановне Инна Николаевна Тихонова, выпускница 1987 года, ныне учитель лицея №40:

«Я пошла в школу 1 сентября 1979 года. Праздничная линейка сменилась каждодневными уроками, шумными переменами, общением с одноклассниками, знакомством со школьным миром.

Каждое утро я входила в здание школы, раздевалась в гардеробе и точно знала, что за ним есть белая дверь с табличкой «Канцелярия. Директор». Я не была там, но почему-то надпись меня пугала. Вскоре я увидела немолодую строгую женщину с пышной прической и поняла, что это и есть директор. Иногда она, это была Валентина Ивановна Послова, ходила по школе, заходила в кабинеты, здоровалась с учителями и учениками. Взгляд у нее был сосредоточенный, внимательный. Казалось, что она видит тебя насквозь.

Валентина Ивановна разбиралась с хулиганами, улыбалась отличникам и знала имя каждого ученика, который учился в школе. Я ее не боялась. Если мы хотели провести общешкольную дискотеку, дополнительно поучаствовать в сборе макулатуры, придумать школьную радиопередачу (тогда в каждом кабинете была радиоточка) — всегда, пожалуйста. Но она следила, чтобы школьные дежурные выполняли свои обязанности (тогда было принято мыть пол на этажах и на лестнице; на первом этаже была широкая полоса белого линолеума — ни одной черной полоски не должно было быть), комсомольское собрание должно было соответствовать всем пунктам плана, а молодые учителя — комсомольцы всегда помогали школьному комсомолу. Летом каждый ученик отрабатывал на пришкольном участке.

Валентина Ивановна вела уроки истории в 8 и 9 классах. Дверь в кабинет всегда открыта, в классе идеальная тишина, слышен ее громкий голос, четко, ясно и просто объясняющий, что происходит в мире. Я помню, что к уроку всегда было что-то задано. И никогда не возникало мысли, что можно это не выучить. Но и требования были вполне реальными.

Валентина Ивановна, как мне кажется, бережно относилась к своему коллективу. Я не помню текучки в педагогическом коллективе. Почти все учителя были немолодыми, опытными. Между собой они были дружны, и не было, наверное, между ними вражды, зависти, недопонимания. Мне как ребенку так казалось. Я никогда не слышала, чтобы кто-то о ком-то плохо или некорректно сказал в присутствии детей.

А еще оказалось, что с директором я живу в одном доме. Часто видела, что она поздно возвращается домой, иногда с кем-то из учителей. По выходным как образцовая бабушка Валентина Ивановна гуляла с коляской, у нее родился внук. Она всегда здоровалась, приветливо улыбалась, была доброжелательной соседкой.

Вот прошли годы. И теперь я, выпускница ПетрГУ, стою на пороге кабинета с этой знакомой надписью. А Валентина Ивановна, почти не изменившаяся, с той же кудрявой челкой, со строгим взглядом, говорит о требованиях к работе учителя.

В школе № 24 я как молодой педагог чувствовала наставничество своих опытных коллег и директора. Валентина Ивановна стала ходить на мои уроки, давать советы, хвалить за удачные моменты, спрашивать обо всем. Теперь я стала бывать в этом кабинете, когда сдавала четвертные отчеты, проходила свою первую аттестацию, показывала тематические планы. Она посоветовала поучаствовать в Творческом конкурсе учителей, обсуждала темы выступлений на методическом объединении. Главное — всегда была рядом как помощник, коллега. Наставник и директор.

Наша школа была неполной средней, детей в 90-е годы было мало, и все мы (и учителя, и дети) знали друг друга в лицо и по имени. Внутри педагогического коллектива не было размолвок. За эти 4 года было много юбилеев (в том числе и у Валентины Ивановны), кто-то из сотрудников и технического персонала ушел из жизни (всегда помогали с организацией похорон).

Но вот настал 1998 год. Встал вопрос об объединении неполной средней школы № 24 и лицея №40. Мне кажется, Валентине Ивановне было непросто убедить коллег в необходимости принять это решение. И она, директор, столько лет руководивший этой школой, своим детищем, тоже уходила с должности руководителя. Но всё было сделано убедительно и бесконфликтно.

Теперь мы с ней виделись редко. Но когда встречались, вели больше разговоры не на официальном уровне, а самые простые человеческие.

Наверное, для многих учившихся в школе №24 в 70-80-90-е годы, и учителей, работавших в ней, это учебное заведение ассоциируется с Валентиной Ивановой Пословой, ее директором, человеком слова, требовательным руководителем, справедливым учителем, мудрой женщиной, нежной мамой и внимательной бабушкой. Память о ней живет в сердцах многих петрозаводчан».

«С благодарностью вспоминаю время совместной работы с Валентиной Ивановной, — говорит Алла Ивановна Кашкарова, директор лицея № 40 с 1986-го по 2002 годы, – помню и ценю ее умение спокойно и по-деловому решать сложные проблемы, работать с детьми и взрослыми».