Образование, Школа и вуз

Сельская школа: сохранить нельзя закрыть

В школе поселка Новая Вилга Прионежского района. Фото Марии Голубевой
В школе поселка Новая Вилга Прионежского района. Фото Марии Голубевой

Более половины школ Карелии — сельские: 100 из 199. С начала века 86 сельских школ закрыто.

День сельской школы в восьмой раз провели в Карелии. Учителя и директора вновь собрались для обсуждения острых проблем и обмена опытом.

День сельской школы инициировала Ассоциация сельских школ Карелии.

– Дни сельской школы – это два дня в году, когда сельские школы и их педагоги встречаются как равные и достойные. У нас нет привычки делить образовательные организации на те, что с «низким качеством образования» или априорной провинциальной отсталостью. Здесь представители сельских школ, директора образовательных организаций убеждаются, что они могут быть крутыми, успешными, сильными и не одинокими, – рассказала «Учительской газете» Зинаида Ефлова, исполнительный директор Ассоциации сельских школ. 12 лет назад она создала Лабораторию теории и практики развития сельской школы при Карельской государственной педагогической академии, теперь она работает при ПетрГУ.
В ходе круглого стола руководители школ говорили о сокращении 10-11-х классов в сельских школах, у которых есть лицензия на преподавание. Представители Пудожского района рассказали:

— По документам школа средняя, но открыть десятый класс для двух-трех человек не позволяют.

Ученики, имеющие такую возможность, переезжают в города для поступления в колледжи. А ребята, которые остаются в поселках и деревнях, из-за сокращения количества учеников не могут продолжить обучение в школе.

— Не исключаю, что и в нашей школе спустя пару лет не будет 10-11-х классов, – поделилась опасениями Екатерина Евсеева, директор средней школы села Ведлозеро. Несмотря на то что школа располагается в добротном кирпичном здании, что есть учителя, второй год вопрос комплектования старших классов здесь стоит достаточно остро.

Первый день прошел в Карельском институте развития образования
Первый день прошел в Карельском институте развития образования
Петрозаводские эксперты напомнили, что в столице Карелии при педагогическом колледже существует Центр дистанционного образования РК. Структура создана более пяти лет назад, в том числе под задачу дистанционного обучения в оперативных случаях, когда, например, нет педагога нужной специальности в дальней школе. Но ни о деятельности центра, ни о результатах его работы вразумительной информации так и не прозвучало, хотя в зале присутствовали представители Минобразования региона и педколледжа. О возможности получить такую помощь многие из представителей сельских школ вообще услышали впервые.

 

Вызывает беспокойство у образовательного сообщества республики ситуация в средней школе №1 поселка Шуи. По информации педагогов, директора Андрея Анастасьева в устной форме предупредили об увольнении из-за скандала, разразившегося после того, как учитель школы выступила с критикой организации детских соревнований в районе. Местные жители и коллектив школы активно выступили против этого управленческого решения, но учредитель имеет право уволить руководителя школы по второму пункту статьи 278 Трудового кодекса РФ. Ситуацию взяли на контроль в Ассоциации сельских школ Карелии.

Обеспокоенность коллег вызывает положение в поселке Луусалсми Калевальского района, где в ноябре 2019 года сгорела школа. В поселке подготовлены новые помещения для школы и детского сада, но разрешение на ведение образовательного процесса пока не получено. Дети четвертый месяц обучаются на дому.

Сергей Сенькин, московский эксперт
Сергей Сенькин, московский эксперт
Проблемы сельских школ затронул Сергей Сенькин, кандидат технических наук, инженер информационных технологий в сфере культуры из Москвы, который специально приехал в Петрозаводск, чтобы выступить перед учителями республики. Выступление «Сельская Карелия и её школа в эпоху перемен» вызвала интерес и живой отклик у слушателей. Сергей Сенькин пояснил, что в силу сугубо личных причин (Сергей Сенькин — уроженец Петрозаводска, сын бывшего первого секретаря Карельского обкома КПСС Ивана Сенькина. — Ред.) он давно следит за происходящим в республике. Одно из его предложений касалось того, какие школы необходимы Карелии:

– Это должны быть не обогреваемые коробки типа фельдшерско-акушерских пунктов, а современные сооружения, ориентирование на воспитание и обучение детей, со всеми условиями на уровне лучших городских – отоплением, канализацией, за исключением, может быть, только бассейна, – убежден Сергей Сенькин.

По его мнению, строить школы за городом можно из дерева по специальным проектам, профессиональными бригадами, работниками которых должны быть жители сельских районов, прошедшие профильное обучение.

Осенью 2018 года в Карелии построили новую школу на 330 человек в поселке Ледмозеро Муезерского района. Ее директор Алла Фалькова рассказала, что есть проблемы, например, высокие коммунальные платежи и отсутствие воды. Вода в поселке не соответствует требованием надзорных служб. У школы до сих пор нет собственного автобуса, на котором ученики могли бы выехать на соревнования, культурные события и экскурсии. Транспорт необходим и для подвоза школьников из соседнего поселка Тикша.

Эмоционально обсуждая трудности, участники искали возможности для их решения. Знакомясь с опытом сетевого взаимодействия, педагоги узнали о ресурсах Школьной лиги РОСНАНО, которая помогает развивать естественнонаучное образование. Школа №2 Петрозаводска «Источник» представила целый кейс технологий, связанных с развитием читательских компетенций.  Информация доступна на сайте школы всем, кто готов уделить внимание этой теме и присоединиться в формате вебинаров и дистанционного сотрудничества.

В Ассоциации сельских школ Карелии считают, что такого рода встречи помогают учителям и директорам решать проблемы и искать ресурсы самостоятельно, находя поддержку в сотрудничестве и совместной работе с коллегами. Важно, что здесь не уклоняются от обсуждения трудностей.

— Проблемы решаются только тогда, когда облекаются в слова, – уверена Татьяна Танцева, председатель Совета Ассоциации сельских школ Карелии.

 

Рекомендации участников Круглого стола будут выложены после их доработки рабочей группой.

Участники Дня сельской школы. Фото Марии Голубевой
Участники Дня сельской школы. Фото Марии Голубевой
Источник: Мария Голубева, www.ug.ru

 

От редакции «Лицея». Почему мы дали публикации такой заголовок — «Сельская школа: сохранить нельзя закрыть»?.  Потому что будущее сельских школ в республике покрыто мраком неизвестности. До сих пор непонятна позиция правительства Карелии, Министерства образования республики в отношении сельских школ. На словах с высоких трибун декларируется внимание к ним, сообщается о финансовых вливаниях в реконструкцию и даже о возможном строительстве новых школ. А на деле — первые лица нашей власти проигнорировали собрание самых активных и деятельных сельских педагогов. Это наводит на грустные размышления о том, где же ставить запятую во фразе «Сельская школа: сохранить нельзя закрыть».

 

А ведь лаборатория сельской школы ПетрГУ во главе с Зинаидой Ефловой разработала 21 модель сохранения сельской школы! В «Лицее» мы опубликовали 13 моделей. Вот, например, агрошкола, которая «позволяет школьнику попробовать себя в сельскохозяйственных профессиях, примерить на себя сельский образ жизни как перспективную и успешную жизненную стратегию. В Карелии нет ни одной такой школы».

Складывается впечатление, что педагогическая сельская общественность и власть, исполнительная и законодательная,  все дальше расходятся друг от друга. Пустые бессодержательные выступления их представителей на Дне сельской школы — лишнее тому подтверждение.