Реформы

Педсовет в интерактивном режиме

 
{hsimage|Обсуждение закона об образовании на одной из секций ||||} На Республиканском педсовете 30 августа учителя на редкость горячо  обсуждали проект нового закона «Об образовании». Они  настаивают на том, что зарплата учителей должна быть не  ниже уровня средней зарплаты по экономике  в России, а не в субъекте РФ, как предлагает законопроект. Неравенство в зарплатах в разных регионах учителя считают несправедливым.
Обсуждение шло в интерактивном режиме — все предложения тут же размещались на сайте Института повышения квалификации работников образования. В ИПК в первой половине дня 30 августа работали шесть секций. Высказать свое мнение о законопроекте, предложить иную редакцию той или иной статьи собрались 327 учителей Карелии.  Внесли 41 предложение в законопроект –  плюс к имеющимся 19-ти, которые были высказаны раньше.
{hsimage|Любовь Кондратьева (слева) и Елена Лоцман|right|||} В секции «Школьное образование» обсуждение статьи о правах и обязанностях педагогических работников провели Любовь Кондратьева из Прионежского района и Елена Лоцман из Петрозаводска. Полемика разгорелась вокруг положения о том, что продолжительность рабочего времени не должна превышать 36 часов в неделю. Оказалось, некоторые готовы работать и больше, ограничения они – как молодой директор школы Александр Клементьев из Суоярвского района — считают несправедливыми. Другие же, напротив, работу сверх этой нормы расценивают как ненормальное явление – вроде  «раскладушки в школе». Большинство все же поддержали формулировку, предложенную авторами законопроекта, – не более 36 часов в неделю.
А вот предложение платить ежемесячную компенсацию на книгоиздательскую продукцию и периодические издания в размере не менее 10% МРОТ,  а это около 600 рублей в месяц (сейчас 100), одобрили все.  На эти деньги уже можно купить одну-две книжки в месяц. Не понравилась учителям формулировка законопроекта о пенсии «по старости» — из-за ее некорректности.
{hsimage|Александр Клементьев убежден, что к управлению школой надо активнее привлекать общественность ||||} Александр Клементьев, взяв слово,  предложил свою редакцию тех статей законопроекта, которые касаются участия общественности в управлении школой. По его мнению, нет механизмов их реализации.  Но его не очень поддержали, заметив, что закон и так идет впереди жизни. Начинающему директору предложили реализовать свои замыслы у себя в школе, а потом поделиться опытом.
В аудитории, где расположилась секция «Общие юридические вопросы образования», был аншлаг,  я с трудом нашла себе место. Здесь собрались в основном управленцы – директора школ, заведующие районными отделами образования, сотрудники Минобразования.
 
Михаил Гордин, начальник отдела образования Беломорского района, недоумевает: откуда брать деньги на прописанную в законопроекте педагогическую экспертизу? Средства нужны и на энергоаудит, и на  аттестацию рабочих мест,  и еще на многое. По мнению Гордина, которое было поддержано и другими, источник финансирования должен быть прописан  в законе. Руководителя управления образования Кемского района Сергея Пауша волнует – об этом он уже не первый раз говорит – проблема жилья для молодых специалистов. Он считает необходимой Федеральную программу по жилью для молодых учителей, аналогичную программе по жилью для детей-сирот.
Фантазии сотрудников Госпожнадзора возмущают директора петрозаводской школы № 48 Ольгу Молинскую. Если по одним требованиям двери должны быть открыты, то по другим … закрыты. На секции предложили устранить противоречия в требованиях федеральных органов исполнительной власти, контролирующих школы.
Участники педсовета инициировали изменения не только в законопроект «Об образовании», но и в действующие законы РФ: увеличить отпуск по уходу за ребенком до 3 лет (сейчас до 1,5 лет), ввести государственный сертификат на получение дошкольного образования, обеспечивать детей в школе бесплатным горячим питанием за государственный счет – как в Финляндии, прописать правовой статус учителя и  руководящих работников школы, добавить экстернат как форму обучения. С этими и другими предложениями можно познакомиться на сайте ИПК.
На пленарном заседании итоги обсуждения подвел Анатолий Кармазин, председатель Регионального отделения Всероссийского педагогического собрания. В течение недели рабочая группа с учетом всех предложений выработает окончательную резолюцию республиканского педагогического совещания.
Министр образования РК Ирина Кувшинова на августовском педсовете представила также систему образования республики в условиях модернизации. Она высказалась, в частности, за то, чтобы  использовать опыт прошлых лет по созданию заочных школ для талантливых и одаренных детей. Касаясь повышения зарплаты с 1 сентября, министр вновь подчеркнула, что распределение стимулирующих выплат должно быть понятно каждому учителю.
 
{hsimage|Наталья Шевелева отмечена наградой по предложению ветеранских организаций ||||} Завершился педсовет награждением учителей, отмеченных премиями победителей ПНПО и главы РК. Один из них – Алексей Доронин, преподаватель Державинского лицея. Вскоре он представит республику на конкурсе «Учитель года России». Памятной медалью «Патриот России» по предложению ветеранских организаций награждена учитель истории 9-й петрозаводской школы Наталья Шевелева, которая ведет со своими учениками большую поисковую работу.
 
Республиканский августовский педсовет готовили основательно, уже с июня. Каждый участник получил рабочую тетрадь с материалами по законопроекту, проектом резолюции и имел возможность высказаться. Важно, что информация о педсовете, его программа были общедоступны – в отличие от августовского педсовета Петрозаводска,  о котором общественность, прессу вообще не оповестили.
 
В прошлом году, кстати, республиканский педсовет не проводился. Новый министр образования Карелии Ирина Кувшинова вернула демократичную традицию собирать перед началом учебного года учителей и держать с ними совет.  
 
Фото автора