Школа и вуз

Труд не в почете

Диссонанс ориентиров – так можно сегодня охарактеризовать состояние трудового воспитания детей и молодежи.
 
Государство заказывает, общество рассчитывает, семья надеется, что школа воспитает в подрастающем поколении такое жизненно важное личностное качество, как трудолюбие. По большому счету на селе оно вопрос существования агропромышленного сектора и села как такового. 
 
Но последние изменения в образовании проявились в том, что постепенно стали исчезать из школьной жизни такие формы труда, как уборка классов, дежурство по школе, субботники по благоустройству территории школы, работа на пришкольном участке и в ученической производственной бригаде, участие в сборе урожая, и многие другие. Уборкой классов от начальных до старших, тем более коридоров, холлов, залов и других школьных помещений, занимаются сегодня взрослые.
 
Потому нередки в школе такие картинки: разбросали малыши фантики – и спешат тетеньки со швабрами убирать и мыть за шалунами; репетировали в актовом зале старшеклассники – перевернули тяжелую мебель, переставили ряды кресел, а расставляют все на места уборщицы пенсионного возраста…
Возможно, присутствовали раньше в школе эксплуатация детского труда, физические перегрузки, обязаловка и прочие недостатки трудового воспитания. Мне это как-то не пришлось испытать на себе. Зато известны сладость мышечной усталости, вдохновение коллективного труда, радость преодоления: «Мы сделали это!»
Несколько лет по-хорошему удивлялась активности и энтузиазму детей и педагогов одной из сельских школ. Почти всей школой выходили они в сентябре помогать шефам в уборке картофеля. Те делились урожаем – передавали часть его школьной столовой, лучшие ученики получали грамоты и подарки. Никому и в голову не приходило, что можно на селе жить иначе, не помогая друг другу. Но года два назад директор школы растерянно призналась, что пришлось шефам в помощи отказать: запрещают новые правила. Физический труд оказался не в почете. Проблемой стала организация субботников на территории школы, не говоря уже об обычной когда-то уборке улиц поселков или помощи односельчанам.
Труд на селе физически тяжел, монотонен, архаичен, неквалифицирован. Сложно мотивировать молодых, особенно отравленных телевизионными представлениями о легкой жизни. Поэтому думать и действовать сельской школе следует свободнее, шире и гибче. В истории России есть примеры, когда именно школы привносили в сельскохозяйственный труд новое и прогрессивное: технологии, механизмы, орудия производства и прочие инновации. Сельская школа не имеет права на самоустранение от приобщения детей к труду, у нее повышенная ответственность за образование и культуру на селе, то есть за его настоящее и будущее.
 
«Лицей» № 10 2010