Образование, Школа и вуз

Агрошкола. Кто рискнёт и возьмётся?

В агрошколе
В агрошколе

В современной России агрошколы встречаются повсеместно – как в южных, так и в северных регионах. Агрошкола позволяет школьнику попробовать себя в сельскохозяйственных профессиях, примерить на себя сельский образ жизни как перспективную и успешную жизненную стратегию. В Карелии нет ни одной такой школы.

Продолжаем публикацию результатов исследований студентов ПетрГУ и специалистов моделей организации образования на селе.

13. Агрошкола

В различных областях и регионах нашей необъятной Родины руководители и педагоги школ, ученые и практики ищут и апробируют наиболее рациональные пути, методы и содержание общего образования. Сюда входит и поиск «своей школы», соответствующей запросам многих – самого школьника, его родителей и педагогов, жителей территории, региона и всей нашей страны.

История и современная практика показывают: от сельской школы в значительной степени зависит социально-экономическое развитие её ближайшего окружения и, если мыслить масштабнее, то аграрного сектора нашей экономики в целом.

Обучение сельских детей и подростков, приближенное к жизни, их участие в производительном труде формирует у юных сельчан стремление к самостоятельному приобретению знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и труда в условиях сельской местности. В системе образования современной России есть примеры, когда сельская школа целенаправленно расширяет и обогащает представления и опыт жизнеустройства школьников на своей малой родине – ведения собственного домашнего хозяйства, организации сельскохозяйственного производства, сельского образа жизни.

Организационные модели таких сельских образовательных организаций обычно имеют названия «агрошкола», «агролицей», «агрообразовательный комплекс» и др. Изучение деятельности этих школ позволяет сделать некоторые обобщения.

Агрошкола – это (государственное или муниципальное общеобразовательное учреждение – сельская школа) комплекс, объединяющий усилия педагогов, социума, высших учебных заведений и научных учреждений для развития личности сельского школьника, школа воспитания будущего гражданина и сельского жителя с большим образовательным потенциалом, способного самостоятельно формировать собственную интеллектуальную и преобразующую деятельность. Агрошколы отражают специфические проблемы сельской школы, сельской семьи, жизнь и труд сельских жителей (Г.М. Фёдоров) [6].

Другими словами, агрошкола – это такая система образования, при которой наряду с получением общего образования, изучаются специализированные профессионально направленные на деятельность агропромышленного комплекса предметы.

Воспитательная идея модели заключается в формировании качеств «рачительного хозяина своей земли» (Владимирская и Ярославская области) через предпрофильное и профильное образование, через приобщение к работе на земле и в природе с детства. Таким образом, обучение в агрошколе предполагает не только общетеоретические разнопредметные знания, но имеет профессионально ориентационный характер [2].

Создание и поддержка данной модели школы со стороны государства и общества может повысить престиж сельскохозяйственного труда и агропромышленного комплекса в целом, что на сегодняшний день как никогда является важным.

Такая модель школы требует достаточной материально-технической базы и особой инфраструктуры, поскольку предусматривает не только современные педагогические, но и современные аграрные технологии. В агрошколе, наряду с базовыми, вводятся профильные учебные предметы, например, основы агрономии, основы животноводства, сельскохозяйственная техника. Образовательный процесс предусматривает учебные практики в поле, в саду, на фермах… В расписании основной и старшей ступени элективные предметы, проектная и исследовательская деятельность.

Для организации образовательной деятельности агрошкол необходимы наличие водоема, выделение земельного участка, сенокосных земель, пастбищ. В хозяйстве образовательной организации должны быть сельскохозяйственная техника, тепличные хозяйства, поголовье сельскохозяйственных животных, разнообразный инвентарь и иное имущество. Также наряду с педагогическими работниками, в образовательном процессе участвуют и мастера производственного обучения – специалисты: агрономы, зоотехники, ветеринары и др.

Несмотря на организационно-педагогические, материально-технические и иные трудности, в современной России такая модель встречается повсеместно – как в южных, так и в северных регионах.

Так, в Республике Саха (Якутия) в арктической агропромышленной зоне действует порядка 79 агрошкол, в которых обучаются 11 тысяч детей. Здесь агрошколы развиваются в направлении традиционных видов хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера: оленеводство, рыболовство, охота, коневодство, собирательство, разведение крупного рогатого скота, а также земледелие и даже пчеловодство [5], [6], [7].

Другой пример, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Татановская средняя общеобразовательная школа» Тамбовской области – одна из первых агрошкол России. Работа с детьми начинается еще с дошкольного возраста, то есть с 5,5 лет. В школе детей приобщают к земле, к посильному труду вместе со старшими. В начальной и средней школе ученики уже на опытных участках начинают реализовывать свои исследовательские проекты. Школьники из старших классов тесно сотрудничают с социальными партнерами учреждения – преподавателями Мичуринского аграрного университета, техникума и будущими работодателями из сельскохозяйственных предприятий. Кроме того, в агрошколе организована такая форма обучения, как колледж-класс.

Преимущество такой формы состоит в том, что обучение по базовым предметам проводят школьные учителя, а по специализированным – преподаватели техникума. После двух лет обучения школьники проходят 1-й курс техникума и получают сертификаты и удостоверения, например, на право вождения трактора [3].

Еще один пример. С сентября 2015 года в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 города» Усть-Лабинска (Краснодарский край) действует агрокласс. Ключевыми направлениями работы профильного аграрного класса является изучение школьниками основ ведения малого бизнеса и предпринимательства в агропромышленном секторе. Участвуя в организационно-деятельных проектах, играх, экскурсиях, дискуссиях, создавая электронные презентации, исследовательские работы, бизнес-планы и т.д., учащиеся профильного аграрного класса знакомятся с основами экономики, менеджмента, права, экологии и сельского хозяйства.

Обучение позволяет школьникам познакомиться с лучшим мировым опытом ведения агробизнеса, с аграрным законодательством и основами рационального природопользования в рамках производства конкурентоспособных, экологически безопасных технологий и продуктов питания. В рамках курса школьники изучают основы маркетинга и организации предпринимательской деятельности в разных формах. Обучение способствует целенаправленной подготовке учащихся к поступлению в высшие учебные заведения аграрного профиля. Наряду с этим, предполагается теоретическое и практическое знакомство с возможностями ведения агробизнеса в Краснодарском крае, правовые и экономические аспекты индивидуального сельскохозяйственного предпринимательства. Кроме того, обучение в профильном классе предполагает теоретическое и практическое знакомство с широким спектром профессий, связанных с аграрным сектором [4].

Кроме вышеуказанных примеров, агрошколы успешно действуют в Белгородской, Воронежской, Калужской, Липецкой, Ленинградской, Рязанской областях, в Ставропольском крае и в Республике Крым [1],[2].

Существует в стране и общественное движение «Ассоциация «Агрошколы России», которое ведёт активную работу по поддержке такой модели обучения и воспитания, как агрошкола [1].

На мой взгляд, создание агрошкол как вида/модели сельской школы нужно оценивать только положительно. Сегодня мы сталкиваемся с тем, что подрастающее поколение мало или совершенно не приспособлено к труду, не имеет представлений и намерений организовать свою жизнь у себя на малой родине. Образовательная деятельность агрошколы позволяет школьнику попробовать себя в профессиях сельскохозяйственной сферы, примерить на себя сельский образ жизни как перспективную и успешную жизненную стратегию.

Особую актуальность образовательная деятельность агрошколы приобретает, когда растёт необходимость в импортозамещении, в развитии национального сельского хозяйства. Развивать же агропромышленный комплекс завтра предстоит сегодняшним сельским школьникам.

 

Литература и адреса опыта:

  1. Агрообразование в России: опыт и перспективы развития // Сайт общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание». 03.2015. – URL: http://www.sobrpedagog.ru/federalnye-novosti/477-agroobrazovanie-v-rossii-opyt-i-perspektivy-razvitiya.html
  2. Агрошколы: хватает ли их выпускников для работы в АПК страны? / Видеоматериал передачи «Школа 21 век» канала ОТР. – URL: https://otr-online.ru/programmi/shkola-vek/agroshkoli-hvataet-li-46123.html
  3. Официальный сайт муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Татановская средняя общеобразовательная школа» Тамбовская обл., с. Куксово. – URL: http://tatanovo.68edu.ru/
  4. Официальный сайт муниципального казенного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 4 муниципального образования Усть-Лабинский район, г. Усть-Лабинск, Краснодарский край. – URL: http://school-4ul.ucoz.ru/index/agroklass/0-47
  5. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) «О развитии агрошкол и подсобных хозяйств образовательных учреждений Республики Саха (Якутия) № 107 от 24.03.2009 //Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации «Консорциум КОДЕКС». – URL: http://docs.cntd.ru/document/815000684
  6. Федоров Г.М. Особенности организации образовательной деятельности в агрошколах, расположенных в местах тардиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) [Текст] // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 10 (часть 9) – С. 2068-2074. [Электронный ресурс] – URL: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=32590
  7. Федоров Г.М. УМК «Традиционное хозяйство» как средство воспитания и социализации детей [Текст] // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 10. – С. 139-143. / [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/v/umk-traditsionnoe-hozyaystvo-kak-sredstvo-vospitaniya-i-sotsializatsii-detey

 

Информацию подготовила выпускница 2019 года кафедры теории и методики начального образования института педагогики и психологии ПетрГУ Софья Кузькина 

 

Примечание от Зинаиды Ефловой, кандидата педагогических наук, ПетрГУ:

К сожалению, в статье нет ни одного примера из современных практик образования нашего региона. Увы, в Карелии нет агрошкол. Отсутствует и информация о создании агропромышленного, сельскохозяйственного, лесного или иных негородских профилей в старших классах сельских школ республики.

А ведь такой опыт у нас был, и не так давно! Действующие карельские педагоги помнят, как гремела добрая слава о пришкольном участке школы пос. Мелиоративный, побеждавшем на республиканском и российском уровнях. Этот пришкольный участок и сейчас один из лучших, но агропрофиля в школе нет. Как нет больше подготовки трактористов и водителей в Пряжинской и Эссойльской школах, фермеров – в Коткозерской, а грамотных лесопользователей и природоохранителей – в школьных лесничествах Гирваса и Заозерья. Последней в реализации ориентации образовательного процесса на сельский труд и агропрофессии, на моей памяти, сдалась средняя школа пос. Шуя, когда по указанию тогдашней муниципальной власти вывели со школьной мини-фермы свиней и корову, разнесли по домам школьных кроликов…

Школьные поля и огороды зарастают бурьяном, а пришкольные участки (там, где ещё остались педагоги-энтузиасты) неумолимо сокращаются в размерах. Между тем, в Петрозаводском университете набор на агропрофили – известная застарелая проблема…

Может быть, модель агрошколы, да ещё при поддержке вуза, это то, что реально может помочь сельским ребятам стать рачительными хозяевами своей земли? Кто рискнёт и возьмётся?